«Мифы складываются для того, чтобы их оживляло наше воображение» Альбер Камю «Миф о Сизифе» 1 Миф о Сизифе известен многим, поэтому лишь вкратце напомню его фабулу… Сизиф, за непочтительное отношение к богам, равное по тем временам преступлению, неуемную жажду жизни, дошедшую до попыток избежать смерти, был приговорён богами, навечно вкатывать на вершину горы огромный камень, который он не в силах был там удерживать и который неизбежно обрушивался вниз. И всё начиналось сначала. Таким образом, Сизиф был обречён на труд, представлявший порочный круг. Рассказов о сизифовом труде в преисподней, по утверждению Камю, нет (кроме эссе самого Камю), поэтому эта часть продолжения мифа вызывает определённый интерес для воображения и фантазии. Камю удивительно цельно выжал и разыграл трагический вариант сизифова труда. Его Сизиф, при всей абсурдности и фатальности своего положения, - герой. Им его делает Дух, посредством которого он, пройдя через Страдание и Скорбь обречённого человека, приходит к Прозрению того, что боги раз и навсегда определив его участь, оставили его один на один с Судьбой. Осознание этого факта вызывает в нём отрицание существующего положения в форме Презрения к судьбе, что позволяет Сизифу возвыситься над установленным богами порядком. В бесконечном потоке человеческого страдания, казалось бы, ничего, кроме страдания не допускающего, он способен радоваться. Сизиф счастлив оттого, что судьба или воля богов, обрекая его на вечное мучение, отвернулась от него, тем самым, предоставляя его самому себе. Подобно тому, как творение, созданное демиургом, отчуждается от своего создателя, приобретая независимость и свободу существования, так и Сизиф, радуется тому, что он уже независим в своей зависимости от воли богов, что лишая его свободы выбора, боги предоставили ему «свободу без выбора». При такой трактовке мифа у Камю выходит, что свобода Сизифа носит характер мнимой, а не действительной свободы. Осознание необходимости не есть ещё свобода, хотя представляет веху на пути к ней. Свобода не даётся a priori, она в то же время не есть голый итог человеческих действий. Действительная свобода есть вечный процессо-результат высвобождения человека из пут необходимости, посредством влияния Воли, реальных практических действий, направленных на преодоление жёсткой привязанности человека к объективному миру. 2 В этом отношении данный миф можно интерпретировать в иной плоскости… Итак, Сизиф наказан богами. Камю утверждал, что «нет кары ужаснее, чем нескончаемая работа без всякой пользы и без надежд впереди». Но разве в человеческой судьбе бывает что-либо абсолютно бесконечное, бесполезное и безнадёжное? Поставленный вопрос, если, исходя из индуктивных данных опыта, ответить на него, в общем, и отрицательно, - вызовет неожиданный поворот в толковании мифа. С этой точки зрения дело представляется таким образом, что Сизиф не обречённый и отчаявшийся субъект, а Оптимист. Он надеется на то, что когда-нибудь разорвёт порочный круг своего крайне нудного и бесполезного труда и докажет всем, что безнадёжных и безвыходных ситуаций и положений в мире нет. Надежду и Веру в это ему придаёт Знание, полученное в результате многократных действий, в процессе которых Сизиф неизбежно сделал бы вывод о том, что один и тот же камень не может использоваться бесконечно, ибо он, подвергаясь многочисленным трениям от движения вверх, расщеплению и раскалыванию при скатывании вниз, непременно уменьшится в размерах, дойдя до комочка и, в конце концов, до пылинки. Сизиф надеется на то, что как только камень, к которому он как бы привязан, сотрётся в пыль, так сразу с него будет автоматически снято проклятье богов. Он к тому же надеется и на то, что боги не заменят стёршийся камень новым, ибо не только божий, но даже человеческий суд не наказывает дважды за одно и то же преступление. Надо полагать, что надежда питала не только силы Сизифа, но и придавала его монотонному труду некий творческий характер. В этом плане стоит вообразить, что Сизиф не только не огорчался тому, что не может удержать камень на вершине горы, а скорее радовался грохочущим скачкам его вниз, более того, что он сам его подталкивал, дабы придать его падению более разрушительные последствия. Тот возможный факт, что камень мог быть не физическим телом, а метафизической идеей, не реальным, а символическим, не имеет здесь никакого значения. В таком случае бунт Сизифа против судьбы питается не отчаянием обречённого, а Верой надеющегося на Освобождение человека. Сам же Сизиф становится не абсурдным, а что ни на есть настоящим Героем. Такой Сизиф олицетворяет собой вечную Веру человека в Бессмертие и возможность возврата из небытия в лоно жизни. Его Освобождение есть Гимн Победы мятежного Духа над безысходностью, бессмысленностью и безнадёжностью. Я оставляю Сизифа, уверенный в том, что он, прорвавшись сквозь обречённость, сумел вернуться в человеческий мир, даже если этот возврат был временным и скоротечным. Но если Сизиф и по сей день пребывает в преисподней, то ему я посвящаю эту эпитафию-оду. Есть древний миф: бунтарь Сизиф богами был наказан. Он голыми руками катил на гору камень, тот падал вновь, зараза. Напрасен труд, порочен круг и беспросветен мрак. От мук, страданий скулит сознание: - Побрал бы лучше прах… Но, чтобы рок свой превозмочь, он, напрягая духа мощь, искал просвет надежды, чтоб вновь найти свободу, под светлым небосводом счастливым быть, как прежде… |