Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Публицистика и мемуарыАвтор: Владимир Чигринов
Объем: 25417 [ символов ]
Отрок и вьюнош
Там, в вездеходе, в кидающейся на окно снежной темноте мерещилась и Наташа Зенина, из другого класса той же шестой школы, балерина моя, третья по счёту любовь. Кроме музыкалки, я ж ещё играл и в оркестре Дома пионеров на балалайке. А она делала там свои «па» в балетном кружке. Скрутило меня здорово, кажется, класса с шестого, даже выкладывал на Шмидтихе из подручных камней «Наташа», а помогал мне в этой затее мой Лёшка. И правда, первую палку буквы «Н» было видно, если хорошо присмотреться, аж с места строившегося тогда бассейна, теперешнего Дворца спорта. Но на том и пар закончился. А потом, уже в восьмом или девятом классе от несчастной той любви выпил подаренный мне родителями набор «Юный химик». От которого избавила клизьма скорой помощи. Но я не искал лёгких путей, и полез в петлю. Да бабуня, жившая тогда у нас, помешала, не вовремя (или вовремя?) войдя в комнату: - «Ой, Галя, Галя, ты дывысь, шо вин робэ!..» А уж после школы, в студентах, как - то полубезразлично спросил у знакомого норильчанина в Воронеже, как там, дескать, Зенина? «Наташа не унывает, - был мне ответ из - под машины. - Эта девушка любит, чтобы у неё было много поклонников. И чтобы все они были у её ног.» На том и закончилась эта финита. Этому человеку я верю.
Там же, в шестой, был на волосок от смерти: была чёрная пурга, 140 км/час, это скорость ветра больше 40 м/сек., актировка, а меня чёрт понёс в школу. И только дохожу до угла, а перед самым носом ка-ак брякнется с крыши огромная деревянная балка с куском железа, аж столб снега взвился из-под неё в и без того взбаламученный воздух. Я попробовал сдвинуть эту балку, но не смог. И только вечером всё захолодело у меня внутри. Любил в такую погоду ходить по улице, особенно в арку когда входишь, а тебя подхватывает ветер и несёт, только ногами успевай перебирать. А то и по земле катит. С тех пор, на материке, много лет не хватало этого упругого злого ветра с колючим снегом, не дающего дышать, залепляющего каждую клеточку твоего тела, когда приходится задерживать дыхание, чтобы не задохнуться от порывов пурги. А в морозы! 50 и ниже! да с ветерком, который обжигает… Бежишь, бывало, по проспекту, от магазина до магазина или что там подходящее, контора какая попадётся по дороге, чтобы перевести дух и отогреться хоть маленько. Отогрелся, выходишь, и опять как будто голый спешишь, промерзая до костей, сколько бы на тебе ни было одёжек. И морозный пар моментально замерзает на твоём лице, пальцы на руках и ногах всё круче забирает холод, и не чаешь уже, когда же доберёшься до своей цели, да и какого чёрта вообще ты высунулся на улицу… Красота! А автобусы? Что автобусы, битком набитые, хоть со старого города, хоть от нас, покачивающиеся со стороны в сторону от перегрузки, они даже не останавливаются на остановках. В лучшем случае проезжают подальше от них, чтобы высадить докричавшихся до водителя пассажиров, и побыстрее захлопывая двери, отъезжают. А если тебе повезёт, и ты, запыхавшись, успеешь втиснуться в заднюю дверь, то будь уверен, передавая кондукторше через десятки рук свою мелочь, что на своей остановке можешь и не выйти, всё равно придётся возвращаться пешком. И холодно в них так же, как и снаружи. А я ведь иногда щеголял в морозы в летних штиблетах и без шапки… Правда, не в ударные, а так, до 30. Заиндевевшие от мороза дома, улицы в белом молоке тумана морозного…
А в двадцать второй школе я стал, к моему глубокому удовольствию, «чертёжником - деталировщиком общего машиностроения». Любил я это дело страсть как! Когда выводишь в карандаше, мягком, любимом шестерёнку какую, рассчитываешь её по линейке, всякие там тангенсы - котангенсы, изображаешь её в трёх проекциях, и особенно в натуральном виде с разрезом, а на десерт наносишь стрелочки размеров. А потом берёшься за тушь! как за деликатес… И на почти готовый уже в туши чертёж сажаешь жирную подлую кляксу… А завтра сдавать его, впереди только ночь, и начинаешь всё сначала. Помню, как на практике по черчению на ремонтном заводе стареющий лысоватый инженер, руководивший мной, школяром, весь осторожно - аккуратный и женоподобный, стоя за пульманом в своих нарукавниках, тоненьким голоском выводил полюбившуюся ему песню из «Операции Ы…»: «Его засосала опасная трясина. И жизнь его вечная игра.»… Первый и последний раз я встречал такую отстранённость от любимого, но отрицательного киногероя.
Любили мы с ребятами - Колька Пуговкин, Сашка Скирдачёв, Вовка Козлитин, а часто и с девчатами - Лиферова Светка, Лесковская Валентина, Медведева Ольга и другие играть в баскетбол до уроков: набегаешься в спортзале за час, потом в мыле приходишь к восьми на первый урок, который весь и приходишь в себя. Так в октябре 64-го, выйдя из зала хлебнуть водицы, услышал по радио, что Хрущёва сняли за «волюнтаризм». До того увлекался волейболом, ходил на секцию. Особенно нравилось брать мячи в падении, на чём и специализировался. Нравился бокс, на секцию которого ездил в соцгород. На бокс ходил и в институте. И там и тут дослужился до юношеских разрядов. А уж каток был родным и любимым, как речка в Волчанске, местом: прожекторы освещают тихо падающий снежок, музыка из репродукторов, скользящие на коньках красивые девушки вокруг, и сладость парения и пируэтов на своих хоккейных. Потом бегал в хоккей с мячом уже в институте. Но особо прогрессировать в спорте не мог, музыкальная школа мешала. Или наоборот. Во всяком случае из меня и Мозгового Серёги наш учитель, Коловский Анатолий Иванович, сделал лучший в городе дуэт аккордеонистов. Одно время хотел перейти на фортепиано, с ума сходил по Шопену, Рахманинову, Чайковскому, спросил об этом репетировавшего у нас в музыкалке Эмиля Гилельса, знаменитого пианиста, гастролировавшеего тогда в Норильске, и тот одобрил моё стремление, но… Но Коловский настоял на своём, и мы по - прежнему играли с Серёгой дуэтом. Даже в Гнесинку пытались поступать, да конкурс нас отсеял. Так и не стал я музыкантом… Тогда же привык к выступлениям на публике, стал понимать своего зрителя - слушателя. А Анатолий Иванович внушил золотое правило: если ты соврал, не тушуйся и играй с улыбочкой дальше - пальцы выручат. Иначе каюк. Говорил, что аккордеон сохранил ему жизнь на фронте - жалели, берегли его бойцы. Я тогда здорово на него обиделся - за музыку прятался?!.. А как же те, у кого не было аккордеона? Потом только узнал, что не прятался Анатолий Иванович…
В новой школе вместе с Рябцевым Сашкой, саксофонистом из десятого класса, создали первый в моей жизни эстрадный оркестр. На Валёк, на Надежду ездили с оркестром и певицами нашими, старшеклассницами, танцы для чуваков и чувих устраивали, особенно своих, школьных. ВИА наш я назвал «Бригантина», за которую мне и грамоту отвалили как организатору и руководителю… До сих пор помню преподавателя того по фортепиано в музшколе, с которого я и заболел фортепианной музыкой: как он вдохновенно прелюд Рахманинова исполнял, красивую его любовь к другой пианистке нашей, которой сопереживала вся наша музыкалка, его метания перед объяснением ей и, наконец, счастливая развязка… Ух! как это здорово и красиво было для меня, пацана, какая красивая эта пара была, какой Рахманинов потрясающий звучал всегда из-под его пальцев…
Дружил и с известными школьными хулиганами - Коля Бондарев, например. Светловолосый, хрупкий, остроносый парнишка, хороший товарищ, любитель воли, лодырь в учёбе и гроза учителей. Как-то поспорил с его старшим братом, «бугром» какой-то там группировки городской, что выдержу его удар в мой пресс. А братец-то был ого-го! два таких надо сложить, как я, или как Колька. Он всё хвалился - «Пробью!..» Стал я у одной из деревянных стоек, разделяющих мальчуковый туалет на «кабинки», и опёрся об неё спиной. Пацаны, окружавшие нас, затаили дыхание. «Братец» развернулся и дал мне со всей своей дурацкой мочи правой кувалдой в живот… Стойка сломалась, а мне ничего! Пришлось ему под смех и аплодисменты зрителей отдавать мне пачку сигарет, на что и спорили мы с ним. А вот школу мы с этими Бондаревыми уже не заканчивали, потерялись они где-то по пути - сначала старший, а потом и младшенький…
В том же туалете завуч наша как-то застукала меня за куревом. Стою, значит, получаю удовольствие на перемене. И тут она появляется в открывшейся двери, как всегда величественная и в очках - Клавдия Михайловна наша любимая. Я от неожиданности саданул сигаретой об стенку за собой. Искры полетели во все стороны. Так потом она на общешкольном собрании серьёзно, как всегда, говорила под общий смех: - «Надо же, Тихомиров докурился в школе, аж искры с него сыпятся.» Вообще-то она всегда поддерживала мои общественные инициативы, в том числе и «Бригантина» наша появилась не без её участия… Дома покуривал в подъезде, но холодно… Мать жаловалась отцу, он мне рассказывал, как сам бросил курить, что лёгкие сгниют в конце концов… Я молчал и продолжал в том же духе. И как-то мать пришла с работы и кинула на стол блок болгарских сигарет - «Кури!.. Только по подъездам не шляйся.» Так я обрёл официальный статус курильщика. Отец , приехав из тундры и узнав эту новость, только нахмурился. Но с доводами матери согласился.
… Пишу вот, вспоминаю, а память всё извлекает и извлекает из своих глубин всё новые и новые эпизоды и испытанные когда-то чувства моей жизни, которой уже 24 года набежало. Кто знает, какое наслаждение испытываешь, когда снимаешь в дороге на камеру?! Из машины, на остановках в городах и деревнях, на базарах и наших перекусах? Общий план, средний план, крупный план… А какое чувство стыда испытываешь, когда видишь в городишках и сёлах, на высоком и «красном» месте, от Енисея до Невы оскоплённые, искорёженные церкви, превращённые в склады и конюшни, но не потерявшие и в поруганом виде своего изначального величия. Как Мамай прошёл по стране. И ведь не враг всё это сделал, а мы сами… И пусть ты давно уже не веришь в бога, но это же история, традиции твоего народа! Как же так можно!.. Как, переплывая на пароме Волгу, с упоением снимал красивейшие места, величавую реку, огромный железнодорожный мост. А на берегу мне преградил дорогу огромный пузатый детина в майке и форменных брюках: - «Я КГБ!..» И я оказался в крытой машине с решёткой внутри, где под замком сидели трое пьяных мужиков и один из них что-то кричал и пытался перегрызть себе вены. А потом меня представили перед очи моих родителей, переправившихся следующим паромом. А плёнка та так и погибла там… Как под Горьким, в Гороховце залез на колокольню и снимал с высоты потрясающей красоты исконно русские окрестности. И представлял, как из-за Волги в утреннем тумане на этот городишко надвигаются татарские орды… Как было больно смотреть на обшарпанные полузавалившиеся домишки в наших деревнях и сёлах, на полунищих дурно одетых колхозников… Как саданул обидчику по скуле снизу вверх на задворках шестой школы, и он брыкнулся в глубокий нокаут, а наблюдавшие за нами в кругу пацаны начали хлопать меня по плечу. С того случая и пошёл на бокс. Как ходили цепью десятым классом по заснеженной тундре в поисках пропавшего сверстника, о чём с утра объявили по радио. Ходили долго и нудно, вконец устав от этого сверкающего на майском солнце до боли в глазах белого безмолвия. И потом долго мучился глазами и белизной, «заболев», как мне сказали, «белой болезнью». А попытки оживить мамонтёнка, найденного целёхоньким в вечной мерзлоте, о чём много рассказывали по телевизору? Но потом оказалось, что в тепле живые вроде бы ткани начинают рваться, и из затеи ничего не выходит. Похожий случай был и с ребятами, которых в морозы завалило сорвавшимся с обрыва снегом: через неделю откопали, но… Как штурмовали полярной зимней ночью во дворе надвинутую бульдозером огромную гору снега, скидывая вниз своих «противников», а следом сами оказывались под горой. Как в декабрьском чёрном небе безмолвно и медленно парит над городом газовый шарф Северного сияния, переливаясь всеми цветами радуги, и холодеет внутри от этой дикой, живой и неестественной красоты. А на медеплавильном разлетаются во все стороны золотые искры расплавленного металла из переворачиваемого огромного ковша, откуда льётся вниз слепящий ярко - жёлтый аж до белизны ручей меди. Как в морозы купался в озере Долгом у трубы, сбрасывавшей отработанную горячую воду с ТЭЦ. Распускающиеся листочки на деревьях в аэропорту Сыктывкара, а ты только что прилетел из зимы и заверюхи… Наконец , как стоял в Новгороде Великом перед памятником тысячелетней России, царём ещё поставленным огромным, с барельефами потрясающими колоколом. Стоял и думал, и почему же это у всех средние века были, а у нас «древняя Русь…» И, выходит, начались мы только с тех варягов рюриковых? История - то наша, вроде, только оттуда тянется… А где ж мы были в римские века, греческие?.. Неужели по пещерам сидели?! Быть того не может. Так где ж она, наша история до - несторовская, где те образцы древнего искусства нашего, которые нас так восхищают в древних Египте, Греции и Риме? Может, все эти памятники старины нашей смёл тот огонь татаро - монгольский?.. Скифы, сарматы - это мы, или не мы?!.. Кто скажет…
Как, как… Господи, да мало ли этих «как»! Ведь всё написанное здесь, в этом дневнике есть лишь мизерная толика того, как жил, чем жил, что чувствовал и что запомнил. И кому оно нужно, кому интересно это «написанное»? Я только что окончил институт, впереди рабочая жизнь. И сумею, успею ли добраться когда-либо до этого написанного и что-то толковое сделать из него? А остальное, не написанное, уйдёт со мной в небытие и никто никогда не узнает, какое оно было?! Как жаль…
А что ты знаешь о других? Ведь у каждого есть, и в голове, и в сердце всё то же самое, что и у тебя, своя жизнь, свои истории, свои ощущения. И всё это, безвестное, уходит в землю. Из века в век, из века в век. Зачем же тогда всё это?.. Где - то прочитал, что когда умирает человек, вместе с ним уходит целый мир, уходит целая непознанная планета. Как это верно! И лишь единицам из нас, разумных сапиенсов, Аристотелю и Шекспиру, Толстому и Есенину и их написавшим что-либо и пишущим коллегам удалось донести до всех нас, читателей, только малую, быть может, крупицу того, что было у них внутри. Они донесли словом, другие своими картинами, скульптурами, музыкой, театром, архитектурой… Счастливцы !!!..
А остальное ушло в небытие? А что там «остального»?! Написанное ими, эта «малая толика» есть квинтэссенция их головы и сердца. То главное, что и определяет любого человека, является его сущностью. А остальное приблизительно такое же, как «проснулся», «встал» и «пошёл в туалет…» Хотя стоп, Ларошфуко (или Монтень?) вон говорил, что именно в туалете он провёл лучшие часы свое жизни, там он выучил что-то и там же пришли в его голову лучшие и сокровеннейшие мысли. Что-то в этом роде. Я думаю, он не один такой, просто он единственный, кто сознался в этом. Так что похоже, не нам определять, где она, эта главная «мизерная крупица», в написанном, опубликованном, читаемом, созданном, сыгранном, нарисованном. Или осталась внутри человека невысказанной, засыпанной землёй…
В этой же двадцать второй школе, однако уже в своём классе я втрескался и в четвёртый, увы, раз. Было это уже в десятом классе, когда мы, парубки, разобравшись по интересам, состроили вместе с дружившими между собой девушками Баржу. Чубатый Вова Черепков увлекался международной политикой и рассказывал нам в классе на политинформациях самые последние новости (с него я, наверное, и заразился газетой «За рубежом»). Козлитин Володя был просто хорошим парнем с красивым умным лицом, начитанный и мягкий. Я, и музыкант, и спортсмен, не менее начитанный, но не сахар. В общем, трое Вовок нас было. Медведева Оля, с пышными светлыми волосами и малюсенькими миленькими конопушками. Комиссар наш, т. с., наше молчаливое уравновешивающее всех начало. Мигунова Люда, с не менее пышными каштановыми волосами. И Торгунакова Галя, тоже с пышным начёсом чёрных волос, самая маленькая и кругленькая у нас. К нам примыкали иногда Кузмич Полина и Света, девушка Володьки. Нам было интересно друг с другом, несмотря на то, что в этой группе были и любовные пары, и треугольники, и более сложные фигуры, конфигурацию которых порой было трудно и определить. Но мы были вместе, и класс нам завидовал, так как больше ни у кого ни с кем ничего подобного не просматривалось. Наоборот, многие тянулись к нам. Мы со всеми дружили, но на палубу Баржи не пускали. И только классной даме нашей Тамаре Иннокентьевне позволяли иногда постоять на ней. А вообще учителя нам благоволили, это не то, что в шестой школе. Почему «Баржа»? Нравилось нам, мужикам, спрашивать друг у друга насчёт того лома из села Кукуева, который проплывал мимо той баржи… Да и Енисей мы любили, с его пароходами и баржами.
Клин клином вышибают, и большие коричневые глаза Людмилы вытеснили, наконец, серый взгляд Наташи, с которой, казалось, Рубенс писал свой «Портрет камеристки». Но «камеристка» закаляла меня как железную чушку, поочерёдно и многократно засовывая то в огонь надежд, то в воду холодного безразличия, больше того, дикой ревности. А Люда обволакивала нежным и добрым взглядом своих чудных коричневых глаз. И я вылечился. И снова заболел. Такая вот диалектика.
Иногда после уроков, или вместо них, а то и просто вечерком мы собирались на квартире у Козлитина, благо он рядом со школой жил, на проспекте (Володи уже нет, после школы он как-то быстро сгорел от туберкулёза костей), или у меня, тоже на проспекте Ленина, в доме, где кинотеатр «Победа», особенно на вечерние, а то и на ночные посиделки, когда готовились к выпускным экзаменам, редко у Мигуновой, жившей за школой, в глубине дворов. Редко потому, что у неё брат - инвалид, и лишний раз не хотели его беспокоить, хотя Боря всегда был рад нам. Собирались и говорили, говорили, говорили… А то фотографировались, изображая сценки казни с топором и «библией», конных скачек друг на друге с самоваром у морды «лошади», удушения «Дездемоны» в школьном белом фартучке и прочих хохм.
Мы с Володей уже официально курили. Черепок, а тем более девушки этим не увлекались, и даже не баловались. Доставать или покупать спиртное и в голову не приходило. Это только в праздники по капелюшечке из родительских рук, на 7-е там, 9-е, 8-е, Новый год, дни рождения, ну ещё когда что случалось… Да на Талнахе вот, в балке отца, который он нам иногда презентовал весной на пару дней. Там уж и спиртик натуральный в горячке споров и разговоров пробовали, а девочки красное вино пили, а кто посмелее или с «горя» - не любит!.. - спирт разведённый по самое не могу пригубливали, и песни Высоцкого орали, и анекдоты двусмысленные позволяли себе. Но материться никогда не матерились при девочках. А какую строганину мы делали!.. с уксусом, с перчиком, просто ах! Батя нам для этого случая огромную рыбину припасал в сенях. Вот как раз строганиной - то и закусывали спирт - божественно! А наутро, умывшись снегом и хватанув лошадиную дозу горяченького кофе, шли на лыжах в распадок, жмурясь от нестерпимо слепящего снега, катались с головокружительной высоты, лазили по скалам, раздетые загорали на ярком майском солнце и перекусывали, чем бог послал. А посылал он нам яички, хлебушко и сальцэ, оцэ и всэ.
Там, на Талнахе же, уже в студентах обморозил я руки, бегая ночью за дровами на улицу, а потом суя замёрзшие ладони поближе к огню гудящей печки. Думать было некогда, надо было обогревать быстро стынущий балок со спящими после спирта однопалубниками, да как - то тяжело и безнадёжно объясняться с Людой… Не клеилось у нас с ней, не было гармонии, потому что, увы, был я ниже её на полголовы. И эта - то генетическая оплошность моих родителей все школьные годы, сколько себя помню, бывало, жестоко терзала меня. Терзала она, видимо, и Людмилу, так как при всех взаимных фибрах мы так и не сошлись с ней в едином порыве. Да и был кто-то у неё, наверное, видел его как - то на кры-льце школы, высокий красавец… Наутро выяснилось, что руки мои распухли от ночной закалки свыше всякой меры. Перевязали их бинтами, и уже в городе врачиха скальпелем разрезала мои огромные волдыри, почти склеившие пальцы между собой. В Воронеж вернулся с забинтованными руками, а надо было играть с оркестром, и не раз, и кровавые пятна оставались на белых клавишах попадавших под руки пианино, органолы или аккордеона.
… А тогда мы приехали домой неожиданно просто: из крутящейся снежной пелены вдруг высветилась большая лампа над входной дверью отцовского балка на Талнахе. Прощаясь, я долго и с чувством жал лапищу хитро улыбающегося Ивана Васильевича. Команда наша оценила, что я там «не скулил, не ныл», и мне было приятно. Потом ещё долго не мог взять в толк, как же это такие вот «водилы» ездят по тундре и находят свои дороги в этом бескрайнем, до океана и тайги, бездорожье? Хотя, говорил потом отец, бывало, что и не находили. Кому как повезёт. Главное, не угодить в пургу… Вон, в конце 30-х, говорят, паровоз долго не могли найти с его вагонами под снегом. И два машиниста в кабине той…
А нам вот с Лёшкой, братишкой, повезло, когда пацанами в мае, уже по теплу пошли в тундру на лыжах, куда - то туда, далеко, за Шмидтиху. И потерялись. Долго брели без разбору, ели мороженые сладкие ягоды на оттаявших кое - где кустиках голубики. Пока вдруг, уже в сумерках, совсем в другой стороне, не увидели зарево от никелевого завода, сливавшего шлак в отвалы. А то ещё как-то по весне сплавлялся я на какой-то речушке в виду Шмидтихи на бревенчатом плоту, который надыбал на берегу. Сплавляюсь себе, красота вокруг, и вдруг вижу, что нас несёт, да быстро так, на ледяное поле, перекрывшее речку. Я еле успел запрыгнуть на него, пробежал метров 30 до окончания льда и с ужасом увидел, как из под него на вырывающейся быстрой воде вынырнули по очереди и унеслись дальше большие крутящиеся брёвна, только что бывшие моим надёжным кораблём…
Дата публикации: 22.09.2013 18:02
Предыдущее: Охота в тундреСледующее: Родычи

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта