Катя наблюдает за мамой из-под длинных ресничек. Прищуривает глаза и представляет себя в маленькой комнатке, откуда можно подглядывать за окружающим миром. «Щелк» - и на картинке появляется затылок мамы. Волосы аккуратно уложены в прическу. Мама внимательно смотрит на дорогу. Еще один поворот, и машина остановится у мастерской художника Васильева. Катя надменно повторяет: «Васильев…»,- точно копируя мамину интонацию. Она во всем ей подражает: и манере разговаривать, и даже пафосным восторгам по поводу красот природы. «Ах, какие березки!» - и оглядывается по сторонам, чтобы все услышали и увидели, какая тонкая у неё натура. Когда мамы нет дома, Катя красит губы и примеряет шелковый мамин пеньюар, но больше всего ей нравятся капроновые чулки. Осторожно, чтобы не сделать затяжку, примеряет чулочки и смотрится в зеркало, испытывая при этом необыкновенный восторг. Когда же, наконец (!) она перестанет носить надоевшие коричневые хлопчатобумажные колготки и станет настоящей женщиной, красивой и желанной, в тонких прозрачных чулочках? Что такое быть желанной, она не понимает, но каждый раз, нарядившись в мамины чулки, погружается в ожидание чего-то необыкновенного, влекущего в мир радостных, волнующих событий. Рядом с Катей в машине сидит сестренка и хнычет на одной ноте: «Я не хочу рисовать! Хочу смотреть мультики!» - ей не нравится художник, ревнует к нему маму. А мама сидит на диванчике и рассматривает репродукции картин европейских мастеров. -Босха детям не показывать! – напоминает менторским тоном, а Васильев нечаянно касается ее руки. -Я хочу домой! К папе! – капризничает Ольга. Катя ничего этого не замечает, пишет акварелью цветок, стрекозу и все, что по ее представлениям живет на лесной полянке. «Щелк» - и в памяти возникает кленовый лист, плывущий по реке, тонкая рябь на воде, нежные прожилки осенних листьев, солнечные пятна, пробивающиеся на лужайку сквозь рыжие кроны деревьев, и душа ее полнится радостью. -Мама! Мама! – кричит Ольга. – У меня река не получается! В ответ звучит привычное мамино: -Работай, Оленька, работай. «Щелк» - и в Катиной копилочке появляется новая картинка - мама вскидывает руки и поправляет волосы…и такая загадочная, еле заметная улыбка мелькает на ее губах… Но вот уже Катя и Оля стоят на столе. Васильев пишет два портрета одновременно. Мама с любовью смотрит на дочек. -Васильев, а когда ты уже нарисуешь мой портрет? – Катя хочет в туалет, а потому подпрыгивает на месте. -Во-первых, не «ты», а «вы», - поправляет мама. – А, во-вторых, не Васильев, а Николай Габриэлович. И прекрати смеяться. Катя давится смехом. Не может выговорить отчество, таким нелепым оно ей кажется. -Габри…Габри…э…? – и снова смеется. -Портрет не рисуют, а пишут, - уточняет Васильев. – Чувствуешь разницу в словах? -Чувствую! Пишу – генерал, рисую – солдат. Теперь уже и Васильев смеется. Ей нравится разговаривать с ним, особенно, когда мама уходит по своим делам и не мешает заниматься. Он не отмахивается от вопросов, и даже объяснил, почему Босха Иеронима ван Акена многие считают сумасшедшим. «А ведь мама запретила показывать нам его картины. Почему Босх ей не нравится?» - она забирается с ногами в огромное кожаное кресло, рассматривает альбом, пытаясь разгадать картины загадочного художника. -Изучаешь Босха? – спрашивает с иронией Васильев и добавляет поспешно. - Я не считаю тебя глупой. Тебе предстоит еще многое постичь. «Откуда он знает, о чем я думаю?» «Щелк» - и запечатлела его лицо. Особенно глаза - такие карие, что кажутся черными, и не сразу поймешь, о чем он думает. «По таким глазам трудно читать мысли…Не потому ли мама так долго смотрит ему в глаза?» Катя, как слепая, пытается потрогать каждое слово, чтобы понять значение. Сначала почувствовать, потом понять. А ощущения не обманывают. Так и с рисунками – сначала почувствовать, потом уже браться за карандаш. -Тебе нравятся картины Босха? – спрашивает Васильев. -Они как кофта на изнанку. Васильев, довольный, смеется. -Правильно заметила про изнанку... Ты, скорее, фотограф, чем художник… Есть такое течение - поп-арт. Хочешь, покажу репродукции? «Как он догадался, что я все фотографирую взглядом? " – и снова пыхтит над рисунком. Но вот однажды занятия прекратились. Верой Борисовной одолела меланхолия, она слонялась, непричесанная, по комнатам, или лежала на диване, уставившись в стену. На просьбы девочек отвезти их к Васильеву, раздраженно отвечала: «Оставьте меня в покое!» - а вскоре улетела в Москву за пуговицами для нового пальто, оставив