Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Бекет Карашин
Объем: 12214 [ символов ]
Шумерские мотивы в библейских историях
ШУМЕРО-ТЮРКСКИЕ МОТИВЫ В БИБЛЕЙСКИХ ИСТОРИЯХ
 
Памяти великого учёного Г.Н.Потанина
 
В своё время концепцию о первичности «восточного элемента» в европейском фольклоре разрабатывал В.В. Стасов. Наиболее цельным и плодовитым продолжателем его концепции был великий русский учёный-востоковед Г.Н.Потанин. Он был нашим земляком, казахстанцем, уроженцем станицы Пресновской, другом Ч.Валиханова. Потанин собрал огромный материал по этнографии разных восточных народов (сказки, эпос, легенды и т.п.), на их основе написал массу интересных книг, очерков, эссе. Как писал С. Ольденбург, для Потанина сбор фольклора был и средством научного познания, и формой выполнения общественного долга, учёбой человека Запада у человека Востока».
 
Назову лишь некоторые его произведения: «Восточные основы русского былинного эпоса»,«Восточные параллели к некоторым русским сказкам», «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе». В этой последней работе он выдвинул гипотезу о том, что восточный эпос намного древнее средневекового европейского эпоса, о том, что так называемые степные «варвары» ещё до переселения их «диких орд» обогатили Европу устной литературой, различными героическими эпосами и творениями фольклора. Эти гипотезы Потанина имеют под собой более чем серьёзные, основания, ибо культура человечества большей частью развивалась не в отдельно взятых очагах, как об этом думает и руководствуется этим масса идеологически и политически «заражённых» историков, этнографов и просто людей. Она в веки веков питалась общими корнями, передавала их соки отдельно взятым этносам, лишая при этом «пальмы первенства» кого-то. Как заметил Десмонд Туту, «чужая культура- это та, которой не хватает твоей».
 
Потанин это понимал прекрасно. Не случайно он же утверждал, что «наши русские народные сказки о буре-богатыре, бабе-яге – всё это, оказывается, шаманские легенды». Более того, на основе изучения многих фольклоров народов Западной Сибири он предположил, что «христианство возникло в Южной Сибири или Северной Монголии. Отсюда его занесли славяне на Балканский полуостров». Конечно, эта гипотеза противоречит общепринятому мнению, но «мнение не имение», его легче изменить, потерять, переубедиться в нём. Было же когда-то всеобщее мнение о том, что солнце крутится вокруг земли, пока не нашлись единицы, излечившие массы от ошибочного «головокружения».
 
Этот небольшой этюд, посвященный Потанину, написан в его духе, призван «возбуждать» умы и головы, передвигающие ноги по давно проторенным тропам общепринятых «истин».
 
1. ИЗ МИФА О СОТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
 
1.1.АДАМ
 
По Библии, первым человеком, созданным Богом, был Адам. Это имя у тюрков стало нарицательным: так испокон веков в степи называют не библейского персонажа, а «человека вообще». Это имя в применении ко всем казахам безгранично удивляло писателя Майкова. Откуда это имя? Случайное ли это заимствование? Кто и у кого его заимствовал? Проще всего это объяснить заимствованием библейского сюжета тюрками…
 
Но вот что интересно: имя Адама этимологизируется именно на базе тюркского языка. Ата (ада) у тюрков обозначает деда (прадеда, прапрадеда, пращура, прародителя вообще). Отсюда в имени «АДА+М» (то же самое - АТА+М) последняя составляющая представляет притяжательное местоимение «мой». «Дед мой», «прадед мой», «прародитель мой» – вот буквальные переводы этого имени. «Адам - менин адам (атам)» - в переводе - «Адам мой адам» - можно счесть тавтологией, если не уточнять перевод в другом смысле: «Адам есть мой пращур». Полнейшее и чудеснейшее совпадение имени первого человека и признания его своим прародителем! «Я» есть копия этого прачеловека, поэтому-то и я тоже есть адам, т.е. уже «человек вообще». Никакой другой язык кроме тюркского, не сможет найти такую точную семантику имени! Уму непостижимо!?!
 
Но… Ведь сама Библия просто и прозрачно констатирует, что «потомки Адама» пришли в страну Шинар (Сеннар, т.е. Шумер) «с востока». Только надо учесть, что название Шумер или Сеннар появилось с «прилётом» туда конников Азии, поэтому-то в науке бытует термин «дошумерское население Двуречья».
Тогда получается, что этот классический первочеловек вовсе не семит, не африканец, а основатель восточных племён, даже более того, - родооснователь тюркоязычных шумеров!
 
