Истории жизни. Наблюдательное время Четвертый курс КПИ, 1973г., лекция по теории автоматического управления, читает молодой преподаватель, стройный жгучий красавец , молдаванин К-у. Тема лекции – самонастраивающиеся и адаптивные системы. В общем-то, мы с Леонидом к посещению лекций относимся спокойно, но эта тема меня интересовала, поэтому я приготовился внимать, записывать, задавать вопросы и уговорил друга также поприсутствовать. “…таким образом, системы с реализацией модели объекта в контуре управления требуют операционного наблюдательного времени для определения структуры и параметров объекта и их настройки и корректировки…” – невыразительно проговаривал К-у, а я тщательно записывал, стараясь не пропустить ни слова. И не заметил поднятой руки друга. - У вас вопрос? – отреагировал К-у – Да, я понимаю необходимость наблюдательного времени для самонастройки и адаптивной фильтрации, но если нужно определить процесс наблюдения, то как правильно будет образовать совершенную форму глагола : наблюсти, наблюдить или …наблюдовать? То есть, сделать наблюдение над реакцией объекта? Благополучно засыпавшая аудитория взорвалась. Под смех и хихиканье образовалось сразу несколько центров дискуссий, бурно, чуть ли не с кулаками, обсуждавших и защищавших свой вариант. На К-у было больно смотреть. Он оказался совершенно не готов к вопросам о тонких проблемах русского языка. Я понял, что увлекательные особенности экзотических систем управления мне придется изучать самостоятельно, по занудным учебникам. Я встал и зычным торжественным голосом Левитана произнес: - Владимир Ильич Ленин прекрасно владел русским языком. В своей революционной практике ему неоднократно приходилось применять этот глагол. И во всех случаях это была форма “наблюсти!” Так, например, в записке Бонч-Бруевичу в 1918 г., В.И. писал: “…тов. Рощупкин явился сегодня ко мне с удостоверением от 8 армии и рассказом о положении дел. По-моему, следовало бы обсудить вопрос: не дать ли этому товарищу бумаги о поручении ему наблюсти за уводом великорусских войск с Украины. Обсудите это и дайте Рощупкину такую бумагу!” Кто не верит, проверьте – ПСС, том 50, страница 50! Так что – наблюсти! Всем понятно? – вещал я, не замечая, что Леонид давно дергает меня за пиджак и стучит кулаком под бок. - Ты что, с ума сошел, какие войска на Украине? Ты точно знаешь том и страницу? – шипел он. Конечно, и записку, и ссылку я выдумал, поэтому выступление прекратил и прошептал на ухо Леониду: - Все равно никто не проверит! В аудитории стояла образцовая тишина. Великое имя успокоило самых буйных спорщиков и насмешников. К-у благодарно посмотрел на меня и блестяще дочитал остаток лекции. Отличная сдача экзамена была мне гарантирована. Прошло много лет. Я с интересом изучал сложные, интеллектуальные, экстремальные, системы ситуационного управления и даже написал (к сожалению, незащищенную) диссертацию об эффективности применения адаптивного управления. Однажды я вспомнил этот случай и решил проверить свою ссылку на В.И.Ленина. Угадано было все: и записка, и фамилия, и том, и страница! В состоянии мистического шока я продолжал почти наугад открывать тома ПСС: том 44, с.136, том 48, с.156, том 53, с.52… Везде было слово “наблюсти”! Я с должным уважением отношусь к сочинениям вождей и классиков. Но в этом случае у меня есть собственный вариант, и я уверен в его правильности: пронаблюдать! Многолетнее наблюдательное время не прошло для меня даром. 1973, 2012 |