Агнивцев Николай Яковлевич (1888-1932) - русский поэт, драматург. Родился 20 (8) апреля 1888 года в Москве в дворянской семье. Его отец, председатель судебной палаты, время от времени менял место жительства в связи с новыми назначениями, поэтому гимназические годы Агнивцева прошли в нескольких городах - Москве, Владивостоке, Умани, Благовещенске. В 1906 году приехал в Санкт-Петербург, где поступил на юридический факультет университета. Три года спустя перевелся на историко-филологический факультет, однако так его и не окончил, оставив университет в 1911 году. Публиковаться начал с 1908 года, печатался в «Сатириконе», «Столице и усадьбе», «Солнце России», «Новом Сатириконе» и других периодических изданиях. В 1913 году вышла первая книга его стихов «Студенческие песни. Сатира и юмор». В дальнейшем приобрел широкую известность как автор текстов песен для эстрады, звучавших в литературных и артистических кафе и театрах-кабаре. Среди исполнителей песен на стихи Агнивцева был Александр Вертинский. До революции также увидели свет его книги: «Оживленная баллада. Эпизод в одном действии из войны Алой и Белой розы» (1914) и «Под звон мечей» (1915). В 1917 году вместе с режиссером Константином Марджановым и актером Федором Курихиным, Агнивцев создал театр-кабаре «Би-ба-бо», позднее переименованный в «Кривой Джимми», с которым гастролировал по югу России и в Грузии. Работая в театре, писал короткие одноактные пьески, скетчи и песни, составлявшие основу его репертуара. В 1921 году в Тифлисе был издан сборник поэта «Санкт-Петербург», в который вошли стихи, посвященные его любимому городу. В том же году Агнивцев эмигрировал в Германию. В Берлине Николай Агнивцев выпустил книгу шуточных стихов «Мои песенки» (1921) и сборник «Пьесы» (1923), сотрудничал с эмигрантским «Русским театром Ванька-Встанька», писал для кабаре. Там же он переиздал, дополнив новыми стихами сборник своих петербургских стихов, получивший название «Блистательный Санкт-Петербург» (1923). Эту книгу он посвятил актрисе Александре Перегонец, игравшей в театре «Кривой Джимми». В эмиграции в творчестве Агнивцева появились новые интонации - наряду со ставшей привычной легкой куртуазной лирикой, в сборнике присутствовали и более зрелые стихотворения, обращенные к Петербургу, многие из которых были наполнены тоской по оставленной родине. В 1923 году поэт вернулся в Россию. Пытаясь приспособиться к новой жизни, Николай Агнивцев писал сатирические стихи, сотрудничал с журналом «Крокодил», сочинял для эстрады и цирка и до своей смерти в 1932 году успел издать свыше двух десятков книжек для детей, в том числе: «Как примус захотел Фордом сделаться» (1924), «Октябренок-постреленок» (1925), «Кит и снеток» (1927), «Рикша из Шанхая» (1927). В двадцатые годы несколько его стихотворений были положены на музыку композитором Исааком Дунаевским. Последний сборник Агнивцева «От пудры до грузовика», в который вошли стихотворения 1916-1926 гг. был издан самим автором в 1926 году. Умер Николай Агнивцев 29 октября 1932. Н. АГНИВЦЕВ . . . В Константинополе у турка Валялся, порван и загажен, План города Санкт Петербурга, — В квадратном дюйме триста сажен. И хлынули воспоминанья, Прерывист шаг и взор мой влажен. В моей тоске, как и на плане, В квадратном дюйме триста сажен. . . . Как вздрогнул мозг, как сердце сжалось, Весь день без слов, вся ночь без сна: Сегодня в руки мне попалась Коробка спичек Лапшина. О сердце, раб былых привычек, И перед ним виденьем вдруг Из маленькой коробки спичек Встал весь гигантский Петербург: Исакий, Петр, Нева, Крестовский, Стоэвонно-плещущий Пассаж, И плавный Каменноостровский, И баснословный Эрмитаж. Последним отзвуком привета От Петербурга лишь одна Осталась мне вот только эта Коробка спичек Лапшина МОЛИТВА РЕБЕНКА Господи, Боже Ты мой, С доброй, седой бородой, Боже, склонись с неба к маленькой, Господи, Боже Ты мой. Очень мне плохо и жутко, Очень мне холодно здесь... Можно к Тебе на минутку В небо по лесенке влезть? Там - говорят - очень много Хлеба в Твоей вышине... Знаешь, все время, ей Богу, Есть очень хочется мне. С белого, белого неба Кинь для России, Господь, Чуточку черного хлеба, Самую чуточку хоть. Боже, для нас в переулке Сделай, пожалуйста, так, Чтоб пятачковая булка Стоила снова пятак. Чтоб русский с русским не дрались, И чтоб еще по ночам Не приходили, ругаясь, Люди с винтовками к нам. Боже, в любви неизменной, Скоро ль придешь с высоты? Только уже непременно Сам опустись нынче Ты. Если ж для дела такого Сына - Христа - своего Снова пришлешь Ты, то снова Люди убьют здесь Его. И вот еще, милый Боже, Очень прошу Тебя я Мне объяснить, отчего же "Русской" ругают меня. Русской была я и буду, Если родилась такой! Разве быть русской так худо? Господи, Боже Ты мой. С белого, белого неба Кинь для России, Господь, Чуточку черного хлеба, Самую чуточку хоть... Берлин 1921 г Блистательный Санкт-Петербург В моем изгнаньи бесконечном Я видел все, чем мир дивит: От башни Эйфеля – до вечных Легендо-звонных пирамид!.. И вот "на ты" я с целый миром! И, оглядевши все вокруг, Пишу расплавленным Ампиром На диске солнца: "Петербург". 1923 Павел I-ый Смерть с Безумьем устроили складчину! И, сменив на порфиру камзол, В Петербург прискакавши из Гатчины, Павел I-ый взошел на престол. И, Судьбою в порфиру укутанный, Быстрым маршем в века зашагал, Подгоняя Россию шпицрутеном, Коронованный