дочек на попечение мужа. А когда вернулась, повела их по магазинам и портнихам, наряжала в новые платья. -Приучайтесь быть красивыми! – говорила возбужденно. – Красивая женщина всего в жизни добьется! -А я хочу быть художником! – объясняет Катя. – Почему ты не водишь нас к Васильеву? -Потому что он мерзавец! - губы сжались в гневе. – И прекрати им восторгаться! -Почему мерзавец? -Потому что приставал к вам! Так всем и говорите! -Как «приставал»? - заинтересовалась Катя. «Щелк» - и в копилочку попал растерянный мамин взгляд. - Скажешь, трогал везде… поднимал платье. Разве такого не было? Ну, ведь было же, было! -Не было! – заупрямилась Катя. -Вот Иудушка! – сорвалась на крик Вера Борисовна. - Он тебя лапал, а ты будешь молчать? – и вдруг заплакала, всхлипывая, как маленькая. Девочки кинулись обнимать её, повторяя: «Мамочка, любимая, он приставал к нам! Только не плачь!» -Катька! – рыдала Ольга. - Скажешь это? -Скажу! – пообещала Катя, а сама задумалась над словом "приставал". «Надоедал? Ну, вот, пристают же дети на улице, попрошайничают, обзываются. Только у мамы это слово как-то странно звучит... как в грязи искупалось". -Ну не понимаю я этого слова! -А тебе и не надо понимать! – кричит мама. -А я все поняла! - хвастается Ольга.-Что тут непонятного? Но для Кати слово «трогать» и «гладить» означают радость от прикосновений мамы и папы. Она смеется. -Прекрати смеяться! – сердится мама. - Это не смешно! -Он мне не папа, чтобы трогать везде! -А папа трогал везде? – у Веры Борисовны округляются глаза, она не знает, как реагировать на слова дочери. -Когда купает, мочалкой трет, - объясняет Катя. Ей нравится, когда ее купает папа и терпеть не может, когда купает мама. Каждый раз, когда готовится купание, она плачет и просит маму не трогать ее, такими грубыми ей кажутся её руки, и шампунь попадает в глаза, и подзатыльников много. -Иди отсюда, дура! – злится мама. «Сама дура!» «Щелк» и увидела радугу над домом: «Хорошо бы пробежаться по этой радуге…Разве Васильев обидел маму? Нагрубил ей? Однажды нагрубил!» В тот день они с Олькой подсматривали в щелку, что мама с Васильевым делают в кабинете? - Скоро уходишь на гражданку, – сказала мама. - Может, останешься здесь по контракту? -Я художник, а не оформитель. В армию его призвали после окончания Суриковского училища. Выделили мастерскую, где он оформлял стенды, транспаранты, писал портреты детей, жен военных и выдающихся лиц города. -Я тебе нравлюсь? - спросила громко. -Ты красивая. -И неприступная. -Тогда не делай глупостей, за которые потом будет стыдно. Девочки по очереди подглядывали в щелку, толкаясь и хихикая. Катя увидела, как мама обхватила руками Васильева за шею и поцеловала в губы. А он вдруг стал целовать её, как безумный, но вдруг оттолкнул от себя и закричал грубо. -Иди домой! Уходи! Уходи отсюда! – сёстры вздрогнули и, посмотрев друг на друга, заревели в голос. В этот момент в мастерскую вошла жена полковника. -Что здесь происходит? – спросила гневно. -Вот, дочек перепугал…Идиот! - она схватила девочек за руки и потащила в машину. - Он приставал к ним! Больше уроков рисования не было. Вскоре Катю и Олю вызвали на «допрос». Перед допросом Вера Борисовна еще раз проинструктировала дочек. -Если не хотите меня потерять, говорите, что он к вам приставал! В кабинете было несколько мужчин, один из них вел протокол. Мужчины принялись расспрашивать девочек, как проходили занятия рисования, и что говорил им художник. Олька, обрадованная такому вниманию к себе, стала тараторить, как Васильев поднимал ей юбку и просил снять трусы, как она ненавидит и боится его, потому что он грубиян. И к тебе приставал? – спросил Катю мужчина в погонах, которого все называли полковником. «Щелк» - и в копилочке остался его взгляд, а во взгляде удивление и непонимание, как можно приставать к такому крохотному существу, как Катя, или как это такое крохотное существо, как Катя, способно так бессовестно лгать? Она замкнулась в себе и не отвечала на вопросы. -Надо увести ее в отдельный кабинет, - сказал психолог. – Быстрее расколется. -Я не орех, - обиделась Катя, и психолог извинился перед ней за свои слова. -Я хочу присутствовать при разговоре с дочкой, - заявила Вера Борисовна. -Нет, - ответил полковник. – Вы заинтересованное лицо. Катю отвели в отдельное помещение. - Теперь Васильеву труба, - сказал полковник. -А что такое труба? – не поняла она, но догадалась по интонации, что говорят не о музыкальном инструменте. -Тюрьма, - пояснил психолог и посмотрел на нее - понимает ли, что такое тюрьма и махнул рукой, мол, бесполезно, что-то объяснять. А полковник с любопытством спросил: – И за письку хватал тебя этот Васильев? «Фу...какой дурак!» - Катя отвернулась. -Вы ее провоцируете на обратную реакцию, - предупредил психолог. -А тебе непонятно, что они врут? Приведи Васильева! – приказал солдату. В кабинет вошел Васильев. Лицо осунулось, и весь он был какой-то измученный и неприветливый. Катя уставилась ему в глаза и прочитала его мысли: «Босх видит изнанку…» , - он улыбнулся ей, и она улыбнулась ему. Уведите его! - закричал психолог. – Они разговаривают глазами! -Что ты несешь? – изумился полковник и все-таки позвал солдата. Васильева увели. -Позовите маму и Олю, - попросила Катя. - Я все расскажу. В комнату вошли Вера Борисовна и Оля. -Оля, - спросила тихо Катя. – Габри к тебе приставал? -Да! – крикнула Оля. – И к тебе тоже! -Это неправда. Нас мама научила это говорить! -Что ты мелешь? – возмутилась Вера Борисовна. «Щелк» - и в копилочке остался взгляд, полный отвращения к дочери, которая предала свою мать. -Хватит врать! – схватила дочь за руку. -Стойте! – приказал полковник. – Вы не на прогулке! «Щелк» - и Катя заметила, как полковник смотрит на маму: «И ему тоже нравится моя мама?» Все мужчины смотрели на Веру Борисовну с обожанием. И Катя восхищалась ее красотой. Но сегодня ей было стыдно за все, что здесь происходило, а еще она пыталась как-то исправить ситуацию. - Он отказался писать наши портреты, - проговорила через силу и тут же покраснела, даже уши и шея её покраснели от стыда. – И мама обиделась. -Отказался рисовать ваши портреты? -Не рисовать, а писать, - поправила Катя. – Потому что мы баловались. -А как он обидел маму? -Сказал, не надо делать глупостей, за которые потом будет стыдно. Мама расхохоталась. -Вот врет! Это надо же такое придумать?!? - и крикнула полковнику. - Вы еще это мужу моему расскажите! -Предательница! – заорала Оля. – Правильно мама называет тебя Иудушкой! «Пусть так, - подумала Катя. – Но Васильев не виноват». «Щелк» - и мама морщит капризно лоб. -Вы думаете, девочки солгали? А, может, это правда? Надо опросить всех детей, кто ходил в мастерскую. -А ведь он про вас слова худого не сказал. -А я давала повод? И заканчивайте уже это безобразие! – приказала строго. - Муж скоро на обед придет, а меня дома нет. И поклянитесь, что опросите всех детей! -Клянемся! – вскочили мужчины. Полковник поглядывал на Веру Борисовну как-то очень озорно, а психолог, улыбался: «Вот вы и убедили нас Вера Борисовна!» «А папа называет ее адмиралом в юбке!» - с неприязнью подумала Катя и с тех пор перестала подражать матери. -Ну, теперь он вам все нарисует этот Васильев! - сказал полковник. -Напишет, - поправила Катя. На следующий день Васильев, молча, писал портрет Ольги, а Катя сидела вместе с мамой на диванчике. В комнате стоял солдат и наблюдал за порядком. -Почему ты не пишешь два портрета сразу? - прервала молчание Вера Борисовна. Васильев не ответил. - Так и будешь молчать? А мог бы и извиниться, - она гордо вышла из мастерской. Ольга с криком: «Мама! Я его боюсь!» - кинулась следом, а Катя вздохнула – так хорошо стало, когда мама вышла в коридор. Васильев положил кисти на стол и заглянул ей в глаза. -Я ничего плохого о тебе не сказала! – похвасталась она. -А я должен благодарить тебя? – спросил сурово. – Правдой не хвалятся, ей живут. Кате стало стыдно. Она заплакала. -Я не стала слушать маму. -Слушай свое сердце…и станешь художником. Больше Васильева она не видела. А слова его поняла, когда стала взрослой и училась уже в Суриковском училище. Приехав однажды на каникулы домой, спросила у мамы. -Ты помнишь того художника? -Какого художника? -Васильева. -Не понимаю, о ком ты? «Щелк» - и в копилочке отобразились глаза, внимательно изучающие дочь. «Чего ты хочешь, Катя? Припереть меня к стенке? Но разве ты можешь что-то помнить?» - Сколько тебе тогда было? Пять? Шесть? Вера Борисовна в шутку , называла дочь Иудушкой Головлевым, помня о том, что когда-то та ее предала. «Но разве сказать правду, означает предать?!?» -Что с ним стало, мама? -Откуда я знаю? – зевнув, Вера Борисовна взяла с тумбочки журнал мод. – Между прочим, тогда многие дети пожаловались на Васильева, только ты одна почему-то уперлась. -Он меня не трогал! -Ты с детства позволяла себя лапать. Смотрю на тебя и думаю, как бы не принесла в подоле! С тех пор Катя домой не приезжала. Да и мама о ней особо не вспоминала. Зачем? Если под боком живет Оля, которая никогда не предаст. |