Художник Ярослав Николаев, предельно истощённый и больной, даже в самые тяжелые дни блокады Ленинграда не расставался с карандашом и кистью. Необычайно выразителен его автопортрет 1942 года: изможденное лицо, крепко сжатые губы, пытливый взгляд, непреклонность сурово сдвинутых бровей - мужественный и прекрасный образ человека, сумевшего победить смерть. ___________________________________________________________ Взгляд непобеждённого Воина, борца. Взгляд непокорённого Сына и отца. Взгляд непобедимого. Ненависть к врагу. Взгляд себя, творимого Через «не могу». Умирая, выживший, К смерти не привык. Столько мёртвых видевший, Он писал живых. Он работал сутками, Презирая смерть, Месяцами жуткими Глядя на мольберт. Гордый, не согнувшийся, Преданный мечте, Вечности коснувшийся Кистью на холсте, Волей и усердием, Дрожью слабых рук Он шагал в бессмертие, Как и все вокруг. Непреклонность, мужество, Воля на лице! Год блокадных ужасов, Целый год в кольце… Освещён коптилками Угол мастерской: Кружка, хлеб с опилками И борьба с судьбой… Тишина блокадная… Ветер, тучи, снег… Бойня беспощадная… Каждый день – как век… Будни ленинградские: Бомбы, артобстрел… Через муки адские Город уцелел. Страшно измождённые, Выжили в борьбе. Холодом пронзённые, Верили себе! Новым поколениям Посвящён портрет – Ясное знамение Тех суровых лет. |