*** Говорят, у тюрков не было танцев. Чушь! Танцевали все народы, т.к. это один из основных видов искусства. Даже само слово танец (dans) – тюркского происхождения! Простое тюркское слово ТАНЫС, - знакомься. От слова таны (узнавай). «Акт знакомства». «Движения знакомства». «Движения привлечения к себе» (чтобы, познакомившись, обладать своим партнёром) – вот лишь некоторые переводы этого слова. В природе самцы животных исполняют свои причудливые и многообразные танцы, с целью знакомства и привлечения внимания самок. Даже битвы самцов – есть танцевальные притязания на обладание своими избранницами. Даже прелюдии к акту совокупления между самками и самцами есть знакомство и сближение друг с другом, тот же танец таинств природы. Уже первобытные люди, подражая этим танцам в природе, перенесли их в область человеческого общения, обогатили их музыкой, пением и пластикой, всевозможной атрибутикой формы и содержания. Но если все народы мира танцевали только на земле, то тюрки танцевали на коне! Хотя на земле мы тоже танцевали (пляски вприсядку, хоровод, называемый индербай, танцы воинов перед сражением, пляски шаманов и т.д. Джигитовка – высший танец, который поражал восприятие всех народов мира. Арабский историк Абу ибн Хасул писал: «Тюрки могут исполнять на спине лошади то, чего не может танцор на земле». Прискорбно, но ныне танцы кентавров раздавлены танцами «танков» массовой поп-культуры и шумными шоу «бизнесменов-бизонов». * * * Говорят, что у тюрков не было классической музыки, т.к., мол, они не знали пианино, фортепьяно. Очередная глупость! Кочевники не изобрели эти инструменты потому, что они (громоздкие и тяжелые) им были попросту не нужны! Представьте себе, идёт караван, а на спине верблюда навьючено пианино, за которым сидит пианист и исполняет кюи Курмангазы. На пианино любую музыку может исполнить самый захудалый музыкант, а попробуйте сложнейшие вещи исполнить на домбре. «Одна палка, два струна» - дразнили этот инструмент шовинисты, имея в виду якобы примитивность его.. Но он творил чудеса! Известная всем домбра была популярна и в древние времена не только у тюркских народов, она проникла и в Восточную Европу, сохранив даже видоизменённое имя: домра. Даже на стенах гробниц фараонов изображена она! Классическая музыка тюрков это музыкальные наигрыши, melodia popolare, исполняемые на национальных инструментах (у казахов она называется кюй). Не от него ли слово гитара? Вот этимология: кюй + тарт (исполняй, издавай звуки, музыку). В процессе эволюции слова выпала последняя буква и для созвучия было добавлено окончание «а»: кюйтарт - кюйтар – кюйтара – гитара. Для аналогии сравним с именем другого инструмента тюрков: дутар. От слов ду – шум, галдёж, гвалт, шумный праздник и + тарт = «исполняй шумную праздничную музыку». Некогда и этот инструмент, по всей видимости, назвался дутарт. Вряд ли в этой этимологии есть какая-то натяжка, т.к. ныне весь мир признаёт, что скрипка, как музыкальный инструмент имеет своей прародительницей тюркский кобыз (комуз). Украинцы, например, не отрицают, что их кобза произошла от имени именно кобыза. Признавал это и великий кобзарь Тарас Шевченко. Эти струнные и смычковые инструменты тюрков разыгрались в старину до такой степени, что пустились в пляс и разбрелись по всему миру, но сохранив при этом видоизменённые названия. Возьмём балалайку. Кто может открыть разгадку этого слова? А она проста, как сам инструмент, - «одна палка три струна». БАЛАЛАЙКА от слова бала (ребёнок) и + лайык (т.е. подходящий, удобный, предназначенный) = «музыкальный инструмент, более подходящий, удобный для игры детей»... Действительно, балалайка не контрабас, который бы ребёнок просто не удержал, а маленький непритязательный инструментик, который удобно держать именно ребёнку. Даже звуки-треньканья, издаваемые ею, довольно умилительны, юмористичны, смешны. Они почти детские. |