Интервью с психоаналитиком. - Я человек новой формации, марксистско-ленинской закалки, идеологии, даже представлений. Ну, что такое, особенное мне может сообщить… тот самый… Фрейд? Как его звали? Не знал, не знал…И: забыл! - Зигмундом звали… - Не Зигфрейдом? Интересно. И что… тот самый Фрейд сказал… даже сделал полезного – в этой… мирской нашей… обычной жизни? - Давно уже он… - Так что конкретно? - Считают: он открыл «метод свободных ассоциаций» - использовал в качестве метода лечения. Еще он исследовал бессознательное. Занимался «толкованием сновидений» - это направление называет "королевской дорогой" к «бессознательному» - в этой "области всякий психоаналитик должен получить свое образование". Нужно учесть: «Толкование сновидений - высоко ценимое в древности, многократно осмеянное, казалось, совершенно устаревшим искусством» в прогрессивном смысле просвещенного времени. Фрейд – врач, целитель прежде всего. Многие его больные – вместо «воспоминаний - рассказывали свои сны». Это одно сопровождалось «оздоровляющим эффектом». Фрейд начал узнавать сновидения, «припоминает, анализирует собственные сновидения». На конкретных примерах – Фрейд проверял «гипотезу о вытеснении», других «бессознательных механизмов». Он написал книгу "Толкование сновидений" – «считают наиболее фундаментальной работой о бессознательном». С этого момента «начинается история теоретического психоанализа». - Хорошо. Выслушал. И что из этого… проистекает? - Фрейд «обосновал тезис о скрытом смысле психических явлений» - их считали «бессмысленными». К сновидениям присоединил «оговорки», «ошибки», забывания», «непреднамеренные действия». Открыл «механизмы работы бессознательного», Свое открытие «Фрейд с успехом применил при объяснении искусства, религии и других явлений культуры, включающих в себя фантазию». «Главный тезис теории сна: сновидение - осуществление желания. Сновидение говорит о будущем. Воспроизводит прошлое - в этом его сходство с невротическим симптомом. Закрыт путь прямому осуществлению желания, оно выражается в замаскированном, зашифрованном виде. Работа психоаналитика по его дешифровке - противоположна работе сновидения». - Опять сновидение… - Привычно: сновидениям люди не уделяют внимание. Считают проходящим фактором, явлением… Стараются очиститься! «Сновидение выступает явлением пограничным. Это необходимый момент нормальной душевной жизни. Напоминает продукт распавшейся психики душевнобольных». Отметим: до Фрейда «ни психологи, ни психиатры не интересовались сновидением как особой психической функцией. Психологии сна, мышления, памяти, восприятия - не существует и до сих пор. Ученые, открещиваясь от сновидений: предрассудок, рассматривали сон как "охранительное торможение". Они пренебрегали содержанием сновидения и тем фактом: во сне происходит чрезвычайно важная и тонкая работа - направлена на связывание и переработку впечатлений, их реинтеграцию в структуре личности». - Выходит: сон – из области заоблачного, мистического? - «Фрейд отвергал сверхъестественные источники сновидений. Полагал: народная вера в пророческий характер сна вполне обоснована. Во сне ослабевают механизмы цензуры, регулирующий обмен между сознанием и бессознательным.. Обнажаются репрессированные чувства и мысли - в символической форме. Это дает возможность почувствовать истинные желания и намерения сновидца. В сновидении смешиваются механизмы работы сознания и бессознательного, "я" и "оно", нормальная логика - с мифологией. Сон - активизация ранних, детских пластов психики - в условиях бодрствования не могут найти выражения. Толкование сновидений служит хорошим средством реконструкции биографии, выявления черт характера». - Пусть даже так… Сон – форма отдыха. Это так важно? - Важно! «Сны видят легко, без усилия, с захватывающим интересом. В них не заметно действия сопротивления. Иногда сон наминает, дает понять не осознанное днем, наяву. Во сне активизируется бессознательное». - И это важно… бессознательно? - Очень даже важно! «Сны маленьких детей легко объяснить. В них обычно исполняются желания - днем не нашли удовлетворения. В экстремальных условиях