Рассказы деда Панаса - Афанасия при крещении. Рано схватился, собрался – пошел запрягать. Подготовил еще с вечера все: на подводу перегрузил. Схватил торбину с едой: не стал зря время терять на перекус - спокойненько по дороге уплетет. Забежал в избу попрощаться. Смиренно встал перед образом, произнес в полном смирении: - Дай Боже купити, продати і гроші додому принести. (Дай Б-же купить, продать и деньги домой принести). Он перекрестился. Одел потрепанный, смятый картуз: начала плешиветь голову. Услышал напутствие жены: «С Б-гом!» - вышел за порог. Забежал в чулан – за кнутом: пригодится в пути. Открыл ворота – выехал. Не стал возвращаться: это плохая примета ворота закрыть. Жена затворит ворота и калитку: больше ей сейчас нечего делать. Досыпать может днем, как детишек покормит. Женщина успевает много дел совершить, да еще за собой позаботиться. Никогда и ни в чем не прогадает, свой эгоизм наполнит содержанием. Не может иначе и быть. Ведь для того и создана Господом – из ребра. Из большого ребра – крупная женщина. А из ребра маленького – маленькая женщина. И все для того, пусть удовольствия всем хватит и выбор был – на все даже самые крайние случаи жизни. Очень даже хозяйственный Господь наш – Господин и Хозяин. Во-от у кого учиться надо, ума-разума с опытом набираться. Тогда и посеешь в срок, и пожнешь налитые зерна. И сноповать Его, молотить, а потом молоть учить не надо – Сам знает! Другого, всех нас научит - добру и славе. Вот так! Это не зря, не просто так говорят: «Дай серцю волю — заведе в неволю». (Дай сердцу свободу – заведет в плен). Без ума и прочих малых хитростей влюбится, какие бывают и еще какие нужно придумать головам большим, лошадиных типа – с зубами-молотилами и резцами. Вот таков порядок вещей, прочей ответственности перед обществом за период нашей активной жизненной поры. У нас так говорят: «Дай, Боже, вам побитись, а нам подивитись». (Дай, Б-же, вам подраться, а нам посмотреть). Вовсе не со зла говорят. Просто люди наши любопытные и очень завистливые, как есть говорю. И знать хотят все о соседском житье-бытье, да по типу этому в собственной избе устраивать свой порядок. А то и правопорядок, коль потребует общественная сила и власть правопорядочного направления действия. У нас так! А у вас как? Разве не так? Все живут-устраиваются по общему и одинаковому порядку действия. И в ладу живут, как могут. И бьются – по необходимости внутреннего своего действия. И такое часто бывает – от скуки жизни бегут к полезной форме деятельности. И у нас так говорят и действуют, есля получается: «Дай, Боже, воювати – за чужими плечима». (Дай Б-же, повоевать – за чужими плечами и спиной). Чтобы не было надобности стрелять и даже носить на плече заряженный карабин. А держим мы по домам большесть двустволки. Даже не потому только: охотниками рождаемся, являемся спокон веку и должны оберегать собственное имущество, да еще честь и достоинство гражданского долга. Как приказывает нам Господня заповедь из Евангельского писания. Сам не читал, но слышал от бывалых людей грамотной веры и Христианского порядка вещей. У нас издавна принято: поступаем по праву, правилам вещей: «Дай, Боже, гостя в дім, то я нап'юсь при нім». (Дай, Б-же, гостя в дом, то и я напьюся при нем). Пусть ему все три дня побывки не покажутся малым сроком действия природы вещей в этом мире зависти и порока. И самому не стать примером для остальных. Жить в боязни гнева Б-га, раскрытости Души. В полном вдохновении, с пользой для всего человечества и животного царства малых величин. Прихожу я во всякое чужое село: последним дурнем прикидываюсь: в переводе обозначает – глупцом. Говорю со всей сердечной искренностью душевной откровенности: «Дайте води, бо так їсти хочеться, що ніде переночувати». (Дайте воды напиться, да так мне кушать хочется: нет у меня места ночевки). А хозяин – не дурак, даже чаще всего хозяйка-молодица усю сразу понятливость свою вкупе с доброжелательностью складае и призывает: «Мил человек, заходь до хаты! Будешь у нас добрым гостем» И начинает расспрашивать