Сегодня только ленивый не ругает вышедший на широкий экран с огромной помпой фильм режиссера Камерона Диаса «Аватар». Но почему-то никто из критиков не смог понять, почему эту сказку не хочется посмотреть еще раз, чем она раздражает зрителя. Когда интересуешься впечатлениями о просмотре, чаще всего говорят о бюджете и прокате. В повести «Маленький Принц» главный герой возмущается, почему слушателя не интересует как выглядит дом, какие в нем окна, в чем его красота, а чтобы доступно взрослому описать какой дом замечательный, приходится называть цену. Появление этого фильма ознаменовало создание нового жанра: фильм-глюк. При его просмотре, особенно с применением устройств, создающих стереофонический эффект, вызывается состояние измененного сознания, словно после принятия сильного галлюциногена типа ЛСД. В этом состоянии снижается критичность мышления и самооценки. То есть облегчается путь манипуляции личностью. Киноискуство становится не просто культуробразующим, а сознаниеобразующим, поскольку не только воздействует на поведение, но и внушает иные предствления о человеке. Естественно, через некоторое время наступает горькое похмелье, которое чревато нарушениями восприятия пространства, времени, ухудшением памяти, притуплением творческих способностей. Какие же идеи и представления «сливает» в наши мозги «Аватар» и чем они опасны? Чем же, казалось, может навредить безобидная сказка? Ведь в нее заложена, на первый взгляд, светлая мысль о бережном отношении к природе! Мысль сама по себе хорошая. Только плох суп без соли, но еще хуже из самой соли. Экологическая тема в фильме не просто доминирует, а благодаря фантастичности сюжета становится идеей фикс. Здесь необходимо небольшое отступление. С глубокой древности и до наших дней гипертрофированное умиление природой всегда сопровождалось явлениями разложения общества, лицемерием, жестокостью к другим людям. Во времена Римской Империи появление буколик – сентиментальных рассказов о поэтической любви пастуха и пастушки на лоне природы совпало с ужасающим падением нравов. В средние века секта катаров, “чистых”, культивировала трепетное отношение к живым существам, но степень их жестокости и лицемерия по отношению к людям спровоцировала появление Инквизиции. Сегодня мы свидетели создания новой глобалистической идеологии, в которой тема экологии ставится во главу угла, и в то же время никогда прежде уничтожение человека человеком не получало столь широкого размаха и не сопровождалось таким лицемерием. Людей в странах так называемого “третьего мира”, то есть нас с вами, да и простых обывателей в “высокоразвитых”, “цивилизованных” государствах просто травят как крыс, подмешивая яды длительного действия под видом вкусовых добавок в колбасные, молочные, кондитерские изделия и субпродукты. Мы – люди. А потому наше сознание должно быть направлено на воспитание и развитие человечности друг друга. Когда же вместо этого нам подсовывают эрзацы духовности, предлагая любить либо какие-то символы, этнические или национальные, либо абстрактную природу, то разрушаются наши представления о человеке и на их месте возникает мечта о сверхчеловеке, сопряженная с человеконенавистничеством. В первой половине двадцатого столетия человечество уже схлестнулось в схватке с коричневой чумой – мечтой о чистом арийце. Неужели в двадцать первом нас ждет встреча с чумой цвета индиго? Ведь сегодня люди все более и более отдаляются друг от друга. Несмотря на широкие технические возможности для общения, качество общения снижается, особенно в больших городах. А вследствие этого растет неудовлетворенность и собой и жизнью вообще. Развивается такое же жизнеотрицающее восприятие мира, какое было Германии после Первой Мировой войны. Во всяком случае эти размышления помогают понять многие «неувязки» в сюжете фильма «Аватар». Почему, например, главный герой предает Землю. Туземцы Пандоры и способ их жизни – это та же мечта о сверхчеловеке, да и многое, многое другое… В нашей культуре отношения с природой всегда были метафорой, прообразом человеческих отношений. Ведь и в самом деле, человек, проявляющий жестокость к природе, никогда не сможет хорошо относиться к людям. Маленький Принц Антуана де Сент-Экзюпери имел чуткое сердце и богатую фантазию, а потому ему вовсе не нужно было превращаться в обезьяно-кошку и сражаться, подчиняя себе природу, чтобы разговаривать с розой и приручить Лиса. «Аватар» в индуистской мифологии – воплощение бога. Но чьим на самом деле воплощением оказался фильм – решать вам. |