Одними из этнических предшественников нынешних казахов были гунны. Долгое время европейская историография настойчиво и постоянно фальсифицировала происхождение, этническую принадлежность, язык и культуру этого славного и великого народа, принижала его роль в истории человечества, политическое, религиозное, нравственное, языковое и культурно-цивилизационное влияние на мироустройство того периода. Но в последнее время появилось немало исследований, статей и книг, которые проливают свет на тени и мрак этой истории, очищают истину от грязи и злобных наветов. Кто же такие гунны? Какова была их культура, языковая принадлежность? Что они дали миру? Каким был их великий предводитель Атилла? На эти и другие вопросы сейчас уже можно ответить достаточно определенно и истинно. С IV в. до н.э. китайские лето¬писцы зафиксировали жизнь и деяния одного из великих народов древности, а именно – хунну. Тюркоязычный народ (этот язык - основа казахского) хунну был гордым, воинственным скотоводческим этносом. Уступая по численности населения Китаю в сотни раз, он не только не позволял завоевать себя и растворить себя в китайской культуре и об¬разе жизни, а наоборот, - отражая все попытки покорить себя, диктовал стране Поднебесной свою волю: совершал массу набегов, заставлял императорские дворы платить дань. Именно эти беспокойные номады вынудили китайцев построить величайшую в мире оборонительную стену, которая так и не сумела воспрепятствовать проникновению степных конников в глубь древних китайских царств. Но китайская дипломатия издревле освоила и сроднилась со стратегией-изречением Конфуция: «сидя на горе, наблюдать за боем тигров», т.е. натравливать чуждые народы или компоненты одного и того же народа друг на друга, а ослабевших добивать самой. Так случилось и с хунну. Натравив на них окрестные племена, а также вызвав в среде хунну междоусобные распри, империя Поднебесная сумела совладать с ненавистным врагом. Хунны раздробились на 4 части, одна из которых под названием «неукротимые хунну» отступила на берега Волги и Урала. О прибытии их в Прикаспий сообщали древние географы и историки Дионисий Периегет (160 г.), Птолемей (175-182 г.г). Эти пришлые или «прискакальцы» привезли с собой и само название «хунну», превратившееся впослед¬ствии в «гунны». После прибытия об этих наших древних «земляках» не было слышно и не написано ни строки целых 200 лет! Этот факт - одна из загадок истории. Кто же жил тогда в этих краях? Лесостепные зоны (нынешняя юго-восточная Россия) были населены угорскими племенами, а волго-донское междуречье занимали аланы (потомки сарматов, предки осетин). Последние встретили гуннов недружелюбно, но вначале до серьезных войн дело не доходило, а угры же - мирно. Л.Н.Гумилев склонялся к тому, что именно с уграми гунны установили дружественные, сватовские отношения и что этот симбиоз дал затем пышные народонаселенческие плоды. Так это было или нет, но, начиная с 350-360 годов, имя и дела гуннов целое столетие не сходили с уст и письмён. Причиной того, разумеется, стали беспрерывные войны с участием номадов. Сначала гунны вторглись в междуречье Волги и Дона, разбили там аланов, затем разгромили Боспорское царство и в 375 г. со¬крушили мощную державу готов (германцев). С началом этих событий началось всем известное «переселение народов». Гонимые гуннами германцы-вестготы перешли Дунай и попали под крыло Рима. Часть готов приняла сторону гуннов. Появились «винегреты» народов и заварилась настоящая этническая каша. На сцене тех событий появились, и благодаря этому остались в истории, такие народы как гепиды, язиги, вандалы, тайфалы, карпы, скиры, герулы, роксомоны, вене¬ды, морены, мерено, тьюдо, бастарны, руги, алеманы, тюринги, и т.д. Гунны стали нападать и на Балканские провинции Восточной Римской империи, с Западной же частью Рима сна¬чала политика гуннов строилась по-другому: гуннские войска были наём¬никами и помогали Риму подавлять восстания, но при Атилле гунны пове¬ли себя совсем иначе. В 395-397 г.г. гунны завоевали Сирию, Месопотамию и Каппадокию, в 408 г. они вторглись во Фракию, в 415 г. - в Иллирию, к 420 г. они обосновались в Паннонии. Наи¬большего могущества гунны достигли при Атилле. Атилла был самым выдающимся полководцем и вождём не только гуннов, но всех на¬родов того времени. До него гуннами правили известные истории Баламбер и Ругила. После смерти последнего к власти пришли сыновья его брата Мундзука: Бледа и Атилла (род. ок. 395 г., умер в 453 г.). Сообщали, что Атил¬ла убил Бледу и с 444-445 г.г. стал единовластным правителем. Будучи наёмником, в римских войсках, он был наделён званием «magister milinum» («главнокомандую¬щий войском»), но он был рождён для более великих дел. В 435-436 г.г. войска под его началом, отказавшись служить Риму, захватили и присоединили к себе королевство бургундов между Майном и Рейном, которое было подвластно Риму. Атилла, выбрав свой крест, бросил вызов самому Риму. Именно это событие легло в основу сюжета известного эпического произведения «Песнь о Нибелунгах», где Атилла выступает как спаситель народов от ига Римской империи. К 40-45 годам 5 века он приобрёл величайшую славу. Приск Понтийский, византийский хронист, историк и дипломат писал, что Атилла умело пользовался этим, сумев объединить под своим знаменем все униженные и подавленные Римом народы от Волги до Рейна. По существу он оказался вожаком антиримского восстания. По описанию того же Приска Атилла был невысоким широкоплечим брюнетом с редкой бородкой и плоским носом. Узкие глаза его смотрели так пронзительно, что все подходившие к нему дрожа¬ли, чувствуя осознанную силу. Страшный в гневе и беспощадный к врагам, он был милостив и справедлив к своим соратникам. Из многих черт его характера во всех источни¬ках выделена именно справедливость. В этом отношении и имя его семантически означает эту нравственную категорию. До сих пор это имя встречается у казахов: АДИЛЬ, АДИЛ (по-казахски; ӘДІЛ). Думается, что последний вариант есть искажённая форма и имени, и реки, названной в честь велико¬го полководца: Едиль, Итиль (Волга). Не исключено, что это имя не собственное, а геройское или титульное. Как бы то ни было, но Атиллу следует называть всё же по-тюркски, а не вычурным европейским именем. Истина всегда справедлива. Поэтому истина требует восстановления имени Справедливого предка: ӘДІЛ, Адиль (Справедливый) или Аділді, Адильди (то же самое). Далее мы его будем именовать именно так. Европейцы, устрашённые усилением Адиля, объединили свои силы: Римская империя вошла в альянс с Вестготским королевством. Современник тех событий Проспер Тиро писал, «что как только он (Адиль - Б.К.) переправился через Рейн, многочисленные галльские города охватил страх. И решили быстро наши: римляне и готы объединёнными войсками встре¬тить дерзкого врага». Свой поход против Западной Европы Адиль предпринял в 451 г. После осады пал галльс¬кий г. Мец. В огне пылали и другие города (Реймс, Тонгерен, Шпейер). Был охвачен ужасом Париж. Местом решающего сражения стали Каталаунские поля в Шампани. Это сражение исто¬рики обоснованно считают одним из величайших в истории Европы и срав¬нивают его с Ватерлоо и Каннами. Около полумиллиона бойцов сошлись на этом поле. Войсками Европы коман¬довал патриций Аэций, бывший плен¬ник и «друг» Адиля. Несметное количество воинов полегло на этом «ристалище». Победитель окончательно так и не выявился, но историки-европоцентристы лживо приписали победу Аэцию, хотя последующие события полностью опровергают эти измышления. Не прошёл и год после каталаунской битвы, как Адиль вторгся в самый центр Рима – гунны смерчем проскакали по Италии, взяв массу городов: Аквилею, Альтин, Конкордию, Патавий (ныне Падуя), Вицетию, Бриксию (Брешия), Верону, Тицин (Павия), Милан. Кстати, в Милане в императорском дворце Адиль удивлённо увидел на стене такую картину: на золотом троне восседали оба императора Рима (Восточного и Западного), а у ног их в униженных позах были нарисованы скифы (т.