Те, кто более-менее знаком с всеобщей историей и теорией культуры, знают о том, что те или иные деяния, действия и деятельность человека базируются на той или иной философской концепции, теории, школе. Нам, гражданам нашей страны, населению прикаспийских стран, небезынтересно знать, какая философская мировоззренческая база лежит в основе деятельности тех, кто «гостит» на нашей земле в качестве добытчиков её кладовых и «копателей» её недр, с какими мыслями, замысла¬ми и идеями прибыли они в страны, о некоторых из которых они вряд ли даже слышали до начала 90-х годов. ...Ещё в советское время мы изучали так называемую американскую буржуазную философию под названием прагматизм, не помышляя о том, что когда-либо нам придётся столкнуться с ней непосредственно. Основатели этой философии Пирс, Джемс и Дьюи основой всего и вся считали практику или деятельность, которая декларировалась ими как критерий истины (на словах почти марксизм). Саму же истину они, в отличие от марксизма, определяли как выгоду или пользу, т.е. истина представлялась ими не как результат человеческого по¬знания, проверенного практикой, а как итог действия, приносящего выгоду. «Истинно то, что выгодно» - вот она квинтэссенция и «высшая истиyа» этого любомудрия. Это философское кредо пришлось по душе всей деловой Америке (именно там прагматизм и возник), а сам он стал духовной основой дельцов, бизнесменов, барышников. Именно с этой философией прибыли к нам деляги из-за морей-океанов. Холодный расчёт, паразитизм и алчность - вот три кита, на которых держится бизнес прагматиков, пиком или вершиной которого является истина-сверхприбыль. Именно на этой «духовной» основе строится и расцветает деятельность различных закордонных ТНК (транснациональных компаний) и СП (совместных предприятий). В более развёрнутом виде эта философия имеет следующий вид: - истина - это то, что обеспечивается силой оружия, угрозы, шантажа; - истина - это то, что допускает обман, очковтирательство и снобизм по отношению к тем, кто должен быть обманутым, оскорблённым; - истина - это то, что позволяет получить выгоду, независимо от мнений, ущемления интересов, законных требований людей; -истина - сиюминутная, наличная выгода от безжалостных действий, эксплуатации людей (местных работников), природы, насаждений противоречий между аборигенами, на территории которых развёрнуто производство. При всей бесталанности, безыскусности и откровенной циничности, эта философия, произведённая прибавочной стоимостью, сверхприбылями, возможностью одурачивания капиталистически неразвитых государств «от султана до ултана» (с «головы» до «пят»), пронизывает все поры сознания, подсознания, образа жизни и действий не только западной «демократии» и предпринимательства, но и новоявленных сторонников её в стане этих слабых стран. Если истина есть выгода, то для её достижения все способы хороши: можно с выгодой воспользоваться несовершенством государственного строительства в тех или иных странах; хитро нарушать и обходить юридические законы и установления; попирать не только этническую и общечеловеческую мораль, но и сакраментальные права на жизнь, землю, воздух, воду, здоровое потомство; не считаться с обычаями и традициями местного населения, его культурой и языком; покушаться на его здоровье; внедрять «ценности», «достижения» и эталоны массовой куль¬туры с целью иметь дело с безликой массой, отчуждённой от своих тысячелетних корней. Проникновение этой философии на территории прикаспийских государств, её шествие и расцвет связаны с определёнными факторами. На примере Казахстана можно утверждать, что эти факторы относятся, прежде всего, к внутренней слабости самой Республики. Эйфория от получения Независимости, самостоятельности и возможности слияния с развитыми капиталистическими странами затмила глаза даже самых трезвых политиков и экономистов. Надежда на экономическое чудо взлёта, базирующаяся на реальном богатстве сырьевых ресурсов, немногочисленности населения по сравнению с огромной территорией, предоставляющей возможность инвестиций прибыли от нефти в различные сферы производства, в особенности сельское хозяйство, надежда на известный тезис «Запад нам по¬может», упование на ум, со¬весть, честь и патриотизм отечественных политиков вытеснила в своё время все предпосылки сомнения, здорового скепсиса и научного подхода к проблемам политико-экономического характера. С другой стороны, перед малоопытным руководством постсоветских стран резко возникли не только политэкономические проблемы, связанные с взаимоотношениями с внешними странами, но, прежде всего, проблемы внутреннего порядка. Это и необходимость преодоления тяжелейшего наследия, оставленного СССР, и надобность сохранения в обществе в условиях экономического упадка политической стабильности, и процесс болезни учёбы и роста, первых шагов вхождения в мировой рынок, и потребность совмещения демократических принципов с рынком и т.д. Этими трудностями, нестабильностью, растерянностью молодых государств не могли не воспользоваться те, кто узрел баснословные, но реальные перспективы извлечения выгоды, обогащения, прибыли, которые можно получать без особых затрат на капиталовложение в производство, технологию, инфраструктуру, независимо даже от налогов и штрафов. Под местоимением «те», разумеется, имеются в виду закордонные прагматики, как частные, так и корпоративные предприниматели, т.к. отечественные бизнесмены до сих пор прозябают на задворках капитализма. Кроме того, «ребята с нашего двора» по уровню и масштабам своей хватки и рвачества ещё не доросли до уровня и возраста матёрых буржуазных хищников. Последние имеют огромный опыт на международном рынке, финансы, высококвалифицированный штат консультантов, юристов и экономистов, мощную поддержку своих правительств, «наигранные» и проверенные методы и приёмы без проигрышных для себя мер, как экономических, так и внеэкономических воздействий, мошенничества, надувательств, давлений. Приведу лишь некоторые, ставшие уже явными, практические дела философии прагматизма в отношении Казахстана и других прикаспийских стран. 