Г.Державин – идеолог Российского антисемитизма. И - современного. Царедворец, по совместительству поэт -Г.Державин на века вооружил «аргументами» - вечно считающих себя во всем, всегда правыми Русских, особенно Российских антисемитов. В жизни его сыграло важную роль изнасилование, возможно, только неудачная попытка изнасилования Еврейки. Шума наделала много: дошло до Сената! Владелец расположенного в Белой Руси города Шклов, Могилевской губернии, С.Г.Зорич угнетал крестьян, обирал Евреев. Жалоба о его «геройствах» попала Царю Павлу I. Царь Павел I помнил Зорича в качестве фаворита своей жены. Презрительно к ней и ее фаворитам относился. По Высочайшему Повелению -в разобраться в жалобе Евреев поручили сенатору Державину. Не вызывала сомнения вина Зорича. Крепостнику Державину милее Зорич – не Евреи. Очень кстати явилось свежее Сенненское дело: обвинение Евреев в ритуальном убийстве. Державин воспользовался моментом: решил наказать Евреев. Сенненское дело – первый ритуальный процесс в России. Обвиняют Евреев. Подобные обвинения, процессы происходили в странах Европы и соседних с Россией - Польше, Литве. Сенно – вблизи Витебска, местечко, небольшой уездный город Могилевской губернии. … Зорич побывал фаворитом у Империатрицы Екатерины II. Она неуемная в страсти - страдала бешенством матки. В возрасте 35 лет и в звании генерал-лейтенанта – Зорич уехал из столицы. Поселился в глубокой провинции, в подаренном Империатрицей местечке Шклове. Зорич завел себе роскошную жизнь. Окружился большим двором. Создал театр. Труппа ставила Французские оперы, Итальянские балеты… Зоричу не хватает денег – всех и все оплачивать. Зорич обложил непомерными податями крестьян. Питейное заведение передал в ведение Евреев. От них требовал огромные деньги оброка. Доказывают и молят Евреи: не в состоянии продать огромного количества ведер водки, да еще по высокой цене. Зорич ничего не хотел слушать. По его повелению в шинки свозят много водки – требует выплачивать деньги – даже за непроданную водку. Отсутствие денег вынуждает его действовать – наказаниям телесным подвергает шинкарей, словно своих крестных. У некоторых Евреев он отнял дома, других выгнал из местечка, третьих избивал. В официальной записке Державин предлагает: “Владельцам и управляющим наистрожайше смотреть, чтобы с колядою жиды не ездили и чтобы жидам хлебных долгов не платили”. Предлагает наказание: «крестьян без очереди в рекруты, жидов без жен и детей в рудокопные заводы». Державин предлагает: «к еврейским именам добавить… русские прозвища». “Например, Нота Замысловатый, Лейба Ицкович Промышленный, Хацкиль Мордухович Дикий, Лейзер Мовшевич Деревенский, дабы каждый свое помнил”. Державин надеется стать “начальником”, «протектором над всеми евреями России» “… то неугодно ли будет для еврейского народа, относительно только преобразования его и, если можно, превращения, определить особливого протектора, под руководством коего все бы дело сие совершалось и который бы при всяком нужном случае мог не токмо покровительствовать их по губерниям и в Сенате; но и представительствовать за них у Его Величества”. Державин предлагает: «по ликвидации голода - ликвидировать корчмы» “…. А которые корчмы где останутся, то учредить их на праве шинков, а жидов-арендаторов тотчас выгнать”. Еще важный проект: “О переселении евреев из Белоруссии”. “А кто может платить государственные подати и кагальные, может остаться”. “… при рекрутских наборах хотя и могли бы они принимаемы быть в военную службу, но как по природной своей трусости добрыми солдатами никогда быть не могут, … то можно, кажется употребить их только в фурлейтеры, музыканты и другие нефрунтовые низкие должности. Достигшему же высоких наук офицерских и штаб-офицерских и дворянских чинов не присваивать”. “… и тогда только, а не прежде развращенные евреи, если переменят свои суеверные обычаи, будут Российского престола прямыми подданными”. “Таким образом, евреев род строптивый и изуверный, враги христиан, хотя по определению вечных судеб и останутся в непременном своем рассеянии, дондеже угодно всевышнему; но и в сем своем печальном состоянии получат образ благоустройства. А Павлу Первому предоставиться в род и род незабвенная слава, что он первый из монархов российских исполнил сию великую заповедь: “Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас”. Подлинное подписал: Сенатор Державин”. Существовало решение Сената: у помещика нет права суда-расправы над евреями. По гражданской градации: Евреи отнесены к сословию мещан и купцов. … По опросам Державин сделал “вывод”: “занятия евреев – торговля, аренда, корчемство, факторство – суть только “тонкие вымыслы под видом прибылей и услуг ближним, истощать их имущество; школа – гнездо суеверств; нравственного чувства у евреев вовсе нет. Не имеют они понятия о человеколюбии, бескорыстии и прочих добродетелях”. Осенью 1800 в Витебске Державин составил записку о евреях “Мнение об отвращении в Белоруссии недостатка хлебного обузданием корыстных промыслов евреев, о их преобразовании и о прочем”. Евреи “производили и ныне производят много о себе шуму”. Державин в истории ищет примеры. Любопытная картина получается. Берем крупный исторический период времени. Царства разных народов возникали, потом бесследно исчезали. В Еврейской истории заметна мистика. Небольшой по численности народ сохраняет «свое единство, язык, веру, обычаи, законы». По определению Державина – Евреи - “тунеядцы, они обманами и пронырством пребывали в изобилии за счет своих гостеприимцев, не занимались ремеслами и хлебопашеством”. Далее: “Жиды умны, проницательны, догадливы, проворны, учтивы, услужливы, трезвы, воздержанны, скромны, не сластолюбивы и проч., но с другой стороны, неопрятны, вонючи, праздны, ленивы, хитры, злы и т.