1.2. ЕВА
 
…Прародителю нужен был помощник подобный ему, и тогда Бог, усыпив Адама, вынул его ребро, из которого сотворил женщину. Почему из ребра? Есть ли какие-то архаические осколки этого мифического акта? На первый вопрос вряд ли можно дать ответ, но что касается второго, то тут удивителен следующий факт. Издревле тюрки, а казахи и по сей день, во время раздачи костей при потреблении бешбармака именно женщинам подают ребра, словно напоминая их происхождение. Смысл этого акта давно утерян, но сам он далеко не случаен, поскольку случайность в философии всегда есть лишь форма проявления необходимости.
 
2. ИЗ МИФА О ПОТЕРЕ РАЯ
 
2.1. АЛМА
 
Бог установил табу для человека: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:9-17). Но человек в лице Евы съел плод с древа познания добра и зла. Плодом тем явилось яблоко. Библеисты предлагали различные варианты древнего плода, но всё же признали, что этот плод был яблоком.
 
Тюрки и некоторые индейские племена Северной Америки называют этот плод «АЛМА». При этимологии этого слова мы явно получаем отглагольное существительное. «Ал» – глагол-императив («возьми, бери, сорви» и т.п.), при слиянии с префиксом отрицания «ма» вытекает двузначное слово алма:
1. Глагол «не бери»; 2. Существительное «яблоко». Семантика слова явно связывается с мифом. Категорический запрет Бога «алма!» (не бери!), и тот плод, который был съеден вопреки табу, словесно совпали и запомнились на века. Первый запомнился из-за резкости, страха и трепетного риска, второй – экзотичности… Именно так, потому что яблони в Малой Азии и Иудее не росли, т.к. их прародина – предгорья Тянь-Шаня и Алтая, места заселения части прототюрков. Об этом писал академик Вавилов, который в частности считал, что самым древним местом произрастания яблок является Алма-Ата…
 
Итак, женское имя АЛМА несёт в себе не только название яблока, но и запрета на вкушение (и искушение!) сладкого (сладостно-греховного) плода удовольствия, а также ещё одно имя Евы.
 
2.2. ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ
 
Почему Ева съела запретный плод? И тут в сюжет мифа подключился новый действующий персонаж, змей-искуситель. Откуда и кто же он? Змеи, драконы и все ползучие «гады» - от сяньбийского слова «гай», «хай», образовавшего затем массу слов в тюркских, и в других языках в частности. Например, ХАЙдар, ГАЙдар (отсюда Айдар, обозначающий хохол на голове в виде сплетённой косы, напоминающей змею), ГАЙд (гад), ГАЙдюка (гадюка), ГАЙдук и т.п. Образ этой «гадины», олицетворяя собой Восток, противостоящий Западу, сохранился почти во всех культурах и языках.
 
Примеры можно взять и из глубины веков, и из недалекого прошлого. У шумерского Гильмагеша траву вечной жизни «умыкал» змей. Греческого Лаокона и его сыновей убивает все тот же змей-злодей. Знаменитый персонаж русских сказок Змей ГАЙрыныч (в сказках Горыныч) всегда олицетворял степного демонического «героя». Георгий Победоносец поражает копьем опять-таки того же ГАЙрыныча.
 
Этот же гад «прополз» и в библейские истории. При всей отрицательности по отношению к добру, божественно-моральным предписаниям, он – вечный спутник человечества, сыгравший не менее важную роль в создании напарницы Адама, чем сам Бог. Один из символов Востока, змей, несет в себе чертовские, злодейские силы, противопоставляемые божественным силам добра Запада. Но при всем разделении миров, даже мифы о происхождении человечества должны признать роль Востока, включая древнетюркский суперэтнос.
Итак, решающую роль в потере первозданности рая сыграл змей, изрыгнув из своей пасти огнедышащий ад и практически изгнав людей из Эдема.
 
2.3. ЭДЕМ - «ADEMI»?
 
Но Эдем не только мифологическая составляющая, но может быть и вполне определенным географически местом. «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал», - пишется в Библии (Бытие 2:8). Не случайно, что это райское место связывается с Алтаем и Средней Азией. Да и само слово эдем явно напоминает тюркские «адем», «адемi», «эдемi» (красота, красивый, великолепный, райский), подчеркивая исключительно красивый и благодатный природный край, каким и является Заилийский Алатау и великолепный Алтай. Дэвид Рол в своей претенциозной книге «Генезис цивилизации» даже не берёт во внимание то, что 4 библейские реки могли протекать в составе казахского Семиречья.
 
