Рядом со мной оказался пожилой человек. Это был тот самый. Я устроился в кресле, двигатели самолета заработали, командир корабля начал обычное приветствие по радио. -В Москву? – спросил попутчик, - или дальше, с пересадкой. -В Москву? - удивился я. – Хотя, впрочем, конечно в Москву. А Вы куда? Тоже в Москву? -В белокаменную. Выступаю на семинаре по теологии. -Как интересно, - воскликнул я. – Это большая удача встретиться с профессиональным теологом. Можно расспросить Вас подробнее? -Сделайте милость, - доброжелательно ответил попутчик. Пока мы разговаривали, самолет вырулил на взлетную площадку. Двигатели взревели, разбег, и вскоре самолет взлетел. В салоне стало тише, можно было беседовать. -Итак, - спросил я, - о чем ваш доклад на семинаре? -Проблема наказания за грехи, - ответил попутчик. – Однако, как правило, мирян эта тема совершенно не интересует. Если же вы изъявите желание, я непременно изложу свои соображения по этому вопросу. Он взглянул на меня, и прочел на моем лице нетерпение. -Так вот, - сказал попутчик, - в сознании людей наказание ассоциируется с физической болью. И в священных книгах и в обычных романах описываются с большой любовью к деталям кровавые сцены, чудовищные пытки, потоки крови, леденящий душу вой. Черти с хвостами и копытами, вооруженные вилами, закопченные языками пламени котлы и сковородки, истошные крики грешников. -Да, пожалуй, - согласился я. -Однако позвольте рассмотреть этот вопрос серьезно. Человек попадает в рай или ад без своей телесной оболочки. Что происходит с телом после кончины хорошо известно; менее известна дальнейшая трансформация уже бестелесного существа. Но, одно можно сказать точно: боль присуща только нашему бренному телу. Боль передается в теле по нервным волокнам, которые также как и само тело подвержены тлению. Следовательно, в загробном существовании человека боль полностью отсутствует. -Душа не знает боли! – сказал я. -Это не совсем так. Душа не знает физической боли. Но позвольте вновь вернуться к привычному для всех описанию наказания за грехи. Тут мы сталкиваемся с большой путаницей. Тысячи фолиантов описывают невероятные физические мучения грешников. Понятно, что эти описания являются попытками уберечь живого человека от впадения в грех. Попытки, однако, бесплодные, несмотря на крайне реалистические описания пыток и мук. Допустим невероятное; пусть грешники испытывают в аду абсолютно такие же муки, какие они могут себе только представить в реальной жизни. Механизм физической боли таков, что ее нельзя испытывать вечно. Уже греческие боги, придумывая наказание Прометею за безвозмездную передачу огня, пришли к выводу, что надо давать перерыв в сеансах боли. И они посылали орла клевать печень виновника только после того, как она полностью заживала от предыдущего прилета трудолюбивой птицы. Действительно, непрерывная боль в течение бесконечного времени физиологически бессмысленна. Крики, стоны и скрежет зубовный в любом месте, а не только в геенне огненной, могут происходить часами, днями, в конце концов. Но, вечный скрежет! Как вы это себе представляете? -Да, - восхитился я логике собеседника, - как-то об этом никогда не задумывался. Хотя совершенно очевидно, что болевой шок должен в конце концов приводить к смерти, которая уже давно наступила, и…. В общем, ерунда получается. -Вот видите. Следовательно, наше допущение несправедливо. Но, тем ни менее я приведу еще один довод. Что происходит, если боль появляется после некоторого затишья, и так повторяется в течение долгого времени. Ну, например, зубная боль. Не возникает ли здесь привычки к боли, привычки, которая может свести на нет всю глубочайшую педагогичность наказания. -Согласен, - сказал я. – Люди с хроническими болезнями привыкают к боли, часто просто не замечают ее. Мой спутник склонил голову в знак согласия. -Вы очень вдумчивый молодой человек и приятный собеседник, - сказал он. – Теперь позвольте остановиться на действенности описания адских мук. Миллионы людей прекрасно осведомлены о наказании в аду. Тем ни менее они продолжают совершать грехи, злодеяния, подлости, мерзости и гадости. Конечно, отцы церкви учат нас, что без греха не может быть праведности. Очень интересная и поучительная мысль. Но знакомство с этой жемчужиной философии не приближают к решению поставленного вопроса: так что же происходит с грешниками в аду? -Сгораю от нетерпения узнать, - сказал я. -Я не делаю открытия, - сказал попутчик. Наказанием является душевная боль. Абсолютно так же, как происходит это с реальными людьми, обладающими физической оболочкой. Они страдают от несправедливости, или испытывают боль от предательского поступка, а иногда они страдают, сделав кому-то гадость. И если в реальной жизни есть толстокожие, не испытывающие душевной боли, то в аду толстая кожа перестает их защищать. Поэтому в аду все грешники без исключения испытывают вечные душевные муки, вечные муки совести. Они хотели бы испытать физическую боль, чтобы отвлечься от посланного им наказания, но это им не дано. И это обстоятельство делает их мучения еще более глубокими. А, как известно, глубина мучений совести бесконечна. Некоторое время мы оба молчали. Я раздумывал над его словами, он ждал моей реакции. -Во многом вы правы, - сказал я, - хотя имеются два обстоятельства, нарушающие целостность вашей теории. Во-первых, вечная душевная боль – нонсенс. Вы, вероятно, знаете, что даже при потере родного, самого близкого человека нестерпимая душевная боль стирается с годами. Не зря же говорят, что время лечит. Поэтому душевными муками можно наказывать за грехи в течение короткого по человеческим меркам времени. Собеседник задумался. Мое возражение внесло некоторое сомнение в его вполне законченный взгляд на загробный мир. -Это мне предстоит обдумать, сказал он, - а какое же второе обстоятельство? -Второе обстоятельство более существенно. В своих построениях Вы пользовались земной логикой. Если нет тела, то нет и физической боли. Если есть боль, то она не может длиться вечно. Если боль длится вечно, то возникает привычка. Вы понимаете мою мысль? -Пока еще не вполне. -Смотрите, такие понятия как время, место и физическое тело в загробном мире не существуют. Боль не разделяется на физическую и душевную. Есть только бессмертная мысль, только дух человека, обладающий воображением. А вообразить он может бесчисленное множество разнообразных ужасов. Поэтому наказание за грехи еще страшнее, чем это представляется в земной жизни. -Эти предположения, - возразил собеседник, - невозможно проверить. -Почему же невозможно. – Я посмотрел в его глаза. Кажется, он начал кое-что понимать. – Вот Вы сейчас и проверите. Я поднялся, прошел за занавеску, и сообщил стюардессе, что моему спутнику плохо. Она поспешила, но помощь уже не понадобилась. Сердечный припадок был очень короткий. А все-таки как право поэтично: котлы, языки пламени, черти дробно стучащие копытами и обмахивающиеся хвостами. А вилы! Интересно, кто бы при посадке пропустил меня в самолет с вилами? |