Клубком мифов и легенд, невероятных гипотез и утверждений опутана эта загадочная страна (остров, местность?). Нисколько не претендуя на очередную сенсацию в интерпретации этих мифов и гипотез, выдвигаю свою тюркологическую версию об этом феномене. С самого начала, не следует Шамбалу связывать сугубо с названием страны или местности. Потому что один из самых древних мифов утверждает о том, что в глубочайшей древности жили два брата: Шамбала и Агарту. Они были жителями степной страны. В один из трагических моментов её истории братья разделились и повели за собой некогда единой народ в разных направлениях. Миф о сказочной стране Шамбала вытекает из имени одного из братьев. Судьба второго в дальнейшей истории не сохранилась. Из этой страны и возникали предводители народов, учёные мужи, маги, мыслители и спасители человечества, умевшие указать ему верные пути развития. Сразу же обратим внимание на антропонимы. Шамбала разлагается на два составляющих: ШАМ (по-тюркски, - светоч, лампа) + БАЛА (ребёнок, юноша). А второе имя подобно первому: АГАРТУ (Агарды, Агарту) – Свет, Просветился, Просвещение, Освещённый и т.п. Оба имени связаны с понятиями «святейшие», «святость», «просвещение», «просветительство» и т.п. Семантические значения этих имён совпадают с их деятельностью: просветительством, вождизмом, жречеством. Поскольку тюркский язык существовал задолго до появления тюрков как таковых, постольку их тюркские имена не должны смущать ни одного историка. Тем более что и другие сведения подтверждают происхождение Шамбалы из степных районов, именно тех, в которых тюркоязычные племена жили испокон веков. Во многих устных преданиях и книгах о Шамбале утверждается, что в стране Шамбалы люди живут в юртах и занимаются разведением скота. В 60-ые годы эмигранты из Тибета выпустили в свет «Тибетско-шашунский словарь», в котором содержалась карта страны Шамбала. В ней встречается знакомое всем слово «сак» и название столицы Шамбалы – Барпасаргад (сакский город), ставший после завоевания его персами одной из столиц Ахеменидского царства. В России было распространено мнение, что вход в страну Шамбала находится где-то на Алтае. В книге монгольского учёного 18 в. Сумба-Хамба «Пагсан-чжонсан» (вышла в свет в 1748 году) можно найти массу интересных сведений. Например, там говорится, что сам Будда жил в столице Шамбхалы – городе Калапа, где впервые (в 878 г. до н.э.) начал проповедовать свою Калачакру (систему религиозно-философских воззрений). Настоящее имя Будды, как известно, - САКхамунья… Скорее всего, - САХАмун, САХАман, т.е. «сакский человек». По описанию из книги «Калачакра-тантра» Шамбала находится севернее реки Сита (Сырдарья или Амударья), её окружают семь снежных гор, напоминающих лепестки лотоса. В центре – столица Шамбалы, где находится дворец царя Калапа. Кстати, как видно из предшествующих строк, это название впоследствии стало названием города Калапа, столицы Шамбалы, именовавшейся уже как Шамбхала, священным зовом, в котором было слово «калагия!» В этих словах – ШамбХАЛА, КАЛАп, КАЛАчакра, «КАЛАгия!» – явную устойчивость проявляет элемент кала (город, дворец, строения). В Шамбале было 25 правителей-жрецов по имени Кальки (скорее всего, искажённое - Халка, Халык, что в переводе означает: оставшиеся, осёдлые, народ, горожане). Даже и другие имена правителей Шамбалы можно прочитать вполне по-тюркски: Чандрабхандра, например, = чандр (жилы, жилистый) + бхандра (бхадр, бахадр, бахадур) = «Жилистый богатырь». Бхандра – тот же бхадр, изменённый в результате энклитики, - вставки буквы «н», и придания сингармонизма в контексте всего имени Чандрабхандра. Коль сами буддийские трактаты из Индии, Тибета, Непала, Бутана помещают страну Шамбала на севере, то не верить им тоже нельзя. В этих странах, прежде всего в Индии, началась лишь манифестация учения о Шабале, шествие этого и имени, и человека, и страны по всему миру. Именно это хотели выразить античные римляне, когда оставляли афоризм: «Свет идёт с Востока»… Безусловно, эзотерические представления о стране (учении, первооснователе) Шамбала стали трактоваться всеми по-разному. К старым мифам стали наслаиваться новые. Интерпретации их также были различны. Кто только не стремился попасть в страну Шамбала! Говорили и писали, что древнегреческий философ Пифагор был в этой стране, где ему присвоили имя Яван-чари. Яван (йонийский) + чары (слова жарык, чарик, даже «русское» слово «чары», переводятся с тюркского, как свет, в данном случае, - просветитель, учитель). Вслед за «Йонийским Просветителем» и в последующем искали Шамбалу Александр Македонский, Аполлоний Тианский, несторианцы, рыцари короля Артура, основатель ордена Христиан Розенкрейц, врач Парацельс, граф Сен-Жермен и даже гестаповцы Гитлера! Где только не помещали эту страну! То в Гималаях, то в пустыне Гоби, то в Туркестане, то на Памире, то на каком-то острове Беловодье. И даже на Крайнем Севере, сравнивая северное сияние с лучами Шамбалы. Последний вариант резко приближает нас к значению тюркского слова шам: свет, светоч, луч, сияние, лампада и т.