2.4. Тюрки из «Библии», или «Библия» от тюрков?
 
...Одна из ветвей древнетюркского суперэтноса под названием шумеры проникла в Малую Азию и принесла с собой рассказы о том, как её в результате женского искушения изгнали из родных райских мест. Этим «изгонщиком» мог быть Бог или какое-то племя, тотемом которого был Змей.
 
Приведём сравнения... «Волчье племя» геродотовых невров изгнали и вытеснили «змеи», т.е. племена «змееверов». В «Слове о полку Игореве» «змеиные» сородичи Кончака «полозом ползали», а «волки» Боняка Бурчевича, т.е. «волчье» племя Бершей, «рыскали, аки волки».
 
Подобные восточные рассказы, непонятые (или понятые?) в Двуречье, став мифами, могли быть включены в «семитские» библейские истории. Снова повторим слова из «Библии»: «Потомки Адама пришли в страну Шинар (Сеннар, т.е. Шумер) с востока». Они же могли привезти с собой не только мифы, но и язык. Например, 1 книга Библии носит в оригинале не греческое название «Генезис», а вполне тюркское: «Берешит» («Начало»), где «бер» («бир») – одно, первое, начало, а ешит (есит, есик, ешик, ешит) – дверь. Возможна и иная этимология: сравни с более поздним «беринши» (первый, начало). «Береши» - возможная праформа этого слова, а ит – глагол «делай» и одновременно существительное «дело». «Первое дело» («Вначале было дело»).
 
Это не так уж фантастично, если учесть, что Месопотамию, Малую Азию степные конники завоёвывали, хотя и позже, чем шумеры, но также в дохристианское время: например, в VII в до н.э. под началом Ишпакая, Партатуа, Мади. Они 3 десятка лет общались там с племенами-автохтонами, привнесли в Лидию, Ассирию, Мидию и другие супердержавы того времени свою литературу, язык, культуру, а не только дикие вопли и визг, о которых сказал затем пророк Иремия: «Их голос шумит, как море. Они мчатся на конях, выстроившись, как один человек, чтобы сразиться с врагом, и никто не может противостоять им!».
 
Так же невозможно противостоять культуре и истории, если даже они скачут в гипотетической форме…
 
3. «АЛ!» - «АЛ-МА!» - «АЛ-АМ!»
 
«Сорви меня!», - приказывает «АЛ!»,
«Не тронь!» - противится «АЛ-МА!»,
Ей вторит древняя молва:
«Возьмёшь, - считай, - уже пропал!»
 
Но кто-то всё равно сорвёт, -
Запретный плод не плод запрета,
Вдвойне он сладок для поэта, -
Коль не сорвёт его, - умрёт.
 
Наверно, видел вещий сон,
Летал я с яблоком в руке,
И слышал в прошлом, вдалеке
Хрустальный смех и сладкий стон.
 
Казалось, я – Адам в раю,
до первородного греха,
Создатель первого стиха,
воспевший Женщину свою.
 
Со мной летала диво-дева,
нагие оба в голом небе,
Сманил нас плод искуса-древа,
Была Алмой, а стала Евой!
 
Но разве грех, грешить во сне?
Не грех грешить и наяву,
Давно нарушены табу -
Грех в индивиде и вовне.
 
Потомки мы Адама, Евы,
Точней, - плоды их «первогрEха»,
Оставим праведность для смеха,
Направо – праведник, а нам – налево!
 
Грех слаще яблок и гранат…
Я – Змей…* Умею искушать!?!
Мою искусность женщине решать,
Решится согрешить – я буду рад…
 
Ты, как клубок, иль шар земной,
Куда же катишься, Алма?
Пока не смыла нас волна,
Хотя бы миг, побудь со мной.
 
Эдем – Алматы, не Элам,
Ведь там не Ева, а АлмА -
И мёд, и сахар, и халва –
Слог изменю: «ал-мА!» - «ал-Ам!» *
 
Примечания:
* автор этого эссе по восточному календарю – змей (дракон).
** Алам – сокращённая форма глагола «аламын» (возьму, овладею, сорву, покорю, присвою)
Дата публикации: 12.11.2013 08:00
Предыдущее: ОТ ЯНА ДО АРМЯНАСледующее: ВИКИНГИ И ТЮРКИ

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта