Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Бекет Карашин
Объем: 9204 [ символов ]
ШАМБАЛА
Клубком мифов и легенд, невероятных гипотез и утверждений опутана эта загадочная страна (остров, местность?). Нисколько не претендуя на очередную сенсацию в интерпретации этих мифов и гипотез, выдвигаю свою тюркологическую версию об этом феномене.
С самого начала, не следует Шамбалу связывать сугубо с названием страны или местности. Потому что один из самых древних мифов утверждает о том, что в глубочайшей древности жили два брата: Шамбала и Агарту. Они были жителями степной страны. В один из трагических моментов её истории братья разделились и повели за собой некогда единой народ в разных направлениях. Миф о сказочной стране Шамбала вытекает из имени одного из братьев. Судьба второго в дальнейшей истории не сохранилась. Из этой страны и возникали предводители народов, учёные мужи, маги, мыслители и спасители человечества, умевшие указать ему верные пути развития.
Сразу же обратим внимание на антропонимы. Шамбала разлагается на два составляющих: ШАМ (по-тюркски, - светоч, лампа) + БАЛА (ребёнок, юноша). А второе имя подобно первому: АГАРТУ (Агарды, Агарту) – Свет, Просветился, Просвещение, Освещённый и т.п. Оба имени связаны с понятиями «святейшие», «святость», «просвещение», «просветительство» и т.п. Семантические значения этих имён совпадают с их деятельностью: просветительством, вождизмом, жречеством.
Поскольку тюркский язык существовал задолго до появления тюрков как таковых, постольку их тюркские имена не должны смущать ни одного историка. Тем более что и другие сведения подтверждают происхождение Шамбалы из степных районов, именно тех, в которых тюркоязычные племена жили испокон веков.
Во многих устных преданиях и книгах о Шамбале утверждается, что в стране Шамбалы люди живут в юртах и занимаются разведением скота.
В 60-ые годы эмигранты из Тибета выпустили в свет «Тибетско-шашунский словарь», в котором содержалась карта страны Шамбала. В ней встречается знакомое всем слово «сак» и название столицы Шамбалы – Барпасаргад (сакский город), ставший после завоевания его персами одной из столиц Ахеменидского царства.
В России было распространено мнение, что вход в страну Шамбала находится где-то на Алтае.
В книге монгольского учёного 18 в. Сумба-Хамба «Пагсан-чжонсан» (вышла в свет в 1748 году) можно найти массу интересных сведений. Например, там говорится, что сам Будда жил в столице Шамбхалы – городе Калапа, где впервые (в 878 г. до н.э.) начал проповедовать свою Калачакру (систему религиозно-философских воззрений). Настоящее имя Будды, как известно, - САКхамунья… Скорее всего, - САХАмун, САХАман, т.е. «сакский человек». По описанию из книги «Калачакра-тантра» Шамбала находится севернее реки Сита (Сырдарья или Амударья), её окружают семь снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В центре – столица Шамбалы, где находится дворец царя Калапа. Кстати, как видно из предшествующих строк, это название впоследствии стало названием города Калапа, столицы Шамбалы, именовавшейся уже как Шамбхала, священным зовом, в котором было слово «калагия!» В этих словах – ШамбХАЛА, КАЛАп, КАЛАчакра, «КАЛАгия!» – явную устойчивость проявляет элемент кала (город, дворец, строения).
В Шамбале было 25 правителей-жрецов по имени Кальки (скорее всего, искажённое - Халка, Халык, что в переводе означает: оставшиеся, осёдлые, народ, горожане). Даже и другие имена правителей Шамбалы можно прочитать вполне по-тюркски: Чандрабхандра, например, = чандр (жилы, жилистый) + бхандра (бхадр, бахадр, бахадур) = «Жилистый богатырь». Бхандра – тот же бхадр, изменённый в результате энклитики, - вставки буквы «н», и придания сингармонизма в контексте всего имени Чандрабхандра.
Коль сами буддийские трактаты из Индии, Тибета, Непала, Бутана помещают страну Шамбала на севере, то не верить им тоже нельзя. В этих странах, прежде всего в Индии, началась лишь манифестация учения о Шабале, шествие этого и имени, и человека, и страны по всему миру. Именно это хотели выразить античные римляне, когда оставляли афоризм: «Свет идёт с Востока»…
Безусловно, эзотерические представления о стране (учении, первооснователе) Шамбала стали трактоваться всеми по-разному. К старым мифам стали наслаиваться новые. Интерпретации их также были различны.
Кто только не стремился попасть в страну Шамбала! Говорили и писали, что древнегреческий философ Пифагор был в этой стране, где ему присвоили имя Яван-чари. Яван (йонийский) + чары (слова жарык, чарик, даже «русское» слово «чары», переводятся с тюркского, как свет, в данном случае, - просветитель, учитель). Вслед за «Йонийским Просветителем» и в последующем искали Шамбалу Александр Македонский, Аполлоний Тианский, несторианцы, рыцари короля Артура, основатель ордена Христиан Розенкрейц, врач Парацельс, граф Сен-Жермен и даже гестаповцы Гитлера!
Где только не помещали эту страну! То в Гималаях, то в пустыне Гоби, то в Туркестане, то на Памире, то на каком-то острове Беловодье. И даже на Крайнем Севере, сравнивая северное сияние с лучами Шамбалы. Последний вариант резко приближает нас к значению тюркского слова шам: свет, светоч, луч, сияние, лампада и т.д. Лев Гумилёв даже умудрился (ошибочно) втиснуть Шамбалу в Сирию, связав её с древним названием этой страны - Шам.
Но, на наш взгляд, рассеявшиеся по всему миру «ШАМы» или «люди-лучи» восточного Просвещения и Владычества на разных языках, но везде назывались Светочами, Святейшими, Светлейшими, Владыками, Жрецами-Государями. Всем, значит, было известно значение этого тюркского слова! Вот почему новые земли и страны, освоенные просвещёнными государями, учениками Шамбалы, выходцами из этой страны, также стали называться Шамбалой или просто Шамом, как в Сирии. Конечно, не все варварские народы и невежественные люди с лёгкостью принимали учение и мировоззрение Шамбалы. Где-то приходилось «ШАМанить», а где-то, отстаивая свои принципы, воевать и выходить в ШАМпионы. ШАМан и CHAMpion (франц. шампион, т.е. чемпион) – реликты этого древнего слова. Кстати, французское слово CHAMP переводится как открытое (светлое) место, поле, поприще, ристалище.
Отсюда же «выплывает» и правописание слова шаман – шамман: ШАМ + МАН = «светоч-человек», «просвещённая душа», «пастырь душ человеческих».
В древности и средневековье небольшие отряды тюрков (шамбала) уходили в другие страны и веси, как правило, покоряли их и правили ими. Конечно, они несли не только насилие, но и массу начал цивилизации и просвещения. Не только отряды, но и единичные субъекты, вышедшие из Степи, странствовали по миру, «шаманили» (просвещали) другие народы и страны. Так, с берегов Ра (Едиль, Волга) ушёл в Персию популяризировать своё учение Жаратушы РА (Заратуштра), сохранив своё тюркское имя (Жаратушы – создатель, демиург, творец). В Древней Греции прославились скифы Анахарсис и Токсары (Токсарис - лекарь, костоправ). В Индии основал свою религию сак Будда. Бард (жырау, отсюда слово жрец) Боян подался в Древнюю Русь, чтобы «князъм славу рокохату», а его безымянный ученик-тюрок стал автором «Слова о полу Игореве». Непоседами, странствующими пилигримами и просветителями были первые казахские поэты-рыцари. Таких примеров мы имеем великое множество. Всех их с полным основанием можно называть Шамбалами!
Особенно много лестного и восторженного о них написано в арабских источниках, которые отмечали массу выдающихся черт тюрков. Их доминирующее положение воспринималось, как благо, а отдельные личности становились уже народными героями покорённых стран шаманами-властелинами, «владелинами душ», «чемпионами» (Бейбарс, Калауын, Ан-Насыр, Кайтбай в Египте, ШАМсуддин в Делийском султанате и т.д.)
 
