ШУМЕРО-ТЮРКСКИЕ МОТИВЫ В БИБЛЕЙСКИХ ИСТОРИЯХ Памяти великого учёного Г.Н.Потанина В своё время концепцию о первичности «восточного элемента» в европейском фольклоре разрабатывал В.В. Стасов. Наиболее цельным и плодовитым продолжателем его концепции был великий русский учёный-востоковед Г.Н.Потанин. Он был нашим земляком, казахстанцем, уроженцем станицы Пресновской, другом Ч.Валиханова. Потанин собрал огромный материал по этнографии разных восточных народов (сказки, эпос, легенды и т.п.), на их основе написал массу интересных книг, очерков, эссе. Как писал С. Ольденбург, для Потанина сбор фольклора был и средством научного познания, и формой выполнения общественного долга, учёбой человека Запада у человека Востока». Назову лишь некоторые его произведения: «Восточные основы русского былинного эпоса»,«Восточные параллели к некоторым русским сказкам», «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе». В этой последней работе он выдвинул гипотезу о том, что восточный эпос намного древнее средневекового европейского эпоса, о том, что так называемые степные «варвары» ещё до переселения их «диких орд» обогатили Европу устной литературой, различными героическими эпосами и творениями фольклора. Эти гипотезы Потанина имеют под собой более чем серьёзные, основания, ибо культура человечества большей частью развивалась не в отдельно взятых очагах, как об этом думает и руководствуется этим масса идеологически и политически «заражённых» историков, этнографов и просто людей. Она в веки веков питалась общими корнями, передавала их соки отдельно взятым этносам, лишая при этом «пальмы первенства» кого-то. Как заметил Десмонд Туту, «чужая культура- это та, которой не хватает твоей». Потанин это понимал прекрасно. Не случайно он же утверждал, что «наши русские народные сказки о буре-богатыре, бабе-яге – всё это, оказывается, шаманские легенды». Более того, на основе изучения многих фольклоров народов Западной Сибири он предположил, что «христианство возникло в Южной Сибири или Северной Монголии. Отсюда его занесли славяне на Балканский полуостров». Конечно, эта гипотеза противоречит общепринятому мнению, но «мнение не имение», его легче изменить, потерять, переубедиться в нём. Было же когда-то всеобщее мнение о том, что солнце крутится вокруг земли, пока не нашлись единицы, излечившие массы от ошибочного «головокружения». Этот небольшой этюд, посвященный Потанину, написан в его духе, призван «возбуждать» умы и головы, передвигающие ноги по давно проторенным тропам общепринятых «истин». 1. ИЗ МИФА О СОТВОРЕНИИ ЧЕЛОВЕКА 1.1.АДАМ По Библии, первым человеком, созданным Богом, был Адам. Это имя у тюрков стало нарицательным: так испокон веков в степи называют не библейского персонажа, а «человека вообще». Это имя в применении ко всем казахам безгранично удивляло писателя Майкова. Откуда это имя? Случайное ли это заимствование? Кто и у кого его заимствовал? Проще всего это объяснить заимствованием библейского сюжета тюрками… Но вот что интересно: имя Адама этимологизируется именно на базе тюркского языка. Ата (ада) у тюрков обозначает деда (прадеда, прапрадеда, пращура, прародителя вообще). Отсюда в имени «АДА+М» (то же самое - АТА+М) последняя составляющая представляет притяжательное местоимение «мой». «Дед мой», «прадед мой», «прародитель мой» – вот буквальные переводы этого имени. «Адам - менин адам (атам)» - в переводе - «Адам мой адам» - можно счесть тавтологией, если не уточнять перевод в другом смысле: «Адам есть мой пращур». Полнейшее и чудеснейшее совпадение имени первого человека и признания его своим прародителем! «Я» есть копия этого прачеловека, поэтому-то и я тоже есть адам, т.е. уже «человек вообще». Никакой другой язык кроме тюркского, не сможет найти такую точную семантику имени! Уму непостижимо!?! Но… Ведь сама Библия просто и прозрачно констатирует, что «потомки Адама» пришли в страну Шинар (Сеннар, т.