сразу – от своего естества любопытство не скрывает: «Так с каких ты мест будешь? И как у вас в сели люды роблят-страдают? Или ужо на рынок цыбулятину- укроп з свого земельного надела носять? Аль вытворяют с молока ряженку? На сыры-брынзы перешли холодного и горячего копчения? Обо всем скоро узнает наш народ и в дело пускает свои природные навыки и даже задействует инстинкты самосохранения, как и должно быть по законам природы, общества и общественного сознания. Как учили… И мне весело бывает в любом чужом доме. Себя узнаю и продолжаю слухать чужих людей, словно себя самого. Такая радость в моей жизни часто случается. Есть такие: ходят себе по миру – даже пачпортные, но просять на пропитание. Попрошайничество - Это работа-служба их такая –: «Дайте мені та ще й моїм дітям!» (Дайте мне и еще моим детям, бедным-сироткам). И начинают своей жалостливостью упрашивать, а то и со слезами на лице. Злости на них нет! Жалостливость из сердца, даже из желудка, да еще из душевного спокойствия выливается. И так продевают иногда чужие слова: готов поделиться почти последним, а то и пожертвовать в противостояния в муках жадности. Нет, просто не расстаюсь со своими пожитками, но в мыслях добрых побуждений готов все сделать: просят, хотят люди получить угождение по праву своего желания находиться в мире живыми существами высшего Б-жьего Повеления. На свою память не особо надейся. Это так… Особенно с годами… получается. Не зря говорят: «Далі положиш — ближче знайдеш». (Дальше положишь – ближе (или скорее) найдешь). Иногда: найдешь – не всегда! В любом случае, находка оказывается полезной, желанной… Как нельзя кстати. Не думал-не гадал: нашел! А это даже не понять: почему любой из нас любит даровое? Подарки… Говорят: получать на халяву… Не считаться с происхождением денег и сущностью даримой вещи. А вообще-то думать надо… иногда подумать в созерцательном растворе зрения или слуха. Видеть-слушать и одновременно думать. Вот тогда и происходит узнавание, находка прочие полезные вещи личного свойства и преобразования действительности. Темные мы все еще, мало развитые люди. По отношению к известному. А к неведомому: лучше даже не подступаться. Умом не познать. Поберечь ум – на жизненные важные вещи, повседневные сложности и сюрпризы момента.. Идет один тип из нашего брата по Соломенке. Идет, колышется и собою не во все моменты распоряжается. И вот он, человек мыслящий, но слабый по причине… захотел узнать очень даже простую для себя вещь: «Як далеко менi ще топаты до Киiва?» (Как далеко мне еще идти до Киева?) Вопрос простой: не поняли! Ведь уже в Киеве! В центр он дорогу спрашивает или еще что тревожит человека? Его не поняли прохожие, а он сам не узнал: действительно «далеко п'яному до Києва?» (Далеко пьяному до Киева). Пьяному не помогают: сочувствуют. Это почему? Не представляют себя вроде – в этом, таком состоянии действия. Злые люди! Для себя только пьют! Не любят веселить компанию. Денежки жмут, с радостями жизни не очень-то хотят делиться. Для личного удобства, спокойствия и наживы авторитета потребляют. Не иначе! Думают о семье и благородном социальном обеспечении в период немощной жизни. Идти как «далеко – так легко, а близько та слизько». (Далеко – так легко, а близко – то скользко). В далекую жизненную дорогу побуждают молодых, сильных, в армии закаленных. Из обычных парней – воины выходят, а то и командиры армии и флота разного звания. Из молодого семени вырастают великие люди, как деревья, и даже строительство ведут – с фундамента. По кирпичикам, этажам возведения. И семья возникает – с малого шажка. Идет по мере развития семейственности, потомства, детей. За ними общества, государства… Даже с великими целями и помыслами. Вот только вечного ничего нет в призрачном этом мире. Сила и слава – тоже проходят. Даже не только в виде и форме диалектики. Прошлое, настоящее и будущее – в один узел связаны звенья пути. Иногда развития… Не всегда! Не видит человек издали, не понимает со стороны – во что превращается его и вся наша трудовая деятельность, потребление