Всему есть мера...Добро и зло, радость и печаль, смех и насмешка прорастают сквозь нас, рвутся наружу, оставляя в душе и судьбе самые неожиданные, самые противоречивые следы. По прошествии многих лет вдруг неожиданно проявляются в памяти те далёкие, те, казалось бы, давно забытые картины прошлого... Вдруг припомнилось: большая, высокопотолочная комната-класс, тишина, мы сопим себе под нос и трудимся, трудимся... Мы - это примерно двадцать пять - двадцать шесть "ашников", то бишь группы "А" родного Суражского педучилища... Склонились над тетрадками светлые, русые, чёрненькие, рыженькие головы, из них несколько - юношеских. У нас - диктант. Высокий, несколько скрипучий голос Светланы Владимировны (среди нас - Светы) диктует предложения. - О, Господи, помоги! Что ставить: "е" или "и" ? Дальше: "а" или "о"??? Здесь нужна запятая или точка с запятой, двоеточие или тире??? Начинаешь тихо ненавидеть "великий и могучий", но такой трудный русский язык. - Лев! Не подглядывайте! Света повышает голос. - Удалю! Нет, у нас не объявился царь зверей. Это просто Фанечка Лев "запустила" свои быстрые глазки в тетрадку, скажем, Вали Куприковой или Тани Тиуковой, бессменных отличниц. Пока Света разбирается с Фанечкой, летит "шпора" в сторону Гали Зарецкой, высокой, классически красивой девочки с шикарной длинной косой. Галка - очень добрая, спокойная, неконфликтная, прирождённый педагог. А как замечательно, в лицах, она пересказывает нам по вечерам в общежитии оперетты Кальмана (телевизора тогда, увы, не было). До сих пор помню "Марицу" в Галкином исполнении. Она ещё и прекрасно пела. Голос чистый, хрустальный, ручеёк, да и только. Но - беда с русским. Он совершенно не хотел ей подчиняться. И мы "тянули" Галку всей группой... Двойка по русскому грозила нашей подружке исключением, а на всю область наше училище было единственным. Да, будущие учителя, которые находятся в роли учеников, это, признаться, не всегда подарок. Нам только волю дай! Мы, олухи царя небесного, умудрялись на уроках русского языка ещё передразнивать нашу преподавательницу. У Светы была привычка принимать позу "руки в боки". Не успевала она повернуться спиной к классу, как несколько человек начинали обезьянничать, и весьма уморительно, поскольку среди учебных дисциплин у нас было "сценическое искусство". Мы окончили педучилище в 1964-ом. Да, практически, полвека тому назад. А я до сих пор пишу и вспоминаю, как пишется "полвека": слитно, раздельно, через дефис??? А ведь преподавала Светлана Владимировна замечательно, если мы вышли вполне грамотными людьми, некоторые стали учителями русского языка и литературы. На уроках литературы Света частенько разыгрывала с нами сценки из известных произведений. Хотя нам было по 14-15 лет, мы замечательно в лицах читали:"Онегин! Я тогда моложе, я лучше, кажется, была!" Не только "препарировали" "образ Чацкого", "образ Наташи Ростовой", что меня всегда раздражало, но и писали сочинения по картине, сочинения-воспоминания, где можно было включить фантазию и воображение. Такие творческие работы зачастую шли в качестве домашних заданий. Однажды я настолько затянула с очередным домашним сочинением, что Света строго-настрого предупредила:"Всё, Лена, последний срок истёк. Не принесёте завтра, ставлю "двойку". - Ой, Светлана Владимировна, родненькая,- бормотала я про себя,- только не "пара". Девчонки в комнате (человек десять) уже спали, когда на меня "нашёл стих". И то, что никак не приходило в голову почти месяц, вдруг вылилось(прямо начисто) в такую красоту (шучу), что Света не только не влепила "неуд", но и зачитывала на следующем уроке это моё словоизлияние. Вот что значит дать человеку ещё один шанс! Увы! Жизнь порой не даёт нам такого шанса, и это весьма и весьма печально... Однажды (скорей всего, курсе на четвёртом), Светлана Владимировна попросила меня собрать и принести к ней домой стопку тетрадей с сочинениями. Благо было недалеко, я быстренько после занятий уже стояла у неё в прихожей. Открыла мне Светланина мать:"Светочка отдыхает", - извинилась она и провела в спальню. Светлана Владимировна лежала бледная и какая-то несчастная. И так стало стыдно за наши дурацкие выходки на уроках, безвредное, но всё же передразнивание... Через несколько лет мы узнали, что Светлана Владимировна умерла. У неё, оказывается был врождённый порок сердца. Скорей всего, поэтому она не вышла замуж и не имела детей. Значит, вся её жизнь в маленьком городке ограничивалась общением с родителями и с нами, её учениками... И не прожила она в этом мире и тридцати пяти лет. Простите нас, Светлана Владимировна... |