е. Шумер) «с востока». Только надо учесть, что название Шумер или Сеннар появилось с «прилётом» туда конников Азии, поэтому-то в науке бытует термин «дошумерское население Двуречья». Тогда получается, что этот классический первочеловек вовсе не семит, не африканец, а основатель восточных племён, даже более того, - родооснователь тюркоязычных шумеров! 1.2. ЕВА …Прародителю нужен был помощник подобный ему, и тогда Бог, усыпив Адама, вынул его ребро, из которого сотворил женщину. Почему из ребра? Есть ли какие-то архаические осколки этого мифического акта? На первый вопрос вряд ли можно дать ответ, но что касается второго, то тут удивителен следующий факт. Издревле тюрки, а казахи и по сей день, во время раздачи костей при потреблении бешбармака именно женщинам подают ребра, словно напоминая их происхождение. Смысл этого акта давно утерян, но сам он далеко не случаен, поскольку случайность в философии всегда есть лишь форма проявления необходимости. 2. ИЗ МИФА О ПОТЕРЕ РАЯ 2.1. АЛМА Бог установил табу для человека: «от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:9-17). Но человек в лице Евы съел плод с древа познания добра и зла. Плодом тем явилось яблоко. Библеисты предлагали различные варианты древнего плода, но всё же признали, что этот плод был яблоком. Тюрки и некоторые индейские племена Северной Америки называют этот плод «АЛМА». При этимологии этого слова мы явно получаем отглагольное существительное. «Ал» – глагол-императив («возьми, бери, сорви» и т.п.), при слиянии с префиксом отрицания «ма» вытекает двузначное слово алма: 1. Глагол «не бери»; 2. Существительное «яблоко». Семантика слова явно связывается с мифом. Категорический запрет Бога «алма!» (не бери!), и тот плод, который был съеден вопреки табу, словесно совпали и запомнились на века. Первый запомнился из-за резкости, страха и трепетного риска, второй – экзотичности… Именно так, потому что яблони в Малой Азии и Иудее не росли, т.к. их прародина – предгорья Тянь-Шаня и Алтая, места заселения части прототюрков. Об этом писал академик Вавилов, который в частности считал, что самым древним местом произрастания яблок является Алма-Ата… Итак, женское имя АЛМА несёт в себе не только название яблока, но и запрета на вкушение (и искушение!) сладкого (сладостно-греховного) плода удовольствия, а также ещё одно имя Евы. 2.2. ЗМЕЙ-ИСКУСИТЕЛЬ Почему Ева съела запретный плод? И тут в сюжет мифа подключился новый действующий персонаж, змей-искуситель. Откуда и кто же он? Змеи, драконы и все ползучие «гады» - от сяньбийского слова «гай», «хай», образовавшего затем массу слов в тюркских, и в других языках в частности. Например, ХАЙдар, ГАЙдар (отсюда Айдар, обозначающий хохол на голове в виде сплетённой косы, напоминающей змею), ГАЙд (гад), ГАЙдюка (гадюка), ГАЙдук и т.п. Образ этой «гадины», олицетворяя собой Восток, противостоящий Западу, сохранился почти во всех культурах и языках. Примеры можно взять и из глубины веков, и из недалекого прошлого. У шумерского Гильмагеша траву вечной жизни «умыкал» змей. Греческого Лаокона и его сыновей убивает все тот же змей-злодей. Знаменитый персонаж русских сказок Змей ГАЙрыныч (в сказках Горыныч) всегда олицетворял степного демонического «героя». Георгий Победоносец поражает копьем опять-таки того же ГАЙрыныча. Этот же гад «прополз» и в библейские истории. При всей отрицательности по отношению к добру, божественно-моральным предписаниям, он – вечный спутник человечества, сыгравший не менее важную роль в создании напарницы Адама, чем сам Бог. Один из символов Востока, змей, несет в себе чертовские, злодейские силы, противопоставляемые божественным силам добра Запада. Но при всем разделении миров, даже мифы о происхождении человечества должны признать роль Востока, включая древнетюркский суперэтнос. Итак, решающую роль в потере первозданности рая сыграл змей, изрыгнув из своей пасти огнедышащий ад и практически изгнав людей из Эдема. 