д. Лев Гумилёв даже умудрился (ошибочно) втиснуть Шамбалу в Сирию, связав её с древним названием этой страны - Шам. Но, на наш взгляд, рассеявшиеся по всему миру «ШАМы» или «люди-лучи» восточного Просвещения и Владычества на разных языках, но везде назывались Светочами, Святейшими, Светлейшими, Владыками, Жрецами-Государями. Всем, значит, было известно значение этого тюркского слова! Вот почему новые земли и страны, освоенные просвещёнными государями, учениками Шамбалы, выходцами из этой страны, также стали называться Шамбалой или просто Шамом, как в Сирии. Конечно, не все варварские народы и невежественные люди с лёгкостью принимали учение и мировоззрение Шамбалы. Где-то приходилось «ШАМанить», а где-то, отстаивая свои принципы, воевать и выходить в ШАМпионы. ШАМан и CHAMpion (франц. шампион, т.е. чемпион) – реликты этого древнего слова. Кстати, французское слово CHAMP переводится как открытое (светлое) место, поле, поприще, ристалище. Отсюда же «выплывает» и правописание слова шаман – шамман: ШАМ + МАН = «светоч-человек», «просвещённая душа», «пастырь душ человеческих». В древности и средневековье небольшие отряды тюрков (шамбала) уходили в другие страны и веси, как правило, покоряли их и правили ими. Конечно, они несли не только насилие, но и массу начал цивилизации и просвещения. Не только отряды, но и единичные субъекты, вышедшие из Степи, странствовали по миру, «шаманили» (просвещали) другие народы и страны. Так, с берегов Ра (Едиль, Волга) ушёл в Персию популяризировать своё учение Жаратушы РА (Заратуштра), сохранив своё тюркское имя (Жаратушы – создатель, демиург, творец). В Древней Греции прославились скифы Анахарсис и Токсары (Токсарис - лекарь, костоправ). В Индии основал свою религию сак Будда. Бард (жырау, отсюда слово жрец) Боян подался в Древнюю Русь, чтобы «князъм славу рокохату», а его безымянный ученик-тюрок стал автором «Слова о полу Игореве». Непоседами, странствующими пилигримами и просветителями были первые казахские поэты-рыцари. Таких примеров мы имеем великое множество. Всех их с полным основанием можно называть Шамбалами! Особенно много лестного и восторженного о них написано в арабских источниках, которые отмечали массу выдающихся черт тюрков. Их доминирующее положение воспринималось, как благо, а отдельные личности становились уже народными героями покорённых стран шаманами-властелинами, «владелинами душ», «чемпионами» (Бейбарс, Калауын, Ан-Насыр, Кайтбай в Египте, ШАМсуддин в Делийском султанате и т.д.) Сняв с невежества всю ветошь и спалив в костре орды, стали зваться «Знаний Светоч» Шамбала и Агарты. В поле поприщ и ристалищ, в клювах грифов и ворон, не снискав смертей пристанищ, Шамбала стал «шампион». Из Степи ушли шаманы, род людской чтобы пасти, пастухи те иль шабаны были в древности в чести. В слове шабаны ударение должно ставиться на предпоследнем слоге, так как не только в схожести, но и в тождественности слов шаман и шабан любому грамматисту сомневаться не приходится, ибо различия их только диалектные. В М-диалекте – шаман, в Б-диалекте – шабан, а точнее всего, - шабман, т.е. «ведущий» («пасущий», «курирующий») человек. Шаман, - как и чабан, - пастух (пастырь душ человеческих). Мнимое разделение этих слов произошло, скорее всего, в результате дифференциации профессий пастуха и пастыря (жреца-культоотправителя, духовного наставника). Таким образом, если страна Шамбала существовала географически, то я, как тюрколог, конечно, склонен поместить её или на Алтае, как считали в России, или на азиатской стороне степного района Южного Урала, например, там, где нашли «страну городов» с условной столицей Аркаим, где в ХVIII-XVII вв. до н.э. существовала высокоразвитая цивилизация. Но существует и поверье о невидимой духовной сущности Шамбалы, которая открывается лишь тем, кто достиг духовного совершенства, эзотерических знаний и выдающихся черт личности. «Царство духа», где правили гении, жрецы сознания и знаний, шаманы, совершавшие обряды камлания, посредством которых воскрешали умерших, изменяли климатические условия, предсказывали будущее, меня тоже устраивает. |