Сняв с невежества всю ветошь
и спалив в костре орды,
стали зваться «Знаний Светоч»
Шамбала и Агарты.
 
В поле поприщ и ристалищ,
в клювах грифов и ворон,
не снискав смертей пристанищ,
Шамбала стал «шампион».
 
Из Степи ушли шаманы,
род людской чтобы пасти,
пастухи те иль шабаны
были в древности в чести.
 
В слове шабаны ударение должно ставиться на предпоследнем слоге, так как не только в схожести, но и в тождественности слов шаман и шабан любому грамматисту сомневаться не приходится, ибо различия их только диалектные. В М-диалекте – шаман, в Б-диалекте – шабан, а точнее всего, - шабман, т.е. «ведущий» («пасущий», «курирующий») человек. Шаман, - как и чабан, - пастух (пастырь душ человеческих).
Мнимое разделение этих слов произошло, скорее всего, в результате дифференциации профессий пастуха и пастыря (жреца-культоотправителя, духовного наставника).
Таким образом, если страна Шамбала существовала географически, то я, как тюрколог, конечно, склонен поместить её или на Алтае, как считали в России, или на азиатской стороне степного района Южного Урала, например, там, где нашли «страну городов» с условной столицей Аркаим, где в ХVIII-XVII вв. до н.э. существовала
высокоразвитая цивилизация.
Но существует и поверье о невидимой духовной сущности Шамбалы, которая открывается лишь тем, кто достиг духовного совершенства, эзотерических знаний и выдающихся черт личности.
«Царство духа», где правили гении, жрецы сознания и знаний, шаманы, совершавшие обряды камлания, посредством которых воскрешали умерших, изменяли климатические условия, предсказывали будущее, меня тоже устраивает.
Дата публикации: 11.11.2013 18:09
Предыдущее: КОРОТЫШИСледующее: ОРДА, ОРТА

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта