Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Бекет Карашин
Объем: 32792 [ символов ]
ВОЛКИ И ИХ ПОТОМКИ
1.ДОЛГ ВОЛКУ
 
Из легенд, преданий и исторических сведений известно, что многие
тюркские и монгольские племена и народы своими прародителями
считали волка или собаку. Волчьи маски, волчьи парики, штандарты с
волчьей головой и другая «волчья» атрибутика существовали ещё до
времён сакоскифов.
 
Одно из первых исторических сведений о культе волка
засвидетельствовал ещё Геродот. Описывая обычаи скифов-невров, он
отмечал, что «каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в
волка, а затем снова принимает человеческий облик». Сам Геродот
этим россказням не верил. Как увидим далее, Геродот в этом вопросе
был более натуралистичен, нежели психологичен.
 
Китайские источники, русские летописи также свидетельствуют о том,
что исторические личности, такие как гуньмо (куньби) уйсынов Елжау,
вождь гуннов Атилла, ханы кипчаков Боняк, Газак и другие
периодически уходили ночью в дикую степь и душераздирающе,
кроволеденяще и сумасводяще выли при Луне и на Луну, словно волки.
 
Например, русская летопись сообщает: «Давыд… пошёл к половцам и
встретил его Боняк и воротился Давыд, и пошли они на венгров. В пути
они остановились на ночлег и, когда наступила полночь, встал Боняк,
отъехал от войска и начал выть по-волчьи, и волк откликнулся на его
вой, и завыло много волков. Боняк же, вернувшись, сказал Давыду, «что
завтра мы победим венгров» (Полн. собр. русских летописей, т.1, С. 270-
271). Речь идёт об историческом событии Х1 века, когда коалиция,
состоящая из 390 конников кипчакского хана из рода берш Боняка и
100 дружинников князя Давыда, наголову разбила венгерскую армию,
превышавшую её в 80 раз! Таким образом, русские княжества избежали
порабощения и обращения в католицизм, т.к. венгры для этого дела
вели с собой католических священников.
 
Русь того времени хорошо знала это пристрастие степняков к волчьей
вере. Тех же БЕРШей они называли БУРЧевичами, Альбурлинцев –
Ольберами, т.е. «потомками волка».
 
Гумилёв писал: «Китайские авторы считают понятия «тюркский хан» и
«волк» синонимами. Широко известны также легенды о происхождении
каганатовских тюрков, уйгуров и др. племён от волка или волчицы.
 
Эти всевозможные легенды о людях-волках или оборотнях, скорее
всего, основывались не на биологических перевоплощениях, а на
психических метаморфозах, посредством которых степняки наводили на
своих противников страх и ужас. Кроме того, подражание волчьему
вою, имитация его звуков были, вероятно, отправлением культа,
посвящённого волку-тотему, молением, мольбой, обращением к
верховным силам природы, выспрашиванием у них благ, усилений духа и
тела, помощи в преодолении жизненных препятствий. Вой
одновременно мог быть и своеобразной медитацией, при помощи
которой достигались самовнушение, уверенность в богоизбранности,
убеждение в своём величии, непобедимости, силе. Именно эта
психорелигиозная особенность волков-невров и не была осознана
Геродотом.
 
Что же наших предков привлекало к волкам? Какие их черты
заставляли преклоняться пред ними? В чём выражались и как понимать
те или иные волчьи повадки в деяниях тюрков? Какие волчьи следы
остались запечатлёнными в истории, культуре и языке? Вот круг
вопросов, требующих ответов. При попытке ответов на них,
лингвистические, этнографические, культурологические, поиски не
ограничиваются ни временем, ни научными «готовыми» рецептами, ни
научным стилем изложения.
 
Этот этюд отражает видение литератора, а не учёного. Что же
касается истории, то она, в основном, ограничивается средневековьем,
хотя волчья вера существовала еще до невров, хунну, уйсынов, уйгуров,
древних киргизов.
 
…В отличие от многих животных, волк - убиквист, т.е. зверь, обитающий
в самых различных климатических условиях. Его прежний ареал
охватывал почти всю Евразию и Северную Америку, включая степи,
лесостепи, леса, горы, пустыни, тундру, Крайний Север. Ныне он
полностью истреблён в Западной Европе, на грани истребления в
Америке (правда, возрождается в Йеллоустоунском заповеднике).
Сейчас он распространён только в Казахстане.
 
…У волка великолепно высокоразвита психика,инстинкты, чутьё, что
позволяет ему обладать высокой экологической пластичностью,
устойчивостью.
 