2.3. ЭДЕМ - «ADEMI»? Но Эдем не только мифологическая составляющая, но может быть и вполне определенным географически местом. «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал», - пишется в Библии (Бытие 2:8). Не случайно, что это райское место связывается с Алтаем и Средней Азией. Да и само слово эдем явно напоминает тюркские «адем», «адемi», «эдемi» (красота, красивый, великолепный, райский), подчеркивая исключительно красивый и благодатный природный край, каким и является Заилийский Алатау и великолепный Алтай. Дэвид Рол в своей претенциозной книге «Генезис цивилизации» даже не берёт во внимание то, что 4 библейские реки могли протекать в составе казахского Семиречья. 2.4. Тюрки из «Библии», или «Библия» от тюрков? ...Одна из ветвей древнетюркского суперэтноса под названием шумеры проникла в Малую Азию и принесла с собой рассказы о том, как её в результате женского искушения изгнали из родных райских мест. Этим «изгонщиком» мог быть Бог или какое-то племя, тотемом которого был Змей. Приведём сравнения... «Волчье племя» геродотовых невров изгнали и вытеснили «змеи», т.е. племена «змееверов». В «Слове о полку Игореве» «змеиные» сородичи Кончака «полозом ползали», а «волки» Боняка Бурчевича, т.е. «волчье» племя Бершей, «рыскали, аки волки». Подобные восточные рассказы, непонятые (или понятые?) в Двуречье, став мифами, могли быть включены в «семитские» библейские истории. Снова повторим слова из «Библии»: «Потомки Адама пришли в страну Шинар (Сеннар, т.е. Шумер) с востока». Они же могли привезти с собой не только мифы, но и язык. Например, 1 книга Библии носит в оригинале не греческое название «Генезис», а вполне тюркское: «Берешит» («Начало»), где «бер» («бир») – одно, первое, начало, а ешит (есит, есик, ешик, ешит) – дверь. Возможна и иная этимология: сравни с более поздним «беринши» (первый, начало). «Береши» - возможная праформа этого слова, а ит – глагол «делай» и одновременно существительное «дело». «Первое дело» («Вначале было дело»). Это не так уж фантастично, если учесть, что Месопотамию, Малую Азию степные конники завоёвывали, хотя и позже, чем шумеры, но также в дохристианское время: например, в VII в до н.э. под началом Ишпакая, Партатуа, Мади. Они 3 десятка лет общались там с племенами-автохтонами, привнесли в Лидию, Ассирию, Мидию и другие супердержавы того времени свою литературу, язык, культуру, а не только дикие вопли и визг, о которых сказал затем пророк Иремия: «Их голос шумит, как море. Они мчатся на конях, выстроившись, как один человек, чтобы сразиться с врагом, и никто не может противостоять им!». Так же невозможно противостоять культуре и истории, если даже они скачут в гипотетической форме… 3. «АЛ!» - «АЛ-МА!» - «АЛ-АМ!» «Сорви меня!», - приказывает «АЛ!», «Не тронь!» - противится «АЛ-МА!», Ей вторит древняя молва: «Возьмёшь, - считай, - уже пропал!» Но кто-то всё равно сорвёт, - Запретный плод не плод запрета, Вдвойне он сладок для поэта, - Коль не сорвёт его, - умрёт. Наверно, видел вещий сон, Летал я с яблоком в руке, И слышал в прошлом, вдалеке Хрустальный смех и сладкий стон. Казалось, я – Адам в раю, до первородного греха, Создатель первого стиха, воспевший Женщину свою. Со мной летала диво-дева, нагие оба в голом небе, Сманил нас плод искуса-древа, Была Алмой, а стала Евой! Но разве грех, грешить во сне? Не грех грешить и наяву, Давно нарушены табу - Грех в индивиде и вовне. Потомки мы Адама, Евы, Точней, - плоды их «первогрEха», Оставим праведность для смеха, Направо – праведник, а нам – налево! Грех слаще яблок и гранат… Я – Змей…* Умею искушать!?! Мою искусность женщине решать, Решится согрешить – я буду рад… Ты, как клубок, иль шар земной, Куда же катишься, Алма? Пока не смыла нас волна, Хотя бы миг, побудь со мной. Эдем – Алматы, не Элам, Ведь там не Ева, а АлмА - И мёд, и сахар, и халва – Слог изменю: «ал-мА!» - «ал-Ам!» * Примечания: * автор этого эссе по восточному календарю – змей (дракон). ** Алам – сокращённая форма глагола «аламын» (возьму, овладею, сорву, покорю, присвою) |