е. гунны) Адиль заставил перерисовать эту картину: на троне восседал он, а согбенные императоры сыпали из мешка золото. Вся северная Италия была под контролем Адиля и топотом гуннских коней, путь к Риму был открыт, а вечность «Вечного Го¬рода» была под большим сомнением. Современники того периода писали, что все 4 стороны света принадлежали Адилю, ему принадлежали даже морские острова. Спрашивается, а где в это время были «победите¬ли», объединённая армия Европы, коль их «разбитый» визави занёс саблю над головой столицы империи?!? Ответ на этот риторический вопрос один: на Каталаунских полях разбит был не Адиль, а Аэций, именно он снял свой лагерь, а Адиль великодушно и справедливо не стал добивать осколки европейских вояк. При всей лживости историографии сама история пробивает себе путь к истине. Адиль подошёл к стенам Рима. Парализованный ужасом император Валентиниан сбежал в Равенн, а миссию «умиротворения» Адиля взял на себя Папа римский Лев I. Он с несметными дарами вышел навстречу гуннам и пал к ногам коня «бича божьего» (так называла Европа того времени Адиля). Вождь гуннов так и не сошёл с коня, сурово и равнодушно взирая на валявшиеся дары и коленопреклонённого Папу. Но Адиль и здесь оказался достойным своего имени: он простил все коварства и интриги римских правителей (они предпринимали массу попыток отравить его, подкупали его сторонников и приближённых), а в качестве «откупного» потребовал, чтобы сам император отдал ему в жёны свою сестру Гонорию, которая сама до этих событий предлагала ему свою руку. Невозможно сдержаться и не заострить внимание на высоконравственности и благородстве степной морали. Степняки, не знавшие лицемерия, наивно верили в раскаяние, щадили безоружного, не били лежачего, ценили не вещи, а поступки. И при-мер поступка Адиля весьма показателен: не блеск золота и унижение, а красота и любовь спасли Рим. Спасение Рима было приписано Папе, за что его нарекли Львом Великим, хотя он и не заслуживал того, ибо он был первым и последним Папой римским, валявшимся на коленях у ног «варвара». Рим спасла женщина, и памятник надо воздвигнуть ей. Так кто же всё-таки варвар - Адиль или Гейзерих, король вандалов, тремя годами позже воспользовавшийся плодами побед Адиля, опустошивший, разрушивший и разграбивший Рим? Адиль, вернувшись после западно¬го похода в свою ставку (в междуречье Урала и Волги), стал готовиться к новому налёту, целью которого была Восточная Римская империя. Но история по¬шла по другому руслу: внезапная смерть когана гуннов привела к тому, что его наследники погубили империю в объятьях смертельной схватки за власть. Раздоры привели к тому; что король гепидов Ардарих поднял восстание против гуннов, оно охватило и другие племена: каждый хотел урвать себе более крупные куски гуннской державы. В битве на р. Недао пал наи¬более приемлемый на роль вождя гуннов сын Адиля Эллак. Остатки войск гуннов увели с собой другие сыно¬вья Адиля, - Денгизих и Ерник. Они подались на восток. Страна гун¬нов распалась. Часть их осталась в подданстве Римской им¬перии, часть, слившись с местны¬ми племенами, обосновалась в Поволжье, Причерноморье, а некоторые подались к Уралу, Каспию и Аральскому морю. Именно эта ветвь влила свою кровь в вены казахско¬го народа. Отсюда они продолжали свои набеги и походы в соседние страны. Например, гунны-эфталиты в войне с сасанидским Ираном в конце V в. завоевали Гандхару. Эти же гунны под предводитель¬ством Торамана и Михиракула в VI в., разгромив державу Гуптов, подчинили себе Индию. В армянских хрониках указывается, что в VII в. гунны владели Северным Кавказом. Потомки гуннов, разумеется, составляли население и гвардию тюркских каганов, а позднее - огузов и кипчаков, монголов и ка¬захов. Об этом косвенно говорит факт того, что в соста¬ве гуннов было племя садаков или садагов, а садак, в переводе на тюркский или казахский язык - лук. Имен¬но лук является родовым гербом адаевцев. Отсюда более чем, вероятно, что предки адаев входили в состав гуннов. Разумеется, для европоцентристских снобов гунны - всего лишь варвары, сброд и сборище разноплеменных «народиков», неизвестно откуда появившихся и куда девавшихся «недочеловечиков», поэтому их до сих пор считают «исчезнувшим народом», недоразумением истории, врагами цивилизации. Но, как замечал русский историк Карамзин (хотя он - крымский татарин по фамилии Кара Мурза, - Карамурзин): «народы не падают с не¬бес, как звёзды, и не исчезают, как тени». Так же и гунны имели своих предков в глубинной Азии, о которых «просвещённая», но отсталая Европа и не знала. Гунны имели и имеют своих потомков, и по сей день, что не понимают, не хотят понимать или игнорируют ещё более «просвещённые», но до сих пор так и уразумевшие это потомки древних римлян, готов, кельтов, франков и т.д. Что же собой представляли гунны в культурном плане, хотя под культу¬рой европейцы до сих пор понимают и подразумевают лишь культуру западных стран? Какое культурное влияние оказали гунны на Европу? Прежде всего, следует отметить военное искусство гуннов. Огромные расстояния, которые были преодолены ими, поражают воображение и поныне. Эта мобильность была обеспечена благодаря самому быстрому транспорту того времени – лошадям. Кроме людей, домашнее хозяйство, семьи, скарб перевозились на телегах и бричках, запряженных конями. Этого транспорта Европа ещё не знала. Культуре паруса гунны противопоставили культуру колеса. Колёсный транспорт выполнял и военно-тактическую функцию: при атаке превосходящих сил врага гунны моментально превращали свои телеги в многорядные кругообразные баррикады, в центре которых помещали детей и стариков, а между рядами – копьеносцев, лучников и метателей дротиков. Таким образом, обозы в мгновение ока преображались в крепости, любая часть которых могла служить вратами для вылазок, контратак. Разумеется, гуннским всадниам в то время не было равных. Это преимущество кроме всего прочего было достигнуто благодаря седлу и конскому снаряжению, которого Евро-па также не знала. Античные писатели Аммиан Марцеллин, Апполинарий Сидоний замечали, что гунны сидели в своих сёдлах словно при¬битые, даже спали и ели на них. Фрагменты деревянных сёдел гуннского периода, отделанных золотыми и серебряными украшениями, найдены археологами в районах Алтая, Минусинской котловины, Кенкольском могильнике, у оз. Бурабай, на нижней Волге и Украине, в Венгрии и т.д. Сложносоставные пуки гуннов, которые достались затем в «наследство» каганатовским тюркам, кипчакам и огузам, монголам и казахам, отличались невиданной дальнобойностью (они с точностью поражали цель до 100-120 метров, тогда как луки европейцев были для гуннов детскими игрушками, выстреливающими всего на 40-50 метров). Защитное снаряжение гуннов было выковано из железа, тогда как европейские армии в этом отношении использовали бронзовые изделия. А такое «подсобное», но эффективное вооружение, как арканы, курыки, плётки и хлысты, Европе того време¬ни было абсолютно неведомо. Например, удар камчи, сплетённой вокруг свинцовой проволоки-сердечника, был страшнее удара сабли, он мог рассечь человека пополам. Кроме вооружения гунны на голову превосходили всех и в тактике ведения боёв, и в стратегии крупных сражений. Во всех военных сводках того времени и хрониках отмечается, что гунны, как правило, заставали противников врасплох, их атаки были стремительны, неотвратимы и ужасающи. А это значит, что гунны в совершенстве применяли разведку, за¬саду, психическое воздействие на противников. Например, перед атакой гунны из множества различных духовых и ударных инструментов из¬давали ужасающий какофонический вой, действовавший на врага ужасающе и удручающе, их нестриженные волосы на голове, сплетённые в косички, при атаке развевались на ветру и создавали дьявольский эффект. Мы уже говорили отчасти о степной морали того времени, применительно к военному искусству она выражалась в том, что именно гунны завезли в Европу кодекс воинской чести, которая была затем заимствована рыцарством (рыцарская честь). Гунны не вынимали мечей против безоружных, стариков, женщин и детей, как правило, помогали слабым на¬родам и племенам, чтили справедливость, благородство, честность. Они никогда не предавали своих друзей, хотя их европейские «друзья» более чем часто, были вероломны (пример «дружбы» Аэция с Адилем - красноречивая иллюстрация). Вот почему под знамёна гуннов стекались подав¬ленные и униженные народы, племе¬на, гонимые Римом христиане, иудеи и прочие силы. Вот почему исправление имени Атиллы на Адиля (Справедливого) можно считать обоснованным и истинным. За 300 лет своего пребывания и 100 лет владычества в Европе гунны объектив¬но распространили в ней тюркский язык, прежде всего, «язык войны», т.е. язык команд, действий, оружия, снаряжения и т.д. Слова: солдат, алебарда, штык, рота, кинжал, лук, стрела, колчан, кобура, булат, узда, удила, хомут, конь, лошадь, кавалерия, устав, охота, атака, рубить, лава, облава, удаль, отвага, добыча, ура, айда, тревога, траур, смерть, рать, бригада, рыцарь, сержант, великан, великий, караул, пикет, атаман, богатырь и т.д. и т.д. - тюркского происхождения, хотя затем многие из них были не про¬сто освоены, а присвоены лексиконами других языков. Не только устный язык, но и письмо тюрков про¬никло в Европу. Например, первые древнегерманские руны датируются учёными V веком. Наше сравнение алфавитов тюркских и германских рун дало поразительный результат: 20 букв двух письменностей абсолют¬но совпадают, а это более 70% графем! Столь высокий процент совпадений объясним только заимствованием, т.е. древнегерманский письменный язык был создан на базе тюркского, ибо тюрки писали задолго до появления так называемых рун (вспомним надписи на чаше «Золотого человека» из иссыкского кургана, каменные руны на Алтае, Енисее и т.д.) Разумеется, эти надписи вырубались на камнях глубинной Азии под диктовку хуннских, уйсунских, уйгурских, тюркских каганов, а не германских конунгов, которые в этих краях никогда не бывали. Историк раннего средневековья Моисей Каганкатваци (стоит обратить внимание на тюркскую составляющую его имени – «каган») писал, что многие священные книги были написаны именно на тюркском языке. Разумеется, затем они уничтожались, чтобы стереть следы гегемонизма гуннов. Но не всё поддается пламени, ненависти и времени: в Ватикане хранятся и «Кодекс гуманикус», и текст Библии («Псалтырь»), написанные на тюркском языке именно в эти вре¬мена. Применительно к языковому влиянию тюрков-гуннов надо отметить и то, что до их появления европейский именослов был развит крайне слабо. Например, весь «набор» латинских имён не насчитывал и двух десятков, «женщины практически до конца Империи не имели личных имён, сохраняя только родовые и различаясь внутри семьи порядком рождения: Майора, Тереция и т.д.» (из книги «Откуда, есть, пошла Русская земля», М., 1986, с.639). Вплоть до XVIII-XIX вв. у русских, поляков и др. потомков венедов, славян «одни и те же имена уживались в одной семье, вроде «Ивашко большей, средней Ивашко, третей Ивашко». У польского хрониста Яна Длугоша было де¬сять братьев с тем же именем. Одноимённость сохранялась и у просто¬народья Германии» (В.А.Никонов «Имя и общество», М., 1974, с.12-13). Да и аристократы Европы разнообразием имён до гуннов не блистали. Известен смехотворный факт, когда на пиру в г. Байо собралось 117 Вильгельмов (Д.Н.Егоров «Колонизация Макленбурга...», М.,1915, т,1, с.366). Писатель и историк VI в. Йордан от¬мечал, что готы заимствуют имена гуннские. Не только готы, но и почти вся Северная и Восточная Европа того времени перенимала гуннские имена: Хуннильда, Гуннильда, Гунвар, Гунтарь, Гонтарь, Рулав, Русулан, Роллан, Роман, Рогволод, Рогнеда, Руалда (последние от тюркских этимонов «ру» (род), «урык» (семя, потомство) и т.д., не говоря о великих именах гуннов. Адиля стали называть Атилла, Этцель, Атли (отголосок этого – шекспировский Отелло). Его имя запечатлелось и в топонимике Европы: «Этцелевые горы», «Едиль» (Волга), «линия Атиллы» (граница между греческой и турецкой общинами на Кипре) и т.д. Имя гун¬нов считалось почетным и в этнонимах. Чтобы подчеркнуть свою связь с ними, многие племена и народы стали именовать себя иначе, чем были до того времени: гунны-кутургуры, гунны-утургуры (ранние болгары), гунны-огоры (предки венгров), гунны-эфталиты и т.п. Не только в исторических хрониках и сочинениях остались имена и деяния гуннов. Они оказали огромное влияние и на литературу Европы. В восемнадцати произведениях германского героического эпоса отражены великие деяния гуннов и их хана. Они (саги) остались благодаря тому, что представляли устную литературу, а письменная литература была уничтожена. Гуннам не могли простить позор Рима и Византии, платившим им дань, позор католической церкви, поставленной на колени, погром и «перетасовку» европейских этносов, народов и племён. Гунны были одними из первых «кутюрье», надевшими на Европу штаны, сапоги, шубы, кафтаны и головные уборы различной формы. Всем известно, что древние греки и римляне носили лишь сандалии на ногах, да кусок материи на теле (тогу и тунику), германские племена - грубо отделанные шкуры, а лесные народы - лапти и материал изо льна. Гунны же владели развитым искусством одеяния, про¬изведённым из шерсти, шкуры, пуха, китайского шёлка, конопли. Они же возделывали красивые шерстяные валяные и ткацкие ковры со скифско-сакскими узорами, применяли «звериный стиль» искусства в изготовлении оружия и предметов быта. Показательно в этом отношении описание визита римского посольства в ставку Адиля во главе с Прииском. Этот посол удивлялся всему увиденному в стане гуннов и с удивлением это описал. Он поражён был всем. Бани гуннов были из камня, дере¬вянные терема - резными и восьмиугольными (магический знак тюрков), золотая и серебряная посуда - с рисунками скифского искусства. Молит¬вы, песни, ритуалы, одеяния, блюда и пиршества, ткацкое искусство, моральные нормы (уважение старших, женщин, любовь к детям) и т.д. - всё это великолепие, блеск и смак ошеломили посла. У гуннов он встретил какого-то грека и предложил ему уехать с ними на родину, но грек от¬казался, дав понять, что ему здесь живётся намного лучше, веселее и благополучнее, чем в Греции. Вот вам и варвары! Вся грязь и на¬веты, вылитые на голову гуннов европейскими писаками, на поверке оказываются всего лишь мифами поверженных и завистливых оппонентов! Разумеется, и до гуннов степняки-номады (киммерийцы, кельты, «кельтоскифы» (выражение Плутарха), «сакоскифы», сарматы) в течение многих веков цивилизовывали Европу. Они первыми завезли металлообработку и железо, колесо, коней, новые виды оружия, язык и диковин¬ки Востока. Не зря древняя римская поговорка гласит: «Ех oriente lux» (свет идёт с Востока). Древние греки, впервые увидев всадников, с ужасом подумали, что они – гибрид человека с ло¬шадью. Отсюда - литера¬турный и художествен¬ный образ кентавров. Но эти кентавры были до того культурно развиты, что сами греки признавали¬ это и отразили в своих мифах и сказах. Кентавр Хирон был учителем всех древнегреческих героев: Геракла, Тесея, Ясона. Греки переняли целые пласты мировоззрения и верований кочевников, в их лексикон проник и прототюркский язык, а искусство обогатилось степными мотивами. Но ученики, как правило, быстро забывают науку учителей, закономерно и часто обходят их в развитии, а затем напрочь отрицают роль своих менторов... То же самое случилось и с гуннами. Обогатив Европу народонаселением, влив в неё массу культурных ценностей и технических достижений, переселив и перемешав кровь всех народов, от чего она стала более свежее и «пассионарнее», они сами до сих пор остаются на страницах европейских письмён «варварами» и «исчезнувшим народом». Но мы, потомки тех славных людей, да к тому же их земляки, не имеем права забыть имена и великие деяния великих пол¬ководцев и правителей Таргитая, Ишпакая, Мади, Баламбера, Бейбарса, Калауна, Ан-Насира, Ильтутмиша, Ногая, Едиге и других... Помним Адиля! |