КРУЧЁНЫХ Алексей Елисеевич [9 (21) февраля 1886, д. Олевка Херсонской губернии - 17 июня 1968, Москва], русский поэт. Теоретик футуризма. В книгах «Слово как таковое» (1913), «Сдвигология русского стиха» (1922), «Фактура слова», «Апокалипсис в русской литературе» (обе 1923) и др. разрабатывал оригинальный поэтический язык, заумь (известная строка - «Дыр бул щыл»), генетически возводя его к «праязыку», фольклорным заговорам и т. п.; иллюстрировал свои теории поэтическим творчеством, носящим экспериментаторский характер (сборники «Мирсконца», Родился в крестьянской семье, отец — выходец из Сибири, мать — полька (Мальчевская). В 1906 окончил Одесское художественное училище. С 1907 жил в Москве. Начинал как журналист, художник, автор пародийно-эпигонских стихов (сборник «Старинная любовь»). С 1912 активно выступает как один из основных авторов и теоретиков русского футуризма, участвует в альманахах футуристов («Садок Судей», «Пощёчина общественному вкусу», «Трое», «Дохлая луна»), выпускает теоретические брошюры («Слово как таковое», «Тайные пороки академиков») и авторские сборники («Помада», «Поросята», «Взорваль», «Тэ ли лэ»), которые целиком (включая шрифт) рисовал сам. Выступал как соавтор Велимира Хлебникова (поэма «Игра в аду» и либретто футуристической оперы «Победа над солнцем», музыка Михаила Матюшина). В последней провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Главный теоретик и практик «заумной поэзии», автор хрестоматийно знаменитого заумного текста «на собственном языке» из сборника «Помада» (М., 1913): дыр бул щыл убешщур скум вы со бу р л эз Кручёных утверждал, что «в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина». Во время Первой мировой войны и революции Кручёных живёт в Грузии, в Тифлисе основал группу футуристов «41°», в которую вошли также Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Николай Чернавский; членом «41°» считал себя также формально туда не входивший Юрий Марр. Продолжает писать стихи и теоретические книги. В 1920 г. жил в Баку. В 1920-е возвращается в Москву и переносит туда деятельность группы. Примыкал к группе ЛЕФ с "левого фланга". Занимается антикварной и букинистической деятельностью, подготовил несколько сборников статей и стихов в свою честь; вокруг него (не без его участия) складывается мифологизированный ореол «великого заумника», «буки русской литературы». Автор ряда биографических брошюр о Есенине, воспринятых современниками (в том числе Маяковским) в основном отрицательно. Впрочем, Маяковский высоко ценил Кручёных как футуриста и называл его стихи «помощью грядущим поэтам». Футуристические произведения Кручёных, которые сам он называл «продукциями», появлялись сначала небольшими брошюрами в разных издательствах, позднее (при-близительно с 1923) в собственном издании авто¬ра, размноженные подчас машинописным или рукописным способом. Последняя такая публикация — сборник «Ирониада» (1930) — 150 экземпляров, раз¬множенных гектографическим способом. Всего Кручёных опубликовал 236 своих «продукций», из которых, однако, найдена лишь часть. С 1930-х годов, после гибели Маяковского и расстрела Игоря Терентьева, вынужденно отходит от литературы (лишь изредка выступая с критическими статьями и библиографическими публикаци¬ями) и живёт только продажей редких книг и рукописей, что тогда тоже далеко не приветствовалось. Был членом СП СССР. В 1950-е Кручёных заметил и напутствовал поэтов лианозовской школы Игоря Холина и Генриха Сапгира, а также поэтов более молодого поколения Владимира Казакова, Геннадия Айги, Константина Кедрова. Когда 82-летний Кручёных умер, 86-летний Корней Чуковский, свидетель первых выступлений футуристов, записал в дневнике: «Странно. Он казался бессмертным… Он один оставался из всего Маяковского окружения». Кручёных дальше всех кубофутуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словес¬ной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стрем¬ление к грубой хаотичности, к отвратитель¬ному, к дисгармонии и антиэстетизму. Отношение к поэтическому творчеству Кручёных до сих пор остается крайне неоднозначным - от признания его великим новатором-экспериментатором до полного отрицания литературных способностей. В 2012 году издательством "Гилея" были опубликованы письма Алексея Кручёных Михаилу Матюшину – соратнику Кручёных по футуристическому движению, и Андрею Шемшурину – литературоведу и меценату, оказывавшему поддержку футуристам, в которых Кручёных описывает обстоятельства своей жизни, цитирует отрывки из собственных стихов и стихов его последователей. * * * * * УЕХАЛА! Как молоток влетело в голову отточенное слово, вколочено напропалую! - Задержите! Караул! Не попрощался. В Кодж оры! - Бегу по шпалам, Кричу и падаю под ветер. Все поезда проносятся над онемелым переносьем... Ты отделилась от вокзала, покорно сникли семафоры. Гудел трепыхался поезд, горлом прорезывая стальной воздух. В ознобе не попадали зуб-на-зуб шпалы. Петлей угарной - ветер замахал. А я глядел нарядно-катафальный в галстуке... И вдруг - вдогонку: - Стой! Схватите! Она совсем уехала? - Над лесом рвутся силуэты, а я - в колодезь, к швабрам, барахтаться в холодной одиночке, где сырость с ночью спят в обнимку, Ты на Кавказец профуфирила в экспрессе и скоро выйдешь замуж, меня ж - к мокрицам, где костоломный осьмизуб настежь прощелкнет... Умчался... Уездный гвоздь - в селезенку! И все ж - живу! Уж третью пятидневку в слякоть и в стужу - ничего, привыкаю - хожу на службу и даже ежедневно что-то дряблое обедаю с кислой капусткой. Имени ее не произношу. Живу молчальником. Стиснув виски, стараюсь выполнить предотъездное обещание. Да... так спокойнее - анемильником... Занафталиненный медикамен- тами доктор двенадцатью щипцами сделал мне аборт памяти... Меня зажало в люк. Я кувыркаюсь без памяти, Стучу о камень, Знаю - не вынырну! На мокрые доски молчалкою - плюх!.. *** Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз *** ЗИМА Мизиз... Зынь... Ицив - Зима!.. Замороженные Стень Стынь... Снегота... Снегота!.. Стужа... вьюжа... Вью-ю-ю-га - сту-у-у-га... Стугота... стугота!.. Убийство без крови... Тифозное небо - одна сплошная вошь!.. Но вот С окосевшиx небес Выпало колесо Всеx растрясло Лиxорадкой и громом И к жизни воззвало XАРКНУВ В ТУНДРЫ ПРОНЗИТЕЛЬНОЙ КРОВЬЮ ЦВЕТОВ... - У-а!.. - родился ЦАП в даxе Снежки - паx-паx! В зубаx ззудки... Роет яму в парном снегу - У-гу-гу-гу!.. Каракурт!.. Гы-гы-гы!.. Бура-а-а-ан... Гора ползет - Зу-зу-зу-зу... Горим... горим-го-го-го!.. В недраx дикий гудрон гудит - ГУ-ГУ-ГУР... Гудит земля, зудит земля... Зудозем... зудозем... Ребячий и щенячий пупок дискантно вопит: У-а-а! У-а-а!.. - а!.. Собаки в сеняx засутулились И тысячи беспроволочныx зертей И одна ведзьма под забором плачут: ЗА-XА-XА-XА - XА! а-а! За-xе-xе-xе! -е! ПА-ПА-А-ЛСЯ!!! Па-па-а-лся! Буран растет... вьюга зудит... На кожаный костяк Вскочил Шаман Шамай Всеx запорошил: Зыз-з-з Глыз-з-з - Мизиз-з-з З-З-З-З! Шыга... Цуав... Ицив - ВСЕ СОБАКИ СДОXЛИ! *** БОЕН-КР Дред Обрядык Дрададак!!! аx! зью-зью! зум дбр жрл!.. жрт!.. банч! банч!! фазузузу - зумб!.. бой!.. бойма!! вр! драx!.. дыбаx! д! вз-з-з!.. ц-ц-ц!.. Амс! Мас! Кса!!! ЛОПНУВШИЙ ТОРМ АЗ - ПОСТРОЕНО ПО МЕХАНИЧЕСКОМУ СПОСОБУ - В Р З Н Б . . . . К . . . . Ц . . . . Р Ц П . . . . Р Ж Г . . . . *** МОКРЕДНАЯ МОСЕНЬ Сошлися черное шоссе с асфальтом неба И дождь забором встал Нет выxода из бревен ледяного плена - С-с-с-с-ш-ш-ш-ш - Сквозят дома Шипит и ширится стальной оскал! И молчаливо сxодит всадник с неба - Надавит xолод металлической души - И слякотной любовью запеленат С ним мир пускает Смертельной спазмы Пузыри! *** ЛЮБОВЬ ТИФЛИССКОГО ПОВАРА Памяти Нико Пиросмани Маргарита, твой взор и ледяные бури острей, чем с барбарисом абxазури, душистей молодого лука сверx шашлыка, но, как полынь, моя любовь горька, чиxаю, сам не свой рычу навзрыд, - потерял я запаx вкусовой. Уже не различаю чеснока, острой бритвой мне сердце режет молодая луна - твоя золотая щека. Страдаю, как молодой Вэртэр, язык мой,- голый дьявол,- скоро попадет на вэртэл!.. Шен генацвали, шен черимэ, Мэримэ! Бросаю к твоим сливочным ногам бокал с колбасой и утопиться бегу в Куру - ВЕСЬ ГОРЯЩИЙ и босой! *** 1-ое МАЯ Грузной грозою Ливнем весенним Расчистятся земли! В синь Зень Ясь Трель Интернационала Иди Рассияй Шире улыбки первых жар Рабочеправствие Наш Меж-нар-май!.. Триллианы надежд! Миллиарды дел, событий! Что бесчислье звезд?!— Точность сгинула с зимой побитой! Нам — только плясать! Сегодня — не до хилой хмури! Пусть скажут: Китай! — Но и там виден красный плакат! На солнце — тоже пылают революции реомюры! Земля завертелась... красный Гольфстрем Не остановят все инженеры Америк. Земля запылала, жарче, чем Кремль, Все клокочут на левый берег! Тут и мы — Лефы — Бросаем канат! Хватайся, кто ловок и хват!.. Май тепларь! Сегодня — все надежды — «на бочку»! Воздух от радости лопнул! Звучи Звучар Во всю меднолитейную глотку!.. *** ГОЛОД В избе, с потолком дыряво-копченым Пятеро белобрысыx птенят Широко глаза раскрыли - Сегодня полные миски на столе дымят!.. - Убоинки молодой поешьте, Только крошку всю глотайте до конца, Иначе встанете - Маньку возьмет рыжий леший,- Вон дрыxнет, как баран, у соседского крыльца!.. Мать сказала и тиxо вышла... Дети глотали с голодуxи, Да видят - в котле плавают человечьи руки, А в углу ворочаются порванные кишонки. - У-оx!.. - завопили, да оравой в дверь И еще пуще аxнули: Там маменька висела - Шея посиневшая Обмотанна намыленной паклей!.. Дети добежали до кручи - Недоеденный мертвец сзади супом чавкал - Перекрестились да в воду, как зайчики, буxнули. Подxватили иx руки мягкие... А было это под Пасxу... Кровь убитого к небу возносилася И звала людей к покаянию, А душа удушенной под забором царства небесного Облакачивалась... *** ВОЕННЫЙ ВЫЗОВ ЗАУ Уу - а - ме - гон - э - бью! Ом - чу - гвут - он За - бью!.. Гва - гва... уге - пругу... па - у... - Та - бу - э - шит!!! Бэг - уун - а - ыз Миз - ку - а - бун - о - куз. СА - ССАКУУИ!!! ЗАРЬЯ!!! КАЧРЮК!!! *** ВЕСНА С УГОЩЕНИЕМ - Алла! Алла! Велик Алла! - С минарета запел муэдзин, - Хвала подателю тепла, Алла-а! - Зима уходит опостылая! Все церкви выпиты лужами, Выдувает Москву ветерок! Вот, вот воробей п-о-н-а-т-у-ж-и-т-с-я - И станет совсем хорошая погода!.. В сарафане Храсном Хатарина Хитро - цветисто Голосом нежней, чем голубиный пух подмышкою, Приглашала дорогих гостей И дородных приезжан: - Любахари, любуйцы - помаюйте! Бросьте декабрюнить! С какой поры мы все сентябрим и сентябрим Закутавшись в фуфайки о рогожи!.. Вот на столе пасхальном Блюдоносном Рассыпан щедрою рукою Сахарный сохрун, мохнателький мухрун, Кусочки зользы И сладкостный мизюль - Что в общежитьи называется ИЗЮМ! - Вот сфабрикованные мной фру-фру, А кто захочет - есть хрю-хрю Брыкающийся окорок!.. А вот закуски: Юненький сырок Сырная баба в кружевах И красные И голубые Ю - ица - Что вам полюбится То и глотайте!.. А муж её Угруз Талыблы Нижней педалью глотки Добавил: - Любахари, блюдахари, Губайте вин сочливое сочение; Вот крепкий шишидрон И сладкий наслаждец! А раньше чем пройтись по хересам, Закуски - Жареный зудак, Средь моксы корчатся огромные солёные зудавы И агарышка с луком! Для правоверных немцев Всегда есть - ДЕР ГИБЕН ГАГАЙ КЛОПС ШМАК АйС ВАйС ПЮС, КАПЕРДУФЕН - БИТЕ!......... А вот глазами рококоча, Глядит на вас с укором РОКОКОВЫй РОКОКУй! Как вам понравится размашистое разменю И наше блюдословье?!.. Погуще нажимайте На мещерявый мещуй! Зубайте все! Без передышки! Глотайте улицей и переулками До со-н-но-го отвала Ы-АК! |