оказались взрослые. Сновидения их приближены к действительности. Голодавшие люди наслаждались во сне грандиозными пирами. Лишенные папирос курильщики - видели горы табака. Поел за ужином вызывающую жажду острую пищу – снится: утоляет жажду. Эротические сновидения имеют компенсаторное значение. Дают удовлетворение желанию, выполняют полезную функцию - ограждают сон от нарушений. Сновидение идет навстречу неисполнимому желанию, стремится смягчить неминуемое несчастье. Заболевшему тяжелой болезнью человеку снится: он спускается в свежевырытый раскоп, собирается заняться любимыми археологическими изысканиями. В предчувствии конца он радуется. Сновидения легко истолковать - в них нет значительных искажений, воображение мало себя проявляет». - Не нужны доктора! Достаточно услышать рассказчика! - Не все так просто… «Большая часть сновидений состоит из странных, фантастических образов, изобилуют деталями, с трудом поддаются расшифровке. Сложность, искаженность содержания сновидений - Фрейд объясняет "цензурой": в ослабленном виде продолжает действовать во сне. Вызывает пропуски, смещения, сгущения образов…» - И что все это значит? - Сам Фрейд трактует сновидения – формой ежесуточной психотерапии. Изживают порождаемые жизнью напряжения и конфликты. Сон напоминает регрессию - свободное течение ассоциаций - от последнего случайного впечатления - к ранним и стержневым психическим комплексам. Работа сна - "обход цензуры", снятие сопротивления. Выработка фантазий "на тему" вытесненного желания. Мысли во сне - перевод в образы, а реальные отношения выступают в виде символических. Истолкование сна состоит в расшифровке символов - свой "язык" выработался у данного конкретного человека. Психолог Фрейд относился отрицательно к «сонникам". Эти сочинения не раскрывают уникальную символику сновидений». - Много сложного… Не сразу понятного… - «Психоаналитик должен рассматривать каждый элемент сновидения как самостоятельный: пренебрегать их последовательностью. Сновидение напоминает ребус: составлен из иероглифов - их можно расшифровать с помощью специальной техники. Эта техника предполагает знание психоаналитических терминов, родного языка пациента, его биографии, обстоятельств жизни, влияния культурных реалий - на его развитие. Все это делает толкование сновидений – искусством: требуют огромного опыта, высокой культуры и острой интуиции». - Да, ничего себе занятьице… - «Сновидение - результат борьбы, совмещение двух противоречивых тенденций - исходят от сознания и бессознательного. Бессознательное действует "по принципу удовольствия": вырабатывает фантастические образы - служат удовлетворению желаний. Важен "принцип реальности": добивается соответствия продуктов психической деятельности правилам логики и семиотики. Сила двух этих тенденций относительная - отражается на характере сновидений. Придает им реалистический характер. Сознание и бессознательное действуют с удвоенной энергией во сне: наслаждаются отсутствием обычно разделяющего их барьера». - Как это так – возможно? - «Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды давно забытые. Сон поражает буйством фантазии, образами - прежде не встречались. В сновидении можно почти в чистом виде наблюдать деятельность многих бессознательных механизмов». - Как все это действует, происходит? - «Сгущение или конденсация состоит в соединении родственных, но разнородных образов в единое целое. Некое лицо выглядит как А, одето - как Б, делает за В, мы знаем - данное лицо есть Г. Происходит своего рода "фотомонтаж". Незнакомая Женщина соединяет в себе черты матери, сестры, жены, девушки, бывшей объектом первой влюбленности. Пожилой Мужчина похож на отца, имеет сходство с президентом, авторитетным ученым. Смещение: какой-то признак реального лица или предмета наделяется особенным значением. Старые, ничтожные факты интенсивно переживаются». - Это все – повторение старого? - Часто. Не всегда! «Недавно случились травматические события - сновидение не включает. Выглядит: старый запас душевной энергии, расходуется на переработку текущих травматических впечатлений. Из тревожной и уродливой