Екатерина Лазаренко Вместо эпилога. Статья написана несколько лет назад. К сожалению, опубликована она так и не была. Кое-что из нее пришлось удалить, информация о репертуаре несколько изменилась. Но теперь уже можно разместить статью в Интернете. Просто потому, что начался театральный сезон. Просто потому, что по-прежнему очень ценю замечательного актера, о котором писала. Несколько слов об актере и человеке… (предъюбилейное) Летом шел цикл передач о творчестве Михаила Казакова, а следом — его фильмы и спектакли, в которых так мастерски и вдохновенно играли актеры. И вдруг поймала себе на том, что особенно жду одну из его телевизионных постановок — «Попечители» (1982). Можно только удивляться вновь и вновь художественному чутью Казакова, который так точно умел выбирать актера на роль, что после этого трудно представить в ней кого-то другого. Среди множества достойных актерских работ, созданных Меркурьевым, Марковым, Глузским, Табаковым, Бочкаревым, Збруевым, роль Флора Федулыча Прибыткова, сыгранная замечательным актером Юрием Васильевичем Горобцом, стоит отдельно, как некий эталон. Пока непревзойденный. Точное попадание в образ в каждой сцене, в каждом диалоге. Соединение мощи молодого мужчины с опытом зрелого. Палитра красок. Старик, строгий да «до молодых баб довольно-таки снисходительный». Азартный игрок, когда хочет выиграть, получить Юлию Павловну. Жесткий делец, когда речь идет о деньгах. И, несмотря на все это и, казалось бы, вопреки, — достойный любящий мужчина. Сколько тончайших проявлений характера, изменений, сколько разных оттенков в общении с разными персонажами. Уникальная, редкая работа, которую пересматриваешь множество раз. Сама собой приходит мысль о том, что актеры такого уровня — национальное достояние. И если Юрий Васильевич Горобец — не человек тусовки, то это никак не влияет на высочайший уровень его профессионализма и мастерства… Что было первым, осознанным? «Голубая чашка» (1964, реж. Маркова М.), «День за днем» (1971-1973, реж. Шиловский В.) или «Попечители» (1982, реж. Казаков М.), а может быть «Кража» (1970, реж. Гордон А.) и «Хождение по мукам» (1977, Ордынский В.)... Тот случай, когда реагируешь не на внешность, а, прежде всего, на личность. Не на то, какой герой сыгран, а на то, как сыгран. Когда вдруг слышишь и видишь человека, потому что именно этот актер играет его… А может вначале звучал голос? Просто теплый, сильный голос. Голос — это Вселенная. В нем, как в глазах и в морщинах, отражается весь опыт человека, весь его мир, все его мысли. И от этого голоса было так спокойно, радостно, уютно. Но от того же голоса перехватывает дыхание и останавливается сердце, когда смотришь фильм «Батька» (1971, реж. Степанов Б.). Глубокая, мощная работа! Не сыгранна — прожита (!) с любовью и болью. Пересматриваешь уже взрослым человеком и понимаешь: это невозможно выдержать, физически невозможно пережить. Потрясающий, пронзительный и очень человечный фильм. Именно, от сердца к сердцу. Как неуместны по сравнению с этим фильмом и нашими старыми советскими картинами новомодные псевдохиты о войне, выходящие в кинотеатрах… Что касается театральных работ, то, к сожалению, сейчас их уже осталось мало. Во МХАТе им. М.Горького идут три спектакля: «Васса Железнова» (реж. Щедрин Б.), «Зойкина квартира» (реж. Доронина Т.), «Красавец-мужчина» (реж. Иванов В.). При всем неоднозначном отношении к самим спектаклям, работы Юрия Васильевича Горобца стоят того, чтобы их увидеть. Особенно при современной тенденции играть самого себя или применять одни и те же штампы, или — что еще хуже — представлять на сцене некую аморфную смесь из пластики, криков, кривляния, считая, что это придает роли особые краски. В отличие от всего выше перечисленного Юрий Васильевич, в лучших традициях русской театральной школы, владеет даром перевоплощения. При этом не обязательно использовать грим или коверкать голос. Талант заключается в умении изменить саму личность. Тогда возникает чудо, когда вроде внешность схожа, но так разнятся личности, что и голос звучит, и внешность выглядит уже иначе. И, кажется, — не могут быть эти персонажи одним и тем же человеком. Для современного российского театра это редкость. Здесь речь идет не просто об органичности, но и о наполненности, об определенном опыте, умении выйти за пространство своей личности, не разрушая себя и при этом создавая иллюзию реальности совершенно иного, другого, может даже чуждого для тебя самого человека. Такие актеры все еще в российском театре есть. Но, честно признаем, — их мало. И Горобец относится именно к этой славной, но малочисленной когорте. К тем, кто хранит не только театральные традиции (многие работы остаются и звучат по-прежнему современно), а сам дух театра, искусство, мастерство, вдохновение, которые, как выясняется, просто так из поколения в поколение не передаются. И здесь рождается еще одна тема. Как работает Горобец с партнерами, независимо от их возраста и уровня мастерства. Умение не заваливать, а вытягивать партнера, создавать впечатление, что партнер играет на одном с тобой уровне, или помогать партнеру играть на этом высоком уровне. Сама игра с Юрием Васильевичем уже обучение. Но не намеренное, не поучительно-навязчивое. А вдохновенное, легкое и, в то же время, такое глубокое. Именно на сцене, в партнерстве, передается то, что нельзя выразить точно словами, можно только увидеть, почувствовать, чтобы понять и найти, открыть это в самом себе. Заворожённо следишь не только за игрой, но и за тем, как держит Горобец сцены. Держит в буквальном смысле на себе. Спектакли не всегда идут одинаково. Зритель этого может не заметить. Но актеры это чувствуют. Иногда теряется динамика, уходит запал, рвется связь со зрительным залом. Не в каждом театре есть актеры, которые могут, умеют вывести спектакль из такой критической ситуации. Горобец это делает блестяще. Достаточно посмотреть сложный, спорный спектакль «Васса Железнова», где он играет Сергея Петровича. На сцене ли, в кино мы всегда видим живого человека, неоднозначного, но узнаваемого. При всей театральности, условности, всегда есть чувство некоторой документальности, реальности происходящего, то, что так блестяще играли актеры в свое время в фильмах Динары Асановой («Ключ без права передачи», 1976, «Пацаны», 1983, «Дети раздоров», 1984). Когда вдруг теряешь чувство, что это вымышленные персонажи, и это только кино или спектакль. Как жаль, мало и редко шел спектакль «Старомодная комедия» (2000, реж. Еремин Ю.) в театре им.А.Пушкина, где Юрий Васильевич играл вместе со своей женой, народной артисткой России Тамарой Ивановной Лякиной. К сожалению, мне не удалось этот спектакль увидеть, но те, кто видели, рассказывали об удивительном попадании в материал. Словно эта пьеса была написана именно для этой пары. И зрителя опять не покидало ощущение реальности происходящего, когда двое на сцене рассказывают не о ком-то вымышленном, а о себе. Палитра красок, палитра работ. Теперь уже есть и несколько поставленных Юрием Васильевичем спектаклей (во МХАТе им. Горького «Незримый друг» Ю. Оснос, «Сталинская премия», в Минске «Босоногий в Афинах» М.Андерсон). Но… Мало интервью, нет книг. А ведь есть такой огромный опыт, целый мир. Работа с Равенских, с Казаковым, Гончаровым и просто сам человек. Творческий, яркий. С его мыслями, чувствами, его мировосприятием… Сколько добрых, теплых отзывов, писем, комментариев со словами любви и благодарности читаешь на многих сайтах в Интернете. Пишут не только женщины, но и мужчины. Разного возраста, разных поколений. Значит, нужен, востребован, интересен! Так хочется послушать, почитать. Не желтую прессу о разводах и женитьбах, о праздновании гигантских юбилеев и постройке новых вилл, не кого-то из тусовки, а мудрого, талантливого, разносторонне одаренного человека. Но, может быть, это осознанно сделанный выбор? Не рассказывать о себе, говорить то, что считаешь нужным, в своих работах и только в них? И всё же… Вы любимы! Вы ценимы! Вы нужны! Живите долго! |