Мудрец степей, певец печали, Жил в вечных поисках причала, Мы на земле живём Асана, Он – основатель Казахстана! Асан Кайгы – легендарная личность, вещий певец-сказитель, жрец, оракул-предсказатель, пилигрим-путешественник, геолог-землепроходец, мировой судья, поэт, композитор, философ, выдающийся гражданин своего Отечества. Многие историки и литераторы склонны считать его не реальной, а мифической личностью, обобщённым, собирательным образом или философской категорией «Ажун казгу», - жизненной скорбью, печалью человеческого существования. Конечно, этот подход - красивый философско-мыслительный ход, но другие факты и сказания говорят, что Асан – реальная историческая личность, жившая в смутные времена распада Золотой Орды и возникновения первого Казахского государства, именовавшимся Казахским ханством. В пользу этого утверждения говорят следующие факты… Во-первых, непреложным является то, что Асан Кайгы оставил довольно солидное поэтическое наследие, кстати, переведённым автором этих строк на русский язык. Во-вторых, в музыкальной сокровищнице казахской нации сохранились кюи, музыкальные наигрыши-рапсодии, сочинённые им. В-третьих, он был настолько знаменит, что имя его, деяния и труды по поиску и разведке для народа земель обетованных и даже имя его транспортного средства, - верблюдицы Желмая, вместе со своим хозяином обошедшей все земли от Алтая до Крыма, настолько отпечатались в памяти народа, что невольно склоняет нас к мысли об отнесении Асана Кайгы к статусу реальной исторической личности. И, наконец, по историческим сведениям он был современником нескольких ханов, а его резкая критика хана Джанибека осталась на устах в течение многих веков. В этом плане его личность стоит отождествить с реальным человеком по имени Хасан Сабитулы, жившего в середине 14 века (год его рождения приблизителен: от 1361 по 1370) и на протяжении нескольких десятилетий 15 века. В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы, то есть дрессировщика ловчих птиц и охотника. В этих же устных преданиях утверждается, что он родился на берегах Урала или Волги, побывал не только во всех концах нашей необъятной степи, но и жил в различных местах: на берегах Ойла, Эмбы, Сырдарьи, Аральского моря, в Нижнем Новгороде, Казани. Так, пантеон «Жети аулие» или место захоронения «Семи святых», что находится в Шиелинском районе Кызылординской области, как считают некоторые исследователи, одновременно является мазаром Асан-ата, местом его захоронения. Только неизвестно в каком году 14 века он умер. Исходя из исторических сведений, думается, что он жил во многих уголках нынешнего Казахстана, в зависимости от изменений климата, природных катаклизмов и исторических событий водил за собой не только народ, но и ханов, противодействовал решениям некоторых владык, которые предпринимали неверные выводы по судьбоносным для народа вопросам. Из всех многочисленных реализованных дарований, способностей и действий наиболее важными являются его гражданские позиции, социально-философское мировоззрение. В этом плане он являлся классическим «республиканцем», представителем и поборником степной демократии. Если мы мысленно перенесёмся в те эпохи, в которых он жил, то перед нами предстанет богатейшая и трагическая история распада одних государств и появления других, а сам Асан будет выглядеть как выдающаяся политическая личность, главным делом которого явился огромный вклад в дело формирования казахского государства. Представим себе те эпохи. Половина земного шара, которую завоевали тумены Чингисхана, после смерти великого «Потрясателя Вселенной» и «Создателя огромной империи», раскололась на множество великих орд, одной из которых стала Золотая Орда. В свою очередь и она, недолго просуществовав, стала разлагаться и разваливаться на отдельные царства-государства: Московскую Русь, Молдавское княжество, Хорезм, а затем – Хивинское ханство и т.д. Благодаря огромной силе воли, полководческих дарований Едиге и мудрых политических решений его, преемницей орды Золотой стала Ногайская орда. Она в своих ежовых рукавицах держала за горло страны Восточной Европы, Кавказа, Прибалтики, русские княжества. Но усиление Московской Руси, а затем проведение ею экспансии во всех направлениях, в особенности по отношению к своим южным соседям, привело к распаду и Ногайской Орды. Она не выдержала ударов Московской Руси, использовавшей в своих целях степных наёмников. Новое дробление Великой Степи было в интересах не только Московии, но и всей Европы. Появились Казанское, Астраханское, Крымское, Узбекское, Сибирское ханства, некоторые из которых подверглись новым ударам со стороны Московской Руси в лице Ивана Грозного и его преемников. Наступила страшная эпоха разброда, скитаний и шатаний некогда единого этноса. Из огромного пирога под названием «Золотая Орда» каждый более-менее честолюбивый царёк или «ханович» пытался оторвать себе самые лакомые куски. По существу, в этническом плане, все отколовшиеся от Золотой орды ханства составляли потомки булгаров, гуннов, кипчаков, огузов, казахов-ногаев, монголов. С лёгкого или легкомысленного в этом отношении русского языка все они были названы «татарами». «Волжские татары», «казанские татары», «крымские татары», «сибирские татары», «черневые татары», – исторический и языковой нонсенс. Казанские татары - потомки тюрков-булгар, части гуннов, части кипчаков и огузов. Крымские татары – потомки тех же булгар, гуннов, кипчаков, огузов, ногайцев-казахов. Да, именно так, поскольку термин казах существовал ещё в 9-10 веках. Асан Кайгы жил во всех этих эпохах. Ещё при Золотой Орде он занимал пост советника хана Улуг-Махмуда, затем, подавшись вместе с ним, сначала в Нижний Новгород, где Улуг-Махмуд стал правителем (1437-1438), а затем в Казань, помог ему в основании Казанского ханства (1438-1445). После смерти Улуг-Махмуда (убитого собственным сыном Махмудом в 1445 году), Асан возвращается в степи Дешти-Кыпчак. Здесь он застаёт новую смуту: раскол кочевых племён. Часть «протоказахских» племён уже становятся узбеками (от имени Узбек-хана), которых вначале называли «кочевыми узбеками». Оставшаяся часть казахов при хане Абулхаире (не путать с Абулхаиром-2, жившем намного позже, в 17-18 веках) снова раздробилась. От Абулхаира вместе со своими подданными отделяются султаны Джанибек и Керей. Этот момент истории принято считать началом образования Казахского ханства, хотя поступок этих султанов можно воспринимать как элементарный сепаратизм, направленный на раскол единого этноса на мелкие части. При всём своём стремлении объединить раздробленные племена в упорядоченную орду, Асан Кайгы сделать этого в тот момент не смог. Он вынужден был принять сторону султанов Джанибека и Керея для того, чтобы удержать откочёвку многочисленных их сторонников в Моголистан, тем самым попытаться не оголить степь. С этими султанами и их «казаками» (так уже их и звали) откочёвывает в Моголистан, но затем уже после смерти Абулхаира (1468), возвращается снова в собственно казахские степи. Уже почти столетний старец взваливает на себя миссию по формированию нового государства, даёт советы Джанибеку-хану по части этого дела. Но своенравный и чрезмерно честолюбивый Джанибек не внял многим советам Асана. Дело дошло до разрыва уже хана Джанибека и его советника Асана Кайгы. Именно в этот период появляются на свет грустные, печальные, драматические стихи Асана, посвящённые Джанибеку. И, скорее всего, именно в этот момент сам Асан получает свои прозвища: «Асан Печальник», «Асан Скорбящий», «Асан Озабоченный». ОБРАЩЕНИЯ К ДЖАНИБЕКУ 1 Степи полные сайгой, речка, рыбное раздолье, лес густой оброс тайгой, полной живности, приволья… Мы на Эмбе жили той, но увёл ты нас с собой. Ойл, сердце наших грёз, Ойл, речка наших слёз, но и там мы не прижились, снова всех нас ты увёз. Много суток и неделей пробирались мы к Едилю. Плотный, сочный ебелек * замедляет стада бег. А мужи с тревогой в мыслях гонят стадо мелкой рысью. Ты пробрался в тесный двор, разобрав, как вор, забор. Хоть привёл нас в эту даль, не нашли мы здесь причал. Нам на Волге бы, Урале летом жить, да зимовать… Чтобы руки погружать в серебро и золото… Пусть же все мытарства наши будут прокляты! Прим. * Ебелек – вид степной травы 2 Эй, ханове, не скажу я, не узнаешь, а скажу, - ты не признаешь… Истребляют твой народ, ты, как будто бы, не знаешь. Кумысом, наполнив рот, проливая пьяный пот, раскрасневшись, возбуждённо, будто ты один в короне, словеса нам изрыгаешь. Строил в муках бастион, разворован уже он. Ты об этом-то хоть знаешь? Вместо ханских же традиций ты на черни стал жениться. Без духовного же наследия бесполезно и плодиться. Ты об этом-то хоть знаешь? Среди птиц лунь – раб, илот, мышью полнит он живот. Благородства символ – лебедь, он - краса озёр и неба. Лебедя, коль лунь убьёт, - то беда к нему ж придёт… …Стерегут нас вражьи силы, паутины они свили. Из твоей же тьмы рабов, всяк тебя убить готов. Знаю это я, Асан, почему не знаешь сам?!? Ты послушайся меня: сяду я на Желмая, двину в разные края, подберу, где есть земля и пригожа, и свободна, поселись же там с народом. Эту мысль ты хоть признаешь? Ты подумай, Жанибек, не сидеть же тебе век на своём высоком троне. Щука, взвившись из-под вод, может вырвать древа крону. Разве это ты не знаешь? Что ж, прощай, хан Жанибек! Ухожу я от тебя, не на время, а навек. В эти смутные времена Асан Кайгы выдвигает свою известную «теорию» под названием «Ымырага келу», т.е. прийти к согласию, примирению, единению. Разумеется, речь идёт о согласии, примирении, единении между племенами-раскольниками, ханами и народом, о попытке Асана создать из осколков Золотой Орды сильную единую страну, государство, державу, положить конец центробежным силам и дальнейшему раздроблению кочевого общества. В этих целях Асан начинает проводить активную агитацию в народе, публичные выступления, резко направленные против тех правителей, которые свои личные амбиции, положения, должности и благополучия ставили выше интересов народа и общества. И в этом плане, надо сказать, Асану удалось сделать многое, а главное, - он сумел из разрозненных кочевых родов-племён сцементировать новое этническое образование, новое государство – Казахию. Более чем, возможно, что именно Асан дал и название ему, возродив этническое имя «казах», которым именовали степняков с 9-10 веков их соседи: кавказцы, русские, византийцы. Так называли именно племена западных «протоказахов»: косогов, шеркешей, бершей и т.д. Как строитель нового государства, Асан Печальник отличился и в других делах. Как известно из общей теории государства и права, одним из основных признаков именно государства является его территория. Как никто другой, именно Асан на своей знаменитой верблюдице Желмая, обозначил границы нового государства. Он в течение 6 лет объездил все стороны будущей страны, разведал природные особенности всех уголков ее, составил своеобразную «устную географическую карту» Казахии. Его термин или категория «Жеруйык» и есть понятие государственных границ. По-другому этот термин можно перевести различно: «Земля обетованная», «центр земли», своего рода «Эдем». Что касается «центра земли», - Асан, как и великий Коркыт-ата, находит его на территории Байконура, который теперь, по происшествие многих веков вычислен как самая ближняя точка Земли по отношению к космосу и откуда ракеты уносят людей в необъятные космические дали. Кроме этих великих географических и астрономических открытий Асан оставил непреходящие ценности в социологии. В категорию «Жеруйык» он включает в себя не только географические взгляды, но и социальные. В этом плане «Жеруйык» - совершенная страна, страна благоденствия, счастья людей, в которой царствует гармония общественных отношений, равенство людей, справедливость, независимость, демократическое, республиканское правление. Замечательно, что эти взгляды Асана Скорбного предвосхищают знаменитые произведения Томаса Мора «Утопия» (1516) и «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы (1602). Эти утопические идеи о счастливом и совершенном обществе (острове, граде, стране) всю жизнь преследуют человеческие умы. Кому не хочется жить в идеальных природных и общественных условиях!?! Но эти условия дарует нам не небо или божественная воля, а человеческие труды, его старания и страдания. Поэтому-то Асана Кайгы мы можем назвать и «Асаном Страдальцем». Это чувство и мировоззрение находим мы в его следующих строках… Разве знает гусь озёрный благородие синих гор?!? А способен кеклик горный оценить красу озёр?!? Кто не зрит мир дальше стен, разве смыслит слово «ел»?!? * Кто не знал переселений цену знает ли земель?!? А способны ли бродяги иль осевший где-то сброд воспринять советы мудрых, чтоб составить свой народ?!? Прим. * Ел – страна, народ, род, Родина Страдал Асан не только из-за забот об обустройстве новой кочевой страны, но и её внутренней и внешней политике. С его точки зрения, в основе внутренней политики любого государства должны принципиально лежать демократические, равноправные и справедливые отношения. Для Асана, народ не просто «источник власти», как постулируется в нашей современной Конституции, а сама власть. Воля народа – главное и основополагающее начало всякой демократичной государственности. Внешняя же политика, по Асану Страдальцу, – продолжение политики внутренней: политика добрососедства, уважения и понимания интересов других этносов, стран, народов. Эта позиция отношения к людям вообще и людскому сообществу в частности отражена в следующих строках Асана. Протекай Уралом, Волгой, умеряя свой прибой. Если враг напал на друга, - за него ты встань горой. Если кто-то тебе должен, виноват кто пред тобой, ты его простить старайся, а злопамятство зарой. Пусть во всём ты трижды прав, своё имя не прославишь этой самой правотой. С человеком не сближайся, если он совсем плохой, никогда не отчуждайся, если он хорош собой. Из-за жереба или же клячи, иль земель совсем невзрачных, горьким потом обливаясь, не вступай напрасно в бой. Гнев советник нам плохой, чтобы сам не провалился из-за мести ров не рой. Но общество состоит из отдельных людей, некоторые из которых прорываются в область власти или правления. Асан скорбел и из-за того, что эти люди, подобно хану Джанибеку, не дорастали до уровня достойного представительства воли народа. В этом плане, его взгляды очень близки с идеями Платона о мудром и умном правителе, с позицией Бояна-жырау, ставшего легендарным поэтом и мыслителем Древней Руси, с взглядами неизвестного автора «Слова о полку Игореве», пытавшимся объединить русские княжества в единое целое, критиковавшим князей «сеявших раздоры и стрелы» между единым этническим целым. И главным необходимым качеством или отличием этих правителей Асан считал мудрость, гражданственность, заботу о народе и страдание за его судьбу. Но долгие годы, наблюдая за поведением правителей, Асан убеждается в утопичности своих идей о мудром и народом властелине, но продолжает верить в приход таковых в будущем. Он умел прощать ошибки правителей, не переставая при этом создавать свой образ и идеал власть предержащих… Никого не унижай, ведь не все же соколы. Не найдут родней родные, коль тебя уж прокляли. Не растрачивай внимание на шутливые слова. Не поддайся пожеланиям сверх коварного врага. Коль взойдёт звезда мужчины, - все дела идут на лад, рад он счастью своему, умножая тучность стад. Он содержит ловчих птиц, псы его хватают лис, а в речах его слова, – словно песни соловья. Знатен он, но он не жаден, и не свой лишь полнит рот, за народ он, за державу, он прокормит свой народ. Хоть скачи на аргамаке, знай, что сзади кто-то есть. А на скачке честолюбий умеряй гордыню-честь. От избытка своих знаний не строчи словесный треск. Чтоб кого-то одолеть, не пускайся в ложь и лесть. Но, как многократно повторялось в великом русском языке, - «в Отечестве родном пророков нет». Многие советы и размышления мудреца Асана остались не принятыми, не услышанными, не включёнными в мировоззрение его современников и потомков. А это явление вновь вызывает очередную грусть, скорбь, страдание. Сам Асан озвучивает его уже в категории «Лишние». В наше время что есть «лишний»? - В белом граде серость лишня; слово, свежее как сок, коль его никто не слышит; старцы старятся не в срок, коль им сверстников не дал иль забрал уже Всевышний; коль сноха не уважает – то и дева никудышна; коль народ не окружает – вид не важен уже внешний; без крылатых и пернатых воды озера излишни; раз бесцелен и развратен, - то святоша тоже лишний; не содержит, коли муж всех своих родных и ближних, лишний он, хотя могуч и совсем хотя не грешник. Самое же главное в жизни и творчестве Асана Кайгы – его дух и духовность, оставленные им своим потомкам. Драгоценные каменья образуются на дне, благородные слова - во духовной глубине. Обнажает те каменья ветер, вызвавший отлив. Пробуждает те слова вдохновения прилив, - вот завет, оставленный им в назидание нынешним поколениям… Примечание: автор всех переводов стихотворений Асана Кайгы – Бекет Карашин |