и… истребление. Чего больше мы производим и как верно делаем. Только по результатам видим, а то и не видим вовсе… Видят посторонние. Иногда отмечают, но чаще молчат. Пользуются нашим вкладом в жизненные обстоятельства и условности поведения. И вот оно: после вчерашнего застолья, встречи-выпивки и закусона малого… С ночи еще – тянуло в туалет: отлить. А утром – глаза не продерешь: задубовели ресничные ставни. Ну, как в таком деле: выручай, братва, кто - чем может? «Дали зілля од похмілля». (Дали лекарство от похмелья). Хлебный квас, воды без газировки – из сифона. Да еще добавили порцию – для решительного и окончательного лечебного действия ранешного. Чуть в запой не впал! Взялся вовремя за ум и практическое действие на своем трудовом месте. Нельзя труд заменять выпивкой! И пошел, пошел я по славной дороге… И что думаете? Повесили красную тряпицу. Говорят: «вымпил»! А я ни с кем на вы не пил! Ежели выпивал – всегда на ты! Нет тогда удовольствия от выпивки и дружбы. С водкой нужно дружить, знать как и сколько ее пить. Свою порцию поделить на части: другу отлить, а лучше – недругу. Пусть впадает добровольно в безумие. В гостях – нельзя рассиживаться. Угощают – ешь! На обе стороны ротового аппарата. Как говорится: «Дали ложку, як страви не стало». (Дали ложку – угощения не стало). Это все для утешения души хозяйки. Ну, пусть ноченьку переспал – вали себе домой! Не дожидай, пока скажут, выгонят! В том выпровождении обиды-сорому сколько! Раззвонят по всем соседям-знакомым-не знакомым… Уж лучше тогда – из-за сорому лишнего – в гости не ездить, не подставлять себя под тяжелый удар. В гости ездить не чаще, не дольше, чем сам себе позволяешь их держать на полном обеспечении и в порядке вещей. Этот вопрос решенный: по всем действиям, показателям. Людей не ставить в крутое положение. Не обижаться на людей. Знать старое правило: «Даремно і чиряк не вискоче» (Даром фурункул, по научному говоря, не появится). Для того следует иметь основательный повод и решительное побуждение действия. Без схемы не приступать ни к какому капитальному строительству и даже простую коммерческую комбинацию проворачивать не по стихийному стечению обстоятельств. В любой момент действия готовиться к борьбе и ответным реакциям. С детства-юности учиться – давать сдачи! Сдерживать самому порывы агрессивности. Живем – в зеленом окружении радости и постоянного обновления. У нас так: на огороде «дарма верба, що груш нема, аби зеленіла». (Зря ива – плодов-груш нет, но пусть зеленеет). Зеленый для сердца самый смачной-вкусный цвет и свойство характера. Это признак труда и вечной жизни. Пусть и меняется зелень – на серый, коричневый и другие приметы времени. Это даже хорошо: все меняется – не надоест однообразие. Не закиснешь в среде обстановки. Не всегда ценим мы сущее, жалуемся на недосмотр любой. Обидно, шел мимо в ясный солнечный день: устал, запарился. Первое дело – напиться. А тут – колодец, но без верха. Или: без ведра. А еще хуже: не напьешься «дарма водиці з сухої криниці». (Бесплатно водицы из сухого колодца). Не чистили, не досматривали… Вот и ушли пресные воды – с грунтовыми. И еще одна природная прелестница перестала жить-существовать. За природой надо ухаживать, как за невестой. Постоянно искать ее расположения, а не только до первой брачной ночи. Мы разбалованы природным изобилием и даже некоторые решили: мы и есть властители! Не было такого и не будет! В серьезном деле – воля всегда во вред любого действия. Это точно! Врываются гости – непрошено. Не интересуются даже возможностями хозяев, состоянием здоровья и настроения. С гиком и повышенным голосом требуют: «Принимай!» С тем обстоятельством не считаются: «дарма, що кума бліда, аби пиріг спекла». (Не зря кума бледная, только бы пирог спекла». Да, еще вкусный. Пусть с мясом! Пусть с овощной начинкой. Гостей принимайте почтительно, по первому разряду уважения. Привозят в подарок всякую мелочь, а то и не привозят. А выкушать намерены на сумму большую. Считать надо, как в других цивилизованных нациях это делают. Не пускать бесконтрольного действия все на самотек внимания. Жизнь поменялась. Нет устоев. Не соблюдают правила приличия, поведения. Нет умения культурно вести себя дома и особенно в общественном месте. Восторжествовала во всем и повсюду - хамовитость. Такое время. Правители, общество, люди наши по пути наименьшего сопротивления пошли. Думают: умнее они своих предков, стоят во всем и везде над всем человечеством. Особенно презирают соседей - это уже вопрос второго порядка. Первой важности! Не об этом вспомнил, хотел сказать: люди наши уважения не знают – с детства-юности, а потому… Говорят: «Дарма, що малий, а й старого научить». (Зря, молодой, но и старого научит). Если, и вправду, со смыслом поучает-научает – это полезно. А если он проявляет безмерно свое высокомерие. Амбициями забивает чужое мнение, оскорбляет самолюбие. Все такое бывает и происходит – часто, а то и постоянно. Молодые тщеславцы лезут в люди, над всеми возносятся. А какие из них управители? Злости много. Недостаточно ума, да нет почти жизненного опыта. В правители вылазят: они просто недостойные к власти подступиться. Народ бессилен что изменить. Не понимает народ опасности руководящей силы, воли и власти. Народ часто с охотой слагает с себя ответственность за решение государственных дел, да и собственных. В том же голосовании… На кого-то надеется. Словно «варяг» из города лучше за него самого решит и сделает. Такое слабоволие, доверчивость… Любят наши люди пользоваться халявой, попадать на чужое обеспечение. Всюду подкармливаются, плодятся тунеядцы. За щедрости, порядки-беспорядки до сих пор многие плачут. Так привыкли по своему образу жизни: не хотят, не могут самостоятельно распоряжаться своей силой, имуществом. Принимать полезные решения. Любят «Дармо з сухої криниці воду братии». (Даром с сухого колодца воду черпать). Известно: в том колодце – вода пересохла! Ее нет, но все же даром! Не умеют классно, упорно трудиться. И за свои поступки – отвечать не хотят. А трудовая жизнь и свобода действий требуют много чего рисково делать. В рамках закона – обходить формальные и бюрократические преграды. И повоевать – если надо: не боятся. Никогда не бывает полного согласия. Без хитрости-неправды ни при каких случаях действия не обойтись. Вести себя с гордым достоинством – при полном трудовом участии натуры и природы производства. Не иначе! Идти без опасения на убытки и слабые результаты. Не зря говорили: «Кто не рискует – не пьет шампанское!» К примеру, шампанское я не пью, по причине… Не понимаю запаха – в его вкусе. Да, и вкуса – в запахе. Не рискую я по своим причинам. Стал старым! Да, чем могу рисковать? За прежние годы жизни всего лишился. К труду… почти нетрудоспособен. Только в балачках – мало кто меня переговорит и переспорит. Со словом сдружился. Много говорил! И по этой причине нужное слово идет – в момент потребности произнесения. Как кто, не имел никогда дарованного. «С дарованим конем не їздити». (Даровым конем не ездил). Не переживал. Над скотиной не знущався… В смысле не применял часто силу кнута. По-человечески со скотиной договаривался. Они хорошо понимают обхождение и слово. Животные не пакостят – не в пример им люди из нашей деревни-села, да и уезда. Плохой мы народ хохлы-кацапы! Не все! Многие! Изначально могли и ничего быть… Но понюхали Татаров с Монголами, покорялись Польской шляхте, да и Русским… По-свински с нами поступили Цари Романовы. Начиная с Петра Великого. С их крали Екатерины… Изничтожила Немка наше казацтво. Хорошо, хоть казаки других мест пребывания пошли за Емельяном Пугачевым – отмстили Царству с москальством за многие их обиды, прегрешения. Надоела нам угнетение принимать, как дар Б-жий. Но вот даже в часы нынешней свободы – не можем решить, что для нас лучше? По какому пути идти? У западников есть хорошая мысль. Но полное западенство – заведет неведомо к какой стране не нашего духа. Поляков мы хорошо знаем. Немцев опасаемся с сильным основанием. Чехи вроде зла нам не делали. Не могут они со Словаками поладить. Какая в них польза в смысле нашего будущего? Сложностей много в определении будущего магистрального пути развития. И вот я с радостью принял возможность вспоминать и рассказывать о былом и прошлом. Всего еще не передумал. И сказать свое последнее слово не успел. Слушайте! Речь мою не корыстью пропитанную. Скажете в ответ: дела не бывает без корысти! Правильно! Корысть моя вся сейчас: слушаете – из уважения. И благодаря вашему уважению – во мне жизнь бурлит и сила прибывает. Для совершенства себя и мира нашего пакостного – тоже я тружусь, как могу. Людей хочу к правде привести. Избавиться от подлости, лжи. Но для того подонки существуют: они возносятся – прежде в глазах собственного видения. Пачкают всю нашу не очень-то героическую действительность, обслуживание бытовое - своей жизнедеятельностью. Но у нас говорят: «Дарованому коневі в зуби не заглядай». (Подаренному коню в зубы не заглядывай). Не определяй его примерный возраст по этому косвенному признаку. И с молчаливого нашего согласия правят нами, хитрозадые чиновники, а то и явные проходимцы. Из нашего народа произошедшие. Жаловаться нам - ни на кого не приходится. Надо признаться, мы люди, вольнодумного порядка. Встречаю редко религиозную убежденность. Формально крестятся – без придания значения истинного смысла этому действию. Многие высказывают убежденно, как само разумеющееся, усвоенное: «Дасть Бог світ, дасть і совіт». (Даст Б-г свет, даст и совет). Этот совет Б-жий прийти может из неведомо чьих уст. Приходится прислушиваться, бдительно присматриваться, – не упустить совет. По следу вражескому не заблудиться. Дед самостоятельный сам человек – привык давать советы. Чужие выслушивать – обидно! Даже если они правильного направления. Чаще обижаются себялюбцы, амбиционные эгоисты. Люди скромные только радуются единомышленникам. Не все в этом мире так легко и просто, как кажется. Не всегда честность спасает. Среди множества хитрецов и лжецов – честность не котируется в смысле доходности, солидарности трудящихся: причина классового интереса. «Двi речi бувають труднi: мовчанка, коли потрiбно говорити i розмова, коли необхiдно мовчати». (Две вещи трудны: это молчание, когда необходимо говорить, и разговор, при необходимости молчать). Любая вынужденная вещь вредна и опасна. В данном случае предосторожность не поможет. Не помешает в любом конкретном случае. Женщины – шумны, многоречивы. Помешать сборищам трудно. Заранее следует знать о возможных последствиях их совместного действия: «Дві баби й сорока — ярмарок то вже». (Две женщины и сорока – это уже ярмарка). Нужен товар не обязательно при этом – для купли-продажи. Обо всем абсолютно они должны знать. Высказываются – не обо всем им известном. Говорят. Форма деятельности, общения их – разговоры. Многоречивость, разговор на тему влияет на нервную систему: прежде всего их самих – продолжают шумные общения. Упоминается в высказывании о сороке. Обходятся и без нее. Женщины – почище сорок! Их сама природа такими создала – дополнительно не пришлось ничего добавлять в структуре-расположении их природных органов, черт, особенностей. Трудно с Женщинами ладить, управляться… Ничего не поделаешь: только они способны рожать детей, удовлетворять половые потребности, избу держать в порядке. За эту троицу мирятся люди мужского образа устройства. Вынужденно мирятся. Считают: две хозяйки не могут ужиться в одном доме, даже на одной кухне. И еще говорят: «Дві господині в хаті не дадуть ради кошеняті». (Две госпожи (хозяйки) в доме совет не дадут котенку). По причине их разного отношения к самому котенку и противоречивости позиций, а чаще: подруги - друг другу насолить попытаются. На котенке выместят злость своих натур и характеров. Ох, завистницы они! Ненавистницы! Девочки в семье – дополнительные заботы, несчастья. Только когда вырастают… Начинают рожать… Любое пополнение семьи – большая радость. Через внуков и внучек проходят обиды. Сердце тянется к новым заботам, тратам, огорчениям… Малороссия расположена в средней полосе. Умеренный климат. Здесь говорят: «Двічі на рік літо не буває». (Дважды в год лето не бывает). Может возвратиться – в качестве напоминания – носит специальное название «бабье лето». Почти как Женский довольно короткий век прелестного состояния. Природная красота блекнет – ее по-настоящему не подновишь косметикой, даже другими медицинскими и немедицинскими способами омоложения органов и всего организма. Лживость Женской натуры направлена прежде всего на обман природы. Они – не все – усердствуют в преуспевании. Интригуют – для привлечения симпатий. Хитрят при обмане Мужчин, даже собственных мужей и детей. Не зря природа наделила Женщин качествами – их особо используют даже с излишком возможностей. В Малороссии, на Вкраине (так говорили-писали еще во времена Тараса Шевченко)… О чем это я? Забыл! Да пусть – ни о чем… Часто повторяют: «Два брехуни одної правди не скажуть». (Два обманщика одну правду не скажут). Разные обманщики не придумают одновременно, одинаковую ложь сразу или хитроумность. Да, брехунов у нас – много. Между собой не сговорятся! А пусть не думают: брехать, толочь слова в ступе, подстраиваться, известно, к обстоятельствам - даже сложнее, чем высказывать правду. Обманывать умение – доказывает причастность мудрых и развитых наших Малороссов, Украинцев к изобретательству, еще фантазиям,. Талантливый народ! И как часто случается: талантливый народ оказался в долгой беде. Трудно понять и объяснить вражду между людьми и особями. Вместо сотрудничества и общего участия в деле хорошем – на общее блага и взаимной пользы. Делят между собой, не знают как устроить общее благо и взаимное счастье. Человеку стоит поискать ответ в природе, среди животных. Узнает неутешительное: «Два коти в однім мішку не помиряцця». (Два кота в одном мешке не помирятся). И за что грызутся? Кошек нет в мешке: чего делить? Сама природа, оказывается, эгоистичной. Она признает особое существование каждой особи. За свои владения никого не пустит. Ведет борьбу за выживание – истребляет себе подобных. Борьба идет за территорию, пищу? Или за нечто другое важное, человеческому уму непонятное? Много загадочного в самой психологии. Еще добавляется таинственное в подсознании. Реально может существовать другая среда – надсознание? Что оно из себя представляет? О людях судить трудно, особенно со стороны. Смотришь: мужичок не очень на вид выделяется… Может, у него за душой и сердцем, в мозгу – ума палата! Или: расскажет о… навозе любого животного. Для каких целей применяют в народном лечении, подъема плодородия почвы, увеличения урожайности. На людей поверхностно нельзя смотреть, делать верхоглядные выводы. Осмотрительность выводов и убеждений. Серьезность нужна! Говорят, повторяют часто в народе: «Два недужих сіли та й буханку з'їли». (Два хилых сели и буханку съели)». И это вовсе немного. Голодные люди еще больше чего способны утрамбовать во внутренности свои. Не моргнут глазом, не скривятся, даже не почешутся. Да что там – хлеб-мякину: попросят вдобок мясцо, сальцо, яйцо, огурцов малосоленых, капусточки с клюквой, еще с яблоками пошинкованную. Любому человеку надо отдавать почет, уважение: иначе как уживаться в спокойствии, здоровье, мире и прочих полезных для семьи, общества качествах, свойствах духа, душевного благородства. Вот такое состояние дел и общее состояние политической структуры. Не только в короткий период нашего часто бестолкового хозяйничанья. В системе материально обеспеченной жизни, мирового прогресса, славного будущего и даже веселого существования в той жизни – после жизни! Есть в народе примета: «Два півні на одному смітнику не п”ють». (Два петуха на одном мусорнике не пьют)». Даже петухи брезгуют! Что еще и тогда сказать о благородном более и возвышенном создании – человеке? Не станет он пачкать свое благородное имя, да марать происхождение. Кому охота пачкаться? Или в гадюшнике рассуждения начать о высших материях мироздания? Место действия должно соответствовать сути обстановки, природе всего Предмета. Человеку подобает возвышенное положение – для исполнения особых функций полезной деятельности. Для блага и во славу. У нас не говорят, да и говорят! Чаще всего думают: «Два рази гостям рад: раз, що приїхали, а раз, що від'їхали». (Два раза гостям рад: раз, что приехали, а раз, что уехали). Гости – ведь это дополнительное беспокойство. В повышенных количествах средств траты. Мало разве всегда своих дел-забот, прочих ответственных занятий… Но тут: настигают гости… Это родственники – близкие и далекие. Друзья, знакомые, вовсе неведомо явившиеся потребителя твоего добродушия и материального благополучия. Заявляются сами, по чьей-то рекомендации. Каждый с претензиями, желаниями, особого свойства спешными потребностями, о своими нуждами… Обслужить их надо: в первую очередь, непременно! Отставляй дальше любую свою самую важную потребность дела, быта и формы обязанности. Принялся за гуж, а потому уж… Молчи, казак… Никому не жалуйся: не поможет, да и легче не станет. Считают так: «Два хитрих - мудрого не переважать». (Два хитрых – мудрого не пересилят). Считать можно все и как угодно. По правилам позиции: хитрый может мудрого одолеть. Пусть не сразу, не в два счета, но в конечном результате. А может такой попасться мудрый: его двое, даже десять хитрых не одолеют. Могут попытаться! Он во всех отношениях человек подкованный: мудрый. Против хитрости любой сможет противостоять. А иначе: с какой-такой стати его отнесли в мудрую категорию племени? А вот против хитрого нашего народа никакой Мудрый противостоять не в состоянии. И в смысле правомочности мудрого выражаю свое сомнение: среди хитрых мудрый не может себя проявить, а тем более ужиться. Мудрый – из другого народа пришелец. И по этому поводу приходится высказать сочувствие самому себе. Не прочь называться мудрым я сам – не потяну! По простой и ясной причине: родился Малороссом! Украинцем и помру! И за грехи свои особого свойства перед Ангелами Господними, да и перед самим Господом готов ответить. Не сохранил на всю жизнь мову – перешел на язык другого племени, культуры. Думал: Русская культура – выше стоит качеством. Сейчас немного сомневаюсь. Культура – да, стоит! А вот сами люди Русские в своем большинстве вовсе не достойны великой и могучей Русской культуры. И том я поговорю в другой раз. Устал… У нас, как в той треклятой Польше, Речи Посполитой – ой и натерпелся народ наш от тех панов-господ. Даже вспоминать - с противной неохотой. Но, как говорится и существует в реальной жизни: плохой пример заразителен. А вдруг это и вовсе не такой уж плохой пример? Все наши сестры и братья ударились в другую крайность – хотят величаться госпожами и господами. Вроде от одного этого чести прибавляется. Не знаю… На себе не чувствую… А кто его знает, как и что? Ведь один человек не может знать и чувствовать о всей громаде. У нас пока: «Два пани, а одні штани: котрий раніше встав, той ся і вбрав». (Господина два, а одни брюки: который раньше встал (и прибрался – добавим от себя) – тот и одел). Нет, сейчас у нас положение многим лучше, но еще… не такое счастливое, нельзя собой гордиться и не желать лучших перемен во всех смыслах и поводах действий. Мы все еще – нищие! Не нужна нам Польско-господская заносчивость. От большей скромности не опухнем и даже не умрем. Так я считаю. А вы уж точно: как хотите и можете, господа Малороссы-Украинцы, братья и сестры наши! Говорят часто: «Двоє третього не чекають». (Третьего двое не ожидают). Ожидают! Еще и как! Неравенство существовало, существует и не исчезнет в этом мире множества всяких выкрутас, торжествующего эгоизма, несправедливостей… Натура человеческая к неравенству и первенству превосходства рвется. Не всем удается первому захватить местечко и отколупнуть от общественного пирога большую порцию. Не на жизнь – до смерти доводит та азартная гонка в соперничестве сторон и общественных групп, классов… К неравенству все еще не привыкнут люди, по большей части обделенные судьбой. К равенству преуспевающие вовсе не стремятся. Им важно – укрепить свое положение, занять позицию и… рвануть вперед! В многолетней и многокилометровой гонке за позиции, удобства и прочие блага индивидуального пользования. |