д.” Очень даже «подробная характеристика». “Ни перед кем не снимают своих ермолок”. “В кагалах сих исполняются и защищают кровопролития христианские, в коих Иудеи по разным временам и царствам подозреваемы”. Со слов сообщает: Поляки, прочие Славяне «ленивы, непроворны, отлынивают от трудов, просят помощи у помещиков… отдают жидам за старые долги”. “А жиды, покупая от крестьян, продают им втридорога, обогащаются. Так у поселян отняты способы быть зажиточными и сытыми”. “Жиды-арендаторы в корчмах продают вино днем и ночью… Сии корчмы соблазн для народа, там крестьяне развращают нравы… Там выманивают у них жиды не токмо хлебно и … орудия, имущество, время, здоровье и саму жизнь”. «По собрании жатвы неумеренны и неосторожны в расходах: (крестьяне – М.Б.) едят, пьют, веселятся и отдают Жидам за старые долги и за попойки все то, что они потребуют; оттого зимою уже обыкновенно показывается у них недостаток…Так выманивают у них Жиды не токмо насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашные орудия, имущество, время, здоровье и самую жизнь…пьяных обсчитывают, обирают с головы до ног, и тем погружают поселян в совершенную бедность и нищету». «Трудно без погрешения и по справедливости кого-либо строго обвинять. Крестьяне пропивают хлеб Жидам и оттого терпят недостаток в нем. Владельцы не могут воспретить пьянства для того, что они от продажи вина почти весь свой доход имеют. А и Жидов в полной мере обвинять не можно, что они для пропитания своего извлекают последний из крестьян корм». + Буровский пишет: «Курят вино в Белоруссии все: владельцы земель – сами помещики, шляхта, попы, монахи и жиды. Очень важная деталь: практически все некрестьянское население занято этим – перегонкой зерна на водку, вовсе не одни евреи. Что меня особенно радует, так это зрелище сельского батюшки, гонящего вино и снабжающего доброй чаркой прихожан (после чего еще смеет поносить гадов-жидов)». И. М. Дижур: «Посылая Державина в Белоруссию, император Павел 1 уполномочил его „прекратить злоупотребления и строго наказать помещиков, которые из безмерного корыстолюбия оставляют крестьян своих без помощи, отобрать у них имения и отдать в опеку“». Но непосредственный начальник Державина генерал-прокурор Сената Обольянинов, «развивая» наказ императора, инструктировал его: «По сведениям не малою причиною истощения белорусских крестьян суть жиды» и предлагал обратить на них «особливое внимание». Комитет в 1804 году выработал «Положение о евреях»: «с 1808 года должно начаться переселение из деревень в местечки и в Новороссию – и в течение трех лет совершенно удалить евреев из привычных мест обитания. Ведь евреи спаивают народ и потому презираемы!» Но именно это и было главным пунктом рекомендаций Державина! Буровский: «Идеи Державина гораздо разумнее и уж, конечно, куда благороднее, чем у его оппонентов. Они, если на то пошло, больше соответствовали духу Российской империи: универсализировать, перемешать подданных, управлять в каждом углу империи так же, как во всех остальных». Насчет того, что идеи Державина «больше соответствовали духу Российской империи», Мнение реформатора Сперанского - в сентябре 1803: «Преобразования, произведенные властью правительства, вообще не прочны и особенно в тех случаях не надежны, когда власть сия должна бороться со столетними навыками. Посему лучше и надежнее вести евреев к совершенству, отворяя только пути к собственной пользе... не употребляя никакой власти, не назначая никаких особых заведений, не действуя вместо них, но раскрывая только пути к их собственной деятельности. Сколь можно менее запрещений, сколь можно более свободы – вот простые стихии всякого устройства в обществе». Дижур: «Невольно задаешь себе вопрос, как выглядело бы все экономическое, да и политическое развитие России, если бы начиная с зари ХIХ века русские государственные мужи следовали во всех вопросах, и, в частности, в еврейском, совету этого выдающегося деятеля…Но жизнь пошла не по этому либеральному пути. „Положение об устройстве евреев 1804 года“, хотя и было продиктовано „попечением об истинном благе евреев“, как сказано во вступлении к этому закону, но послужило началом полного разорения и пауперизации значительного большинства еврейского населения страны». Буровский: «неблагодарные евреи ославили Державина «фанатичным юдофобом», евреи «не в силах не только прислушаться к любой критике – не в силах даже просто ее слышать». Император Николай I озабочен тем, «как сделать евреев похожими на всех остальных». |