…В стае волки отличаются организованностью, дисциплиной,
взаимопониманием, что особенно проявляется во время коллективной
охоты. Члены стаи расходятся по разным участкам для отыскивания
добычи, сигнализируют о результатах поисков, окружают
обнаруженную жертву, устраивают засады и нагоняют её на
затаившихся собратьев или на участки (лёд, глубокий снег), где её
легче добыть.
 
…Волки выносливы, могут долго терпеть голод, лишения, невзгоды,
болезни. За сутки они без отдыха могут преодолеть 180-200 км. Ноги
не только кормят волка, но и спасают. Спасаясь, волки способны
развивать скорость бега до 80-85 км/ч.
 
…Волки всех популяций в зависимости от периодов времени ведут и
оседлый, и кочевой образ жизни. Оседлое поведение начинается с
момента подготовки зверей к рождению приплода, кочевое – с момента
откочёвок диких и домашних животных. Они моногамны, лишь смерть
партнёра нарушает «однолюбие».
 
…К чужим волкам стая относятся враждебно. Она охотится в основном в
пределах своего участка и не нарушает границ территорий соседей,
отмеченных мочевыми точками. Этот «принцип» не распространяется
на переярков, которые, хотя и обитают отдельно, но иногда
присоединяются к родителям для совместной охоты.
 
Эти и другие волчьи способности и повадки были переняты степняками
в различных действах, жизненных ситуациях и обстоятельствах: охоте,
набегах, войнах, засадах, походах, гонениях, лишениях, родовых
отношениях…
 
…Подобно волкам, тюркомонголы населили огромные пространства
Евразии, сумели приспособиться к самым суровым климатическим
условиям.
 
Степняки-скотоводы независимо от кочевого образа жизни имели свою
чётко ограниченную территорию: родовые владения, государственные
границы, земельные наделы. Только непросвещённым казалось, что
кочевье – хаотическое перемещение в пространстве, зависимое только
от прихотей природы, тогда как земельное право на собственность
было правом сакраментальным, священным. Этим правом обладали не
только живущие, но и жившие, а также грядущие поколения. Даже
правители тех или иных государственных, родовых, военно-
политических и иных образований не имели права на земли,
оставленные в наследство предками и должными принадлежать
потомкам его подданных.
 
…Как и волки, тюрки отделяли своё потомство, наделяя его землями,
имуществом, скотом, что не мешало при необходимости консолидации
семьи, рода, племени. Конечно, это внешнее сходство имело под собой
глубинные экономические корни: скотоводство диктовало не
сосредоточение, а расселение семьи. Только так могло расширяться
производство скота, обеспечиваться его прокорм, осуществляться
демографический рост людского поголовья.
 
…Во время военных действий тюрки формировали небольшие отряды,
наподобие волчьих стай, которые совершали засады, рейды, атаки и
разрывали на части превосходящие силы противника, а сами несли
незначительные потери, были быстры, маневренны, неуловимы и
недосягаемы. Они предвосхитили партизанскую форму ведения войн.
 
…В ходе набегов тюрки проявляли волчью неприхотливость в
отношении количества и качества пищи. Чтобы не тратить
драгоценное время на поиски и приготовление пищи, они обходились
подручным питанием, включая, свежую кровь скачущих коней. Поэтому
их военные выступления назывались не походами, не нашествиями, а
набегами или налётами.
 
… Охота с засадами и загонами своей массовостью, разделением
функций, дележом добычи, напоминая волчью охоту, широко
применялась в степи.
 
…Выносливость, живучесть и хищность волков были в полной мере
свойственны и степнякам. Им были чужды нега, леность,
противоестественные пороки и т.п. черты, расслабляющие и
развращающие тело и душу. Они закаляли организм постоянными
упражнениями воинского характера, полжизни проводили в седле,
терпели голод, но при случае, проявляя крайнюю степень чревоугодия,
потребляли неимоверное количество мяса вместе с хрящами, жилами,
кожей. Средний степняк в один присест мог съесть целого барана. До
сих пор казахи шутят, что они занимают 2 место в мире по
потреблению мяса, а на вопрос, кто же занимает 1 место, отвечают:
волки. Они же, своё восхищение, вызванное удалью,
предприимчивостью, хваткой, отвагой и т.п. чертами характера
личности, обозначают одним уважительно-почтительным словом-
комплиментом «каскыр!».
 
Эти отношения к волку не могли не проявиться в истории, не
отложиться в языке в виде различных наименований волка, волчьих
этнонимов, антропонимов, и топонимов. Пожалуй, ни в одном языке,
кроме тюркского, нет стольких обозначений волка и слов производных
от них, в том числе и массово проникших в другие языки. Вот лишь
часть этих слов и поведения «тюрковолков» в истории.
 
2. BURI
 
BURI (бури, бори, бари и т.п.) Один из распространённых, но более
поздних вариантов, чем другие его имена. Он же – основа
«буриобразных».
 
БАРак… Согласно легенде, эта быстрая, как птица, собака вылупилась
из яйца хищной птицы, вероятно БЕРкута. Кстати, глагол-императив
«бур» переводится словом «хватай» (добычу). И к БУРИ, и к БУРИкиту
(беркут – русское искажение) подходят переводы «хват», «хватала».
 
БАРбос… Бос (боз, и даже, босс!) означает серый цвет, цвет волка.
БОРзая, сенБЕРнар, тоже, видимо, имеют отношения к «бури».
Толкование сенбернара, например, просится на чистый тюркский язык:
сен (ты) + бури + нар (одногорбый верблюд, самое сильное и крупное
животное в степи). Действительно, сравнивать эту породу собак с
другими, и даже с волками – всё равно, что сравнивать верблюда с
лошадью или бараном. Буквальный перевод «ты – волк - нар» искажает
смысл. Скорее всего, слово, использовалось метафорически: «ты –
волкодав». Волков в степи по тем временам было куда больше, чем
сейчас, не было и огнестрельного оружия для их массового отстрела.
Самым эффективным средством защиты стад были, конечно, волкодавы.
Отлично зная повадки волков, степняки выводили различные породы
собак сильнее их. А животноводы были селекционерами «от бога»,
точнее, от природы и по природе. Это сейчас отпала надобность в этой
профессии. Поэтому-то остались лишь жалкие потомки алабаев и
тобетов. А сенбернара, скорее всего, вывезли из степи для экзотики,
увозя и имя его… Но «звериный стиль искусства» скифов отложился в
языке: «айлы муйiз ак тулпар», «касқыр басты кара казак» и т.п.
 
БИРюк… Здесь можно впасть в ложную этимологию. Скорее, поскольку
это одинокий волк, то произошёл он от цифры БИР (один). Свободное
владение тюркским языком позволяло русским поэтически «поиграть»
словами: бир-бури-борик -бирюк. Борик здесь – шапка-треух из волчьей
шкуры. Конечно, одинокий волк несчастен, имеет больше вероятности
стать шапкой. Как бы-то ни было…
 
шапка волчья, борик,
ожила, как волк-бирюк,
сам бирюк, несчастный волк,
стал вне стаи одинок.
 
Масса топонимов, этнонимов, антропонимов, титулатуры, профессий и
других «человолчьих» вещей возникли от имени бури.
 
В составе кипчакской конфедерации племён выделяли союз родов или
фратрию БУРИЛИ. Их знали и арабы, и персы, и русские, называя по-
разному: Алборли, Бурлы, Эльбури, Ольборли (в русских летописях –
Ольберы). Но при всех искажениях этнонима, все знали перевод:
«волчий ел», «волчья страна», «племя волков» и т.п. Это был мощный
союз, в состав которого входили такие племена, как БЕРШ (по-русски –
БУРИЧевичи, БУРЧевичи), КызылКУРТ, БашКУРТ и другие. Ханами и
султанами этих племён были знаменитые литературные герои и
персонажи «Слова о полку Игореве» и русских летописей: Боняк,
Севенч, Елдечук, Аклан Буричевичи, хан Казак (Газак, Гзак, Гза) и
другие. Эти же «Буричевичи», начиная с Бейбарса, правили
мамелюкским Египтом 130 лет.
 
К «БУРным» «произведениям» бури безошибочно можно отнести и
племя БУРИ ат (бурят). Титул БУРхан (Бури-хан будет точнее) – из этого
же ряда.
 
Много крови пролили эти потомки волка. Но и немало славных дел они
совершили в истории. В 1091 году конница под командованием Боняка
Бурчевича и Тугрулхана спасла Византию от разгрома в шестилетней
войне с печенегами. Хотя печенеги-огузы были такими же степняками,
как и кипчаки.
 
В 1055 году «волки» хана Болуша (М.Тынышпаев считал это имя
искажением слова Бериш) первыми предложили князю Всеволоду
«сотворить мир», который был утверждён, но затем нарушен
последним. За это вероломство с 1061 по 1078 год волчьи стаи хана
Секала 4 раза громили Киевскую Русь.
 
В 1093 г. досталось и Мономаху со Святополком. Лишь в 1095 г.,
пригласив «волков» в гости на трапезу, подданные Мономаха зарезали
и застрелили спавших и обедавших гостей, принцев крови Китана,
Итларя, Аклана и отборные части кипчаков. Этот поступок ужасал
самого «отца русской истории» Карамзина.
 
Боняк же за это снова выжег окрестности Киева. Но он же, помогал
князьям-союзникам, разбил венгров и спас Русь от новых «варягов» и от
католицизма.
 
5 мая 1185 г. «волки» Қазақа (Газака) и Кончака разбили дружину
Игоря за то, что он громил и грабил беззащитные аулы. В «наказание»
за это Кончак женил Игоря на своей дочери. Не только Игоря, но и
массу русских князей ханы женили на степных «княжнах-волчицах» и
«принцессах-змейках». Но патриархат не позволил потомкам этих
степных принцесс попасть в список тюркских аристократических
династий России.
 
По тем временам все эти исторические коллизии считались в порядке
вещей. В степи шли ожесточённые межплеменные распри и войны, на
Руси – постоянные раздоры князей, в которые вовлекали степных
хищников. Эти вели свою политику: всё время стремились на главный
трон Руси, киевский престол, посадить своих «куеу бала», т.е. зятьков.
Те же, в свою очередь, быстро забывали услуги своих патронов,
проявляя непомерные амбиции в стремлении подавить не только
самостоятельность остальных княжеств, но и вести самостоятельную
политику по отношению к своим «тестюшкам». И начинался новый
виток «разборок»: находился новый удельный князёк, который
отправлялся в степь, чтобы просить руки дочери какого-нибудь хана, а
вместе с ней и помощь в завоевании киевского престола.
 
Чтобы удержать этот трон, князья хитрили по всякому. Например, они
давали земельные наделы, города, невест и состояния степнякам,
которые становились автоматически его подданными. Целые роды-
племена уходили на Русь. Это была страшная наёмная воинская волчья
стая, клыки которой затем вонзались в неугодных князей или степных
братьев. В Степи их называли предателями (берендеи). Они также, в
свою очередь, женились на русских девах и женщинах. Ханских
сыновей женили на русских княжнах. Простые воины брали в жёны
простолюдинок. Берендеи, чёрные клобуки и ковуи все в принципе
были берендеями, предателями. Но их называли так не только по
политическим соображениям, а по причине измены вероисповеданию,
вольному образу жизни, ментальности.
 
Практика привлечения наёмников князьями говорит о том, что на Руси
того времени была профессиональная политика. Князья знали, что
такая практика существует во всём мире того времени.
 
Словом, лобового противостояния «Степь-Русь» никогда не было. Это
средневековые политики грызлись между собой, как волки в стае. Но
интересы их вторгались в область интересов простых людей.
Надо же было рать
формировать,
в стаю бирюков сбивать.
Тогда пошёл на брата брат,
вкушая кровь
людского братства,
за чушь, любовь,
за власть, богатство.
 
Народ, как и везде, хотел жить своей жизнью, трудиться, плодить
детей, иметь дом, получать удовлетворение и духа, и тела. Поэтому и
простые степняки, и русские крестьяне, живя бок о бок, торговали,
общались, учились друг у друга всему, отлично знали языки. Не только
через политику, но большей частью через быт циркулировала общая
кровь, обогащался общий язык, формировалась общая ментальность.
Эта живая история, не оболганная политиками, не преданная
«историками» ещё живёт и здравствует в языке. В этом плане, русский
язык велик, ибо он, как никакой другой, сохранил в себе бесценные
сокровища тюркского языка, многие слова которого уже давно забыты
самими тюрками.
 
Но этой двухвековой истории суждено было прекратиться. С Востока
пришёл общий враг, другая стая более голодных и свирепых «волков»
(легендарная родословная Чингисхана берёт начало от Сивого Волка).
Тогда, отбросив в сторону свои «дворовые» распри, в один ряд встали и
кипчакские «змееволки», и русские дружинники, и вчерашние
«предатели», берендеи. Нашлись и настоящие предатели в лице
некоторых князей, решивших отсидеться до лучших времён. Но эти
времена так и не пришли. Коалиция союзников была разбита нойонами
Субадая. Странно, даже в наше время находятся «историки», которые
причину поражения видят в трусости и предательстве кипчаков. Но
ведь они ВСЕ полегли на Калке, также как и русские дружинники вместе
с берендеями! Кипчаки, также как и русские, защищали свои ОБЩИЕ
земли, общие интересы, а не интересы отдельных родов и вотчин, как
это сделали малодушные князья.
 
Но ещё до налёта монголов, из-за засухи, джута большая часть степи
обезлюдела. «Волки» «порыскали», а «змеи» уползли по разным странам
и весям.
 
Поскольку основными занятиями номадов были скотоводство и война, то,
лишившись основного поголовья скота, они вынуждены были
становиться рабами, наёмниками или завоевателями.
 
Так, огузы, разбитые кипчаками, получили военные поселения в
Византии, Венгрии, другая их ветвь (сельджуки) покорили почти все
страны Среднего и Ближнего Востока, отобрали власть у арабских
халифов.
 
Часть кипчаков служила по найму на Кавказе (Грузия, Армения). Другая
часть «волков» (АлБУРИли), будучи наёмницей, в государстве Гуридов
на территории Северной Индии и Афганистана, в 1193 году взяла Дели
и своего вожака по имени Айбек объявила наместником. Но этого
«волкам» было мало и в 1206 г. Айбек, бросив вызов своим господам,
объявил себя государём новой страны, - Делийского султаната. С 1211
года в этом султанате пришли к власти Берши из Прикаспия
(Шамссаддин Ильтутмиш, его дочь Разия, Балбан и др.).
 
Целый пласт истории Буричевичей связан с родиной фараонов, Египтом
средневековья. Невольники, отловленные в степи и попавшие в
«человолчьи» вольеры, свой дикий норов, острые клыки и
неистребимую волю к свободе и власти обнажили на далёкой чужбине.
Зарезав, заколов нескольких халифов, разделавшись со своими
конкурентами за власть, вчерашние рабы стали новыми хозяевами
древнейшей в мире страны. Взобравшись на вершины тысячелетних
пирамид, они воздвигали на них юрты, пили кумыс, пели песни степей,
выли при луне и надеялись, что их вой будет услышан степными
волками. Они, четыре раза вырезав монгольские тумены, спасли
мусульманский Ближний Восток и всю Европу от порабощения, а заодно
по-волчьи отомстив за погибших на Калке дружественных дружинников
и единокровных собратьев.
 
Ни арабы, ни персы, ни курды, ни греки, ни кавказские мамелюки, ни
рабы-суданцы, ни монголы не могли справиться с ними. Только лишь
смертельное противостояние «огузы-кипчаки», этих двух древних
тюркских кланов, сцепившихся между собой ещё во времена первых
каганатов на территории нынешней Монголии и покатившихся клубком
в Приаралье, южнорусские степи, Византию, Хорезм, Иран, Индию,
Ближний Восток и Египет, изменило ситуацию. К власти пришли огузы-
османы.
Тюрки – древний волчий род –
будь то люди, будь то скот,
вырезали всех и вся,
в том числе самих себя.
 
Но кипчаки продолжали борьбу за власть, которая прекратилась лишь с
приходом нового завоевателя, Наполеона. Он нашёл общий язык с
«волками», - кипчаки стали отборной частью конницы Бонапарта, ушли
вместе с ним для дальнейших завоеваний европейских стран. Великий
фельдмаршал Наполеона, начальник его кавалерии, Мюрат – тюркских
«человолчьих» кровей. Почти тысячелетняя история египетских тюрков,
в том числе «волков»-мамелюков, завершилась под сугробами России и
на острове Св. Елены, куда был сослан Наполеон. Их трупы в мундирах
французской наполеоновской армии, на пальцах которых красовались
огромные серебряные перстни с родовой печатью «волчьей стаи»,
нашли в Подмосковье. Кто знает, где теперь потомки этих
«человолков»?!?
 
Не только в именах «собратьев», этносов и истории рыскал бури, но и в
именах людей, кличках, вещах и во многом другом…
 
Хана Восточно-тюркского каганата звали БУРИ-хан, в Западном
каганате правил БУРИ-шад. Вполне русские имена-фамилии БОРИслав,
БОРИс, БИРЮКов, СуВОРов, надо полагать, те же «человолчьи» имена.
Кстати, династия Суворовых, как и более трёх сотен высших
аристократических династий России - тюркского происхождения. Их
родословная, семейные гербы давно установлены. Их в своей книге
«Русские династии тюркского происхождения» приводил русско-
тюркский аристократ Н.А.Баскаков. Один из прямых предков
генералиссимуса имел волчий антропоним - Борис.
 
Любитель домашнего скота, Потрошитель и опустошитель, скотокрад и
бич пастухов, овчарен, телятников, курятников «прославился»,
наверное, и в другом. Видимо, после его набегов, а затем нашествий
двуногих, но похожих на него, раздавались крики и визг: «бори!»,
«боры!», «воры!», «ворог!», «враг!», «варяг!». Не только варяги, но и
Серый волк из русских народных сказок имел вполне этническую
степную окраску… Наверное, не только на Русь, но и в Европу
пробралась дурная слава и имечко бури…
 
Бури, волчище, враг и вор,
ограбив Русь и русский двор,
как сенбернар, ушёл в Европу,
чтоб кровь её попить для пробы.
 
Что характерно, в Европе «дети» бури такие же отрицательные
персонажи, как и на Руси, хотя некоторые из них могут и не иметь
отношения к нему.
 
БУРбон…Гипотетично, что он тоже из «волчьего» племени, поэтому
стараться любой ценой давать этимологию не стоит. Не как
собственное имя, а как нарицательное прозвище, бурбон есть человек
грубый, властный, жестокий, поэтому эти качества вкупе с
приблизительно волчьим именем вполне вписывают его в искомый ряд.
 
БУРжуа…Этот капиталистический хищник имеет такие же повадки, как
у кровопивца-волка. Я бы его назвал БУРИжуан, т.е. «жирный, толстый,
сытый волк», ибо жуан несёт нагрузку именно этих прилагательных.
 
БЮРГер…Этот «волк» подобрее. Он - БИРЮК + ЕР, т.е. «одинокий волк-
мужчина» (ер, – по-тюркски, - мужчина). По социальному положению
он из среднего класса, не эксплуататор-кровопийца. Но он доволен
свой достаточно сытой жизнью, равнодушен ко всякой политике, по
природе индивидуалист, не любит стадный инстинкт, отчуждён от
всякого сообщества, гражданственности.
 
Одиночка, волк-бирюк,
любит больше всех курдюк,
он чихать хотел, мочиться
на волков всех, на волчицу.
Бюргер – тоже имя волка,
а точнее, - «человолка».
Он с людьми, где лишь пикник,
там, где сало, пиво, шпик.
 
БРАКОНЬЕР… Этот – настоящий зверь. Даже имя его кровоточит: БУРИ
+ КАН + ЕР (волк + кровь + мужчина)…
 
БУРГУНДИЯ, БУРГУНЫ… Страна волков-гуннов, бури + гунны. Гунны в
этих краях воевали, обитали и, скорее всего, остались там после смерти
Атиллы.
 
Они носили на головах БОРИки, шапки-ушанки, шапки-треухи из
волчьей шкуры и даже саму волчью голову. Конечно, мода на ПАРИки
пошла после знакомства с БОРИками. Вообще, накладные волосы идут
от сакоскифов, которые снимали с человеческих голов скальпы,
использовали их как полотенца, шили плащи, носили на своих головах,
щеголяли в них, гордясь тем, что они их добыли в бою. Кроме того,
скальп – шапка, которую не надо шить. Не дай, Аллах, чтобы модельеры
возродили эту моду вновь.
 
Возвратимся или обернёмся к оборотням… Конечно, ни Геродот в своё
время, ни мы сейчас не верим в эти россказни, легенды, фильмы ужасов.
Мы, тем более, поскольку знаем, что обратить человека в волка, и
наоборот, невозможно даже на генном уровне. «Человолк» (неологизм
мой, - Б.К.) уместен лишь в литературе, начиная с афоризма римлянина
Плавта «Homo homini lupus est» («Человек человеку волк»). Но цепкая
память, как общественного, так и индивидуального, подсознания вновь
и вновь возвращается к этой теме. Скорее всего, людей, носивших на
голове волчьи головы или маски, вполне могли по невежеству принять
за двуногих волков, оборотней. Ведь, те же греки, впервые увидев
наших предков-номадов на конях, восприняли их, как «конелюдей»,
назвав кентаврами.
 
