Пробрался: под видом борьбы с семейственностью. В сталинское время нигде не терпели семейственности – под любым видом, соусом. Не допускали. Искореняли. А вот в нашей школе некая форма семейственности существовала. В нашей 21-й школе, «гвардейской», как называли ее ученики, уточню: в городе Киеве – такая семейственность проявлялась открыто: жена директора школы – Евдокия (отчество забыл к настоящему времени) преподавала Украинский язык и литературу. Она у нас – классная руководительница. Несколько лет подряд. В этой школе я появился в 1947, в седьмом классе. Евдокия уже исполняла эту ответственную, важную воспитательную и административную миссию. Запомнил ее: очень скромная, терпимая… Сам директор школы тоже на своем месте. Нет недовольных учительниц. Проявлял строгость. И с летними ремонтами управлялся. Внесу важное уточнение: наша школа – занималась во вторую смену. В первую смену учились «украинцы», 30-я Украинская школа. А уже после нас, в наших классах размещались «вечерники» - вечерняя школа трудовой молодежи. Важная деталь. Я пришел в школу – семилетку. Наш класс оказался проводным – с него началась десятилетка. В те времена учение в 8-10 класса – платное. Родители за меня платили. Сколько? Не помню. Возможно, плата вполне символическая. В наш восьмой класс пришел учитель истории, новый завуч школы Савченко Федор Степанович. Он недавно демобилизовался из армии. Очень активный, напористый. Через многие годы мне сообщили: своего предмета он не знал – призвали на военную службу со второго курса института. Он мог пройти ускоренные курсы офицеров. Он воевал в качестве политработника. Очень даже партийный! Отправлялись выпускники восьмого класса на каникулы – он всем раздал темы. Ответственное задание на каникулах – написать реферат. Мне попалось Смутное время, восстание Болотникова. Тема очень интересная. Я увлекся историей. С тех пор на всю жизнь сохранил этот интерес к истории. В школу стало интересно ходить. Часто рассказывают удивительные истории. То Федора (Федора Степановича) застукала уборщица с Биологичкой (у преподавательницы биологии – неимоверно развитые формы, огромные груди самого последнего размера: два глобуса рядом, на отдалении). Застала их на «месте преступления» – от перепуга склещились, отвезли на скорой помощи… Русачка не сказала о своей беременности, предстоящих родах – на полтора месяца оставила классы без уроков… Арестовали троих учеников – за кражу квартиры: содержат их до суда… Завуч с директором часто выясняют отношения на повышенных тонах… Являются комиссии – уже их гороно: районо перестало давать полезные заключения, никак не могут прийти к партийному решению… Пришли, после проверки обкома партии: проводили в тот момент политику укрепления колхозов грамотными партийными кадрами - директора школы отправили на работу председателя колхоза. Уехала с мужем и Евдокия – заведовать клубом. В нашем классе учится переросток Иванов. Имени его никто не знал – называли просто Иваном, Ивановым. Он вначале занимался в футбольной секции спортивного общества «Динамо». В десятом классе – выступал в дубле команды. Под его командным руководством в нашей школе создали футбольную команду. Почти все ученики нашего класса. Подставной – из школы 30. В соревнованиях – заняли первое место по району. Получили кубок. Эта победа школьников сильно помогла Савченко. К тому он директор школы. Вскоре назначили директором районо. Не знаю, его явилась эта идея – перенял у кого другого, но только в течение его долголетнего заведывания гороно – в школах района «производят в медалисты» - продают медали. |