действительности человек "ныряет" в умиротворяющее царство сна. Иногда травматические переживания во сне активизируются. Функция сна может из-за этого нарушаться у тяжело травмированных людей, подвергшихся разбойному нападению или раненых на войне. При тяжелом неврозе часто повторяется одинаковый сон. Течение образов развертывается до ситуации, вызвавшей ужас. Но ресурса защитных сил не хватает - совладать с впечатлением. Человек в страхе просыпается. Невроз прогрессирует: сметает остатки защитных механизмов. Человек уже боится самого сна. В таких случаях требуется специальное лечение. - Даже такое? - Сновидение обнаруживает сходство с художественным творчеством. Целое заменяет часть, ясное высказывание - намеком, общая идея - конкретным образом. Конденсация, смещение, проекция и другие бессознательные механизмы являются общими для творчества и сновидения. Символизация в сновидениях вызывается стремлением заменить неприемлемые в моральном отношении объекты желаний другими, не вызывающими протеста». - Уже совсем интересно! - «Книга Фрейда содержит примеры некоторых широко распространенных сновидческих символов: соответствуют "запрещенным" в европейской культуре объектам. Материнскую грудь замещают сочные вкусные плоды, экскременты - деньгь, золото, мастурбация - приятным скольжением по склону, женские гениталии - пустыми комнатами, коробками, дверями, пещерами, мужские - священным словом - три, вытянутыми кверху предметами, а также стреляющими, колющими орудиями - ножами, пистолетами. Верховая езда, игра на рояле, танец символизируют половое удовлетворение. Вполне понятно замещение мужского полового органа водопроводным краном, фонтаном, лейкой, а женского - шкатулкой для украшений, ландшафтом с лесом и скалами». - На этом Фрейд заканчивается или только начинается? - «Нежелание ученых исследовать сновидения - Фрейд объясняет нелепым, нередко аморальным их содержанием. Во сне свободное от этических уз "я" идет навстречу влечениям, беспрепятственно выбирает объекты любви и ненависти: не считается с нормами культуры. Желания мести и смерти уважаемым людям, инцестуозные влечения, не являются для сна чем-то необычным. Психоанализ, подобно любой другой науке не выбирает объекты исследования по признаку их этической или эстетической предпочтительности. Абсурдное и неэтичное даже больше нуждаются в психоаналитическом исследовании, чем разумное и нравственное». - Так что же - сновидение, по Фрейду? - «Это вовсе не патологическое и экзотическое, а вполне здоровое и нормальное явление психической жизни. Оно восстанавливает психическое равновесие, перерабатывает болезнетворные "дневные остатки", поддерживает преемственность и самоидеинтичность личности на протяжении всей жизни. Сновидение в наиболее полной и отчетливой форме представляет бессознательное». - Так все просто, ясно? - Вовсе не так! «Вдумаемся в сложность сновидения: мы осознаем – насколько далеки от понимания всей полноты бессознательного: раскрывается в восприятии слуха, зрения и других органов чувств в данный момент времени. - А если учесть? - Анализ сновидений с неизбежностью приводит к сдержанной оценке сознания как познавательного инструмента и умеренному скептицизму познающего. Очевидна историческая роль сновидений: не раз являлись толчком к важному решению и смелому подвигу». - Так что же такое сновидение? - «Cновидение - звено индивидуального психического процесса, коллективного исторического культурного творчества». - Творчество связано со сновидениями? - «Из признаний Гете, Гельмгольца, Пушкина, Менделеева, других высокоодаренных натур мы знаем: многие идеи и образы приходили к ним во сне, в минуты вдохновения почти в готовом виде. Во сне воображение делает главный и решающий шаг, создает образ - затем обрабатывается дневными механизмами». - Вот это да! - «Сны играли важную роль в формировании религий и мифов. Сновидение всегда проистекает из прошлого. Рисует осуществление желания - оно переносит нас в будущее. Правдоподобно воспроизводит все условия – возможного осуществления желания, влечения…» - Благодарю! Немного просветили… Что я говорю?! |