Могло быть и так: роды и племена, начиная с невров, тотемом которых
был волк, называли «О БОРИден». Где «о» – сокращённый вариант
личного местоимения третьего лица (ол, он, она), «ден» - тюркский
вариант предлога «из». В целом, перевод представляет словосочетание
«он (она, они) из волков». О БОРИден – О БОРОтень. Вроде бы и
фонетическое, и семантическое значения этих двух слов очень близки.
Тогда последствия могут оказаться самыми неожиданными: слова
ОБОРОТ, ПОВОРОТ, РАЗВОРОТ и т.п. автоматически станут
производными от «человолка». Как бы ни был красив такой поворот
дела, он может быть просто каламбуром, ложной этимологией. Но
важнее грамматика. А она требует, чтобы существительное «оборот»
выводили из глагола. А именно, тюркский императив «бур»
(поворачивай, крути) лежит в основе искомого слова: БУР – БУРМА («не
поворачивай» и одновременно «поворот») – БУРау (крутить,
поворачивать, отсюда и БУРав, инструмент) – БУРить - оБУРот –
оБОРот. Изменение основы искомого слова произошло не только в силу
сингармонизма, но и потому, наверное, что сам графический знак «О»
«вООчию», реальнО и трОекратнО изображает смысл целого слова
«ОбОрОт»…
 
3. У-У-У
 
Самым первым именем волка, было, пожалуй, У или У-У-У. Потому, что
первые имена были звукоподражательными.
МУ, МО, МЫ, БУ, БО, БЫ – имена коровы, быка (отсюда БУха, Бык, БУЙвол
и т.д.).
 
Ш, Ж, С, З – шипит и свистит, конечно, змея (Ж-Ж-Жылан, отсюда и
немецкий Шланг, З-З-Змея и т.д.).
 
БР, РР – имена кошачьих (БаРРс, аРРстан, РРысь, паРРдус, тигРР,
пантеРРа, «БРРысь!».
 
Ку-КУ (КУкек, КУкареКУшка, КУКУшка). Этот ряд можно продолжать
довольно долго.
 
Одно из самых первых, по Сулейменову, наименований волка
происходит от общетюркского глаголо-имени UL – вой. Как
существительное-акт, так и глагол-повеление – «вой». В обоих
диалектах тюркского языка это слово участвует (О.Сулейменов. «Тюрки
в доистории», Алматы, 2002, С.74). Ulyk (огузско-карлукский) – 1)
«воющий», «волк», 2) «великий». В кипчакском – ULy (улы) – «великий».
И оба варианта попали в индоевропейские языки, но в видоизменённых
формах. В латинском это - LUpa (волчица) LUpus (волк). В германском
wOLf . Да и в русском: вУЛк (затем – вОЛк). Но слово УЛ имеет и другое
значение: ul – сын, дитя мужского рода.
 
Отсюда и иносказательный вопрос при родах: «buri mе tulki mе?»
(«волчонок или лисичка?»). Прямой бы вопрос звучал так: «UL ma kis
ma?» («сын или дочь?»). Кипчаки и здесь отождествили имя волка и имя
человека. Огузы усложнили: огУЛан (окУЛан, оглан, оглы). Даже в этом
видно, что кипчаки своё «волчье» происхождение умели выразить
словами.
 
Наблюдения за тем, что волки воют чаще всего при луне или на луну,
тоже вызывают определённые ассоциации. Тюрки по-своему поняли
этот природный акт: коли Великий Воющий жалобно и тоскливо воет на
луну, будто молится и просит нечто, то значит Луна ещё
величественнее. И это уже подвигает на словотворчество. Они тогда
называют луну Улу Ана, «Великая Мать». Богиня и Мать Великого и
Божественного Воющего автоматически становится супер-богиней
волкопоклонников, а её имя уЛУаНА широко распространяется:
LUNA (лат.), ЛУНА…
 
И тут же тюрки сочиняют название отправления культа: ULUNU, УЛУНУ
(поклоняться, молиться, выть, вой, мольба, поклон).
 
Но любое существо, пусть и Великое, должно иметь своё жилище. У
богов это небо, поднебесные горы (Олимп). У волка тоже есть жилище
на земле, точнее, под землёй. Тюрки его назвали ULUK OBA, уЛУК ОБА
(оба – жилище, дом, семья, род, племя). Аналогию находим в
подразделениях кипчакской коалиции: ТоксОБА (девять родов, в
летописях – Токсобичи), КолОБА (5 родов, 5 домов, в летописях –
Колобичи), ИтОБА (собачье племя). Последних не надо путать с
летописными Итебичами, которые производны от Жете, Йете, Жети
(семиродцы).
 