1. Компромиссные контракты. Изощрённые в рыночных играх капиталисты составляют тексты договоров или контрактов, допускающих разночтения, двусмысленность и туманность, которые, однако, в случае каких-либо разногласий или споров, всегда оборачиваются односторонней выгодой. В чью сторону не стоит и говорить, 2. Закрытость контрактов. Все контракты проводились тихой сапой, население, гражданское общество не участвовало ни при обсуждении, ни при подписании их, хотя международный опыт не таков. Их непрозрачность уже несёт возможность коррупции, обмана, предательства национальных интересов и прочих нелицеприятных актов. 3. Реинвестиции. В этих контрактах размеры инвестиций в целом отражаются, но, как правило, сроки этих вложений растянуты во времени. Для чего это делается? Ларчик открывается просто. Влив в экономику и бюджет минимальную долю этих вкладов, «партнёр» создаёт видимость того, что «процесс» по выполнению инвестиционных обязательств «пошёл». Но далее начинается полудетективная история. Не вложив ни цента в компенсацию геологических, геофизических, геологоразведочных работ, проведённых до его появления на этом рынке, он приступает к непосредственной добыче сырьевых ресурсов и продаже их на мировом и нашем внутреннем рынке. Причём, цены на внутреннем рынке приравниваются к мировым. Так, самые высокие цены на ГСМ, как ни парадоксально это звучит, формируются на «родине» нефти. Не секрет, что уже несколько лет самые высокие цены на нефтепродукты в Казахстане держатся в Атырау. В дальнейшем погашение инвестиционных долгов уже идёт за счёт части полученной прибыли от продажи тех же нефтепродуктов. Таким образом, наш партнёр выступает уже не инвестором, а коммерческим посредником. Такой же фокус мог бы проделать любой доморощенный буржуа, будь то предприятие или частное лицо, с той лишь разницей, что прибавочная стоимость вольно или невольно оседала бы у нас, оплодотворяя нашу экономику, «вращалась» бы на внутреннем рынке, а не «уплывала» за «бугор». Независимые эксперты уже подсчитали, что наших денег уплыло за этот бугор в два-три раза больше, чем влилось оттуда. 4. Сбивание или снижение цен на добытое сырьё. Основными аргументами при этом служат придирки и претензии к качественному составу сырья (утверждение о наличии большого количества меркаптана, серы и др. побочных элементов в составе нефти, раздувание сложности транспортировки её и т.д.) Но и здесь применяется «обходной манёвр»: приобретённое по низким ценам сырьё реализуется через офшорные зоны, но уже по возросшим ценам. Этот процесс тщательно вуалируется. 5. Искусственное сдерживание объёмов добычи сырья. При явных возможностях увеличения объёмов этого не делается, т.к. процесс этот сопряжён с возрастанием размеров налогов, различными претензиями со стороны государства и т.п. «неудобствами». 6. Игнорирование надобности обновления оборудования, введения передовых технологий, утилизации побочных компонентов добываемого сырья (прежде все¬го, серы). Конечно, эти затраты прагматикам ни к чему. Данный пункт непосредственно связан с нарушением естественных условий жизнедеятельности людей, уничтожением всего живого. 7. Отказ от необходимости страхования людей и моря, выплаты компенсаций за на-рушение экологии, за ухудшение здоровья людей и прочих вполне законных требований граждан. Здесь приведена лишь часть экономических конъюнктурных игрищ, в результате которых и государство, и народ теряют крайне необходимые деньги. Кроме того, в погоне за золотым тельцом «закордонники» не гнушаются и методами дестабилизации политической и социальной обстановки в стране, ибо золотую рыбку легче ловить в мутной воде. Эти методы, прошедшие испытание на протяжении многих десятков лет и во многих странах, стали уже классическими. В ход идёт всё, что работает на прибыль: стремление при помощи посулов, обмана и шантажа прибрать к своим рукам глав стран и правительств, сделав их угодливыми, послушны¬ми, безынициативными. В случае несговорчивости, честности и принципиальности в ход идут новые угрозы, шантаж и дискредитация. Отсюда появляется различная информация о несметных богатствах глав государств и правительств, предпринимаются раз¬личные попытки обострения противоречий между официальной властью и оппозицией, властью и населением, государством и гражданским обществом. В случае приобретения единомышленников, сторонников в стане руководств этих стран, все проблемы с эксплуатацией местного решаются сами собой: они уже становятся «своими», защищёнными, при¬крытыми местными законами и силовыми структурами, с интересами и чаяниями гражданского общества им уже можно не считаться, можно игнорировать его сакраментальные права, культуру, язык, обычаи и традиции. В случае же проявлений недовольства, ропота, возмущений со стороны граждан или НПО, прагматики используют опять-таки старые заготовки: мелкими подачками, подбрасыванием обглоданных костей, очковтирательством затыкают, подмасливают недовольные глотки, чрева и душонки. Они заигрывают с различными общественными организациями, подкупают их «вождьков», приобретая в их лице своих марионеток. Эти методы и приёмы разделения общества на части и властвования над ними, размывания его единства и угнетения разрозненных сил не утаить, не скрыть, отрицанию не подвергнуть. Коль скоро прагматики прибыли к нам не на один десяток лет, то им нелишне напомнить, что, кроме прагматизма, есть и другая философия, а именно та, что рассматривает всё в развитии, в перспективе, в переходе всего в свою противоположность, понять которую можно, только сойдя с прагматических рельсов. |