Хаустов Леонид Иванович (31.08.1920, г. Нолинск, Кировская обл. - 20.08.1980, Ленинград). Окончил в 1941 году Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. В боях под Ленинградом получил тяжёлое ранение. Первый сборник стихов «Утренний свет» выпустил в 1945 году. Соч.: Новоселье. - Л., 1947; Избранная лирика. - М., 1971; Слушая время. - Л., 1978; Новые стихи. - Л., 1981. Родился в учительской семье. С 1931 — в Ленинграде, занимался в Доме литературного воспитания школьников под руководством С.Маршака. Окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена (1941, ускоренный выпуск), направлен на стрелково-пулеметные курсы Ленфронта. Участник обороны Ленинграда, тяжело ранен при переправе у Невской Дубровки. В 1946-51 — руководитель литературной студии Ленинградского Дворца пионеров, в 1952-1955 — литературного объединения ЛГУ. Первая публикация — стихотворение «Рябина» в журнале «Ленинград» (1940) — привлекла внимание музыкальностью, неподдельным лиризмом («Ломать рябину красную, / На подволоку класть, / Какая-то неясная / В ней горечь есть и сласть. / И настоять рябиновой / В графине для друзей / Рябиновой, рубиновой / Для суженой моей»). Первые книги Хаустова, появившиеся после войны — «Утренний свет» (Л., 1945), «Новоселье» (Л., 1947); «Дорогой мира» (Л., 1952),— отдавали значительную дань расхожей риторике и литературным штампам («прищуренный взгляд Ильича», «За коммунизм! За Сталина!» и т.д.). Но критики инкриминировали Хаустову «книжность, музейность, школярство», слабую связь «с трудом, борьбой, творческой деятельностью нашего народа»: «Многие его стихи... посвящены Ленинграду, но тот город, который возникает в этих стихах, воспринимается скорее как музей, чем как один из крупнейших культурных и производственных центров нашей страны» (Б.Соловьев). Время показало, что речь в основном шла как раз о тех стих., в которых намечались лучшие черты творческой манеры Хаустов — приверженность петербургско-ленинградской культурной традиции, четкость строфы (в стихах о памятнике Пржевальскому Хаустов обращается даже к форме сонета, почти забытой в те годы), точность и запоминаемость формулировок: «Хороша игрушка расписная! / Вся поет, бесхитростно-светла, / И видна в ней радость молодая / Ставшего искусством ремесла» (стихотворение «Художница» о мастерице дымковской игрушки) * * * * * «…Вот так, идя от сердца к сердцу, Была поэзия жива. Мы с ней за котелок садились, Горели в танках, шли ко дну… Стихи, что на войне родились, Пришли обратно на войну» * * * * * Улиц пустынных гладь, Плавный полет мостов. Чудится мне опять Шорох твоих шагов... Тает ночная мгла. Шпиль над Невой блестит. Улица, как стрела, В красный рассвет летит. Город моих стихов. * * * * * Жизнь – как весенняя река Она уносится вперёд В своём стремлении всегдашнем. Она сегодняшним живёт И не умеет жить вчерашним. Мы знать должны её на вкус, Быть в самой гуще человечьей, Чтоб песенный нелёгкий груз Недаром нам давил на плечи. За всё ведь спросится потом — За перепев и за мельчанье. И сами в возрасте ином Мы не простим себе молчанья. * * * * * Лицо любви Жизнь большой была дана, Каждый день в ней прожит. И теперь гляжу: она Мне ещё дороже. Говорю всему — живи! Мир полям и дому. А стихи — лицо любви Ко всему живому. * * * * * САМОЕ ПЕРВОЕ У подружки на коленях цыпки, Тоже восемь исполнялось ей. Никакой не может быть ошибки: Я в неё влюблён был до ушей. За руку я вёл её, а воздух К ночи был прохладней, да из тьмы Низко-низко наплывали звёзды Потому, что великаны мы. Многих мы любили, забывали, Были в жизни радость и беда, Только никогда нам не бывали Звзды счастья ближе, чем тогда. * * * * * Солнце Победы Утро девятого мая В том, сорок пятом году. Солнце, туманы сжигая, Встало у нас на виду. Шло оно в дальние дали, В каждое глянув окно. В каждой солдатской медали Жарко сверкнуло оно. Что же оно озарило? — Рваные раны земли, Братские наши могилы, Горе у каждой семьи, Битый кирпич над золою Рядом с овином пустым… Рад я, что помнить такое Вам не дано, молодым. Щедрые ваши рассветы, Гордой любви торжество — Всё это солнце Победы, Всё это отблеск его! Май 1972 года * * * * * НОЧЬ НЕПОВТОРИМОЙ ТИШИНЫ Светлая, она плывет над миром, Ночь неповторимой тишины, Ставшая отныне нашим пиром, Пиром человеческой весны. И земля вдруг стала так просторна — Мыслью не окинешь! И в ночи, Набухая, прорастают зёрна И звенят подземные ключи. Слышно всё, чем эта ночь богата: Учащённый стук сердец людских, И дыханье спящего солдата, И поэта вдохновенный стих. 9 мая 1945 года * * * * * На рубеже восьмидесятых Минута, полная значенья, Курантов в полночи сигнал. В душе такое ощущенье, Как будто бы мечту догнал. О Русь! Сегодня ты не тройка, Как в стародавние года, Ты – звездолёт и новостройка, А что не обгонима – да! Я вдаль гляжу, как с перевала, На рубеже годов стою, Тебе, берущему начало, На счастья руку подаю. Ты помни, друг, берясь за дело, Народной мудрости совет: Для добрых дел и чувств предела Вовеки не было и нет! * * * * * Слова «Россия», «Украина» Твержу, как будто песнь пою, И чувств горячая лавина Переполняет грудь мою. Немало грозных лихолетий Нам вмести вынести пришлось. Днепра и Волги слитый ветер Моих касается волос. Одною славой мы богаты, Так много сердцу говорят «Садок вишнёвый коло хаты» И чеховский «Вишнёвый сад». * * * * * Густой синевой на морозе Полночное небо горит. Мерцая, по азбуке Морзе Звезда со звездой говорит. Россия! Отыщешь ли краше Твоих городов и равнин? К лицу тебе, матери нашей, Бетонные гребни плотин. Как в годы мои фронтовые, Созвездия в небе горят, И снова я верю в Россию Как всё повидавший солдат. * * * * * Элегия Массне Я шёл сквозь город затемнённый. Хлестала по ногам шинель. И в тишине насторожённой Запела вдруг виолончель. Была в мелодии живая, Берущая за сердце грусть. Я шел, её не узнавая, Но все же помня наизусть. Дул ветер, изморозь кололась, Но я на миг про то забыл, Когда знакомый низкий голос Из репродуктора поплыл. Он пел о счастье невозвратном, Но я-то верил: счастью быть. И это было так понятно, Так неизбежно, как любить... И навсегда со мною рядом Навстречу солнцу и весне Над осажденным Ленинградом Плывет элегия Массне. 1948 * * * * * В этом доме родился Шопен В этом доме родился Шопен. Тишина здесь, как пауза в хоре. И так властно берет меня в плен Ощущенье восторга и горя. Смотрим в детскую эту тетрадь, Где стихи и смешные фигурки, А сердца начинают стучать Окрыляющим тактом мазурки. На столе, простоявшем сто лет, Возле свечки раскрытая книга И овальный девичий портрет: То сестра Фредерика — Людвига. Тяжела ее ноша была: Не она ль по великому праву Сердце брата тогда привезла Из Парижа в родную Варшаву? Это больше, чем мать и жена, Это —Польша, немая от горя. В этом доме стоит тишина, Словно вечная пауза в хоре. Через парк, где дубы высоки, Вьется речка в сиянье заката. Я спросил про названье реки, И поляк мне ответил: «Утрата». * * * * * |