Русский язык отлично освоил название жилища волка,
сингармонизировав его: уЛУК ОБА - ЛОГОВО. Тонкие и великие знатоки
русского языка интуитивно чувствовали отношения «Бог – волк», «Бог –
«человолк»:
 
«Кесарю – кесарево, богу – богово.
А мне, такому, деться куда,
где для меня уготовано логово?» (Маяковский)
.
Не только поэты, но и волки вместе с «человолками» неприкаяны на
этой земле. Всё из-за того, что они – рождены быть свободными, а их
подвергают гонению, истреблению, уничтожению. «Гнать кочевых,
как волков» - официальный лозунг политики Китая времён Тюркского
Каганата. «Волхвы не боятся могучих владык», но владыки поступили с
ними жестоко. Вой от «избиения ВОЛХвов» на Руси дошёл до «убиения
ВОЛКов» в Казахстане. Включая героев и поэтов, вожаков двухвекового
национально- освободительного движения при царизме, «алаш-
ордынцев» и «волчат-декабристов-86». Конечно, все они выли. От
безысходности. От отчаяния. От несправедливости. Выл великий
Махамбет: «Мы за Волгу волком выли, за Урал рубак рубили…». Ту же
потребность испытывал Есенин: «Давай с тобой повоем при луне…».
 
Но великая Мать-Луна светит холодным нимбом и не слышит своих
сыновей…
 
4. КУРТ, КАСКУРТ И ДРУГИЕ
 
…КУРТ (в некоторых диалектах КЫР, КУР). Это тоже одно из
древнейших волчьих имён. Его мы встречаем в словаре М.Кашкари (XI
в.). По грамматическим признакам это тоже глаголо-имя. Императив
«курт» переводится посредством синонимов «истреби», «искорени»,
«ликвидируй», «уничтожь», «вырежи» и т.п. Но оно же и имя нашего
«серого героя»: «истребитель», «искоренитель», «ликвидатор»,
«уничтожитель». Древность этого слова подтверждается и наличием
омонимов. Курт это и молочный продукт (кислая брынза), и червь,
червяк. Если первый омоним далёк от смысла глагола, то второй к нему
близок. Если волк уничтожает жертву, съедая, то именно это же
делает червь, разъедая.
 
КасКЫР, КасКУРТ … «Настоящий, подлинный (природный) волк». Так,
наверное, он противопоставлялся именам «человолков», прародителем
которых выступал абстрактный волк-курт. Эти имена исторически
достаточно древни. БашКУРТ (БашКЫР) – «главный (головной) волк».
Возможные варианты – УйКЫР (по легенде уйгуры произошли от отца-
волка и матери царевны), КЫРгыз (легенда: появление их от красной
борзой), КызылКУРТ – «красный волк». Род, в составе племени Байулы,
давший миру величайшего композитора Курмангазы. Один мой
знакомый из рода Кызылкурт, прожив до сорока лет, думал, что его
прародитель – красный червь. Какова была его радость и гордость,
когда он узнал, что он «человолчьих кровей»! Если красных волков
сейчас нет в природе, то это не вина «красноволчьего» рода-племени.
В словаре М. Кашкари находится ещё одно имя волка: АРЖУ. Даётся
объяснение, что это «вишнёвый волк». Значит, красные волки и были, и
жили. Не знаю, имеют ли отношение к «человолкам» КУРДы, а также
германские КУРТы…
 
Волка также называли ИТКУС – «собака-птица» (вспомним БАРАКА),
МАМУ, КОКЖАЛ, БОЗ. Два последних имени явно связаны с мастью серого
цвета. БОЗа, например, знали на Руси («бусово внуци», т.е. «серого
внуки», - так в древнерусской литературе именуются «человолчьи»
племена кипчаков). Не от него ли ПЁС?!?
 
Но самым оригинальным именем волка является его…безымянность.
Тюрки придавали именам огромное, в том числе магическое, значение.
Считалось, например, что имя, при его произношении,
материализуется. Если имена таили угрозу, опасность, то лучше было их
не произносить. Вот, заходит в юрту человек и сообщает: «Видел Его,
надо укрепить овчарню, усилить бдительность…» Всем, всё было ясно.
 
Не только тюрки и монголы были «человолками». Следы этого древнего
тотема оставлены по всей земле. Потомками волка считали себя Ромул и
Рем, а вслед за ними и римляне. Голову койота носили на голове
индейцы. Чеченцы тоже считают себя отпрысками волка (волк у нохчей
– BORz).
 
Но в отличие от всех, мы должны гордиться тем, что ещё помним,
отчасти знаем и несём ещё эти знания, как древние штандарты с
волчьей головой…
Дата публикации: 14.11.2013 08:19
Предыдущее: КАЛАМБУРСледующее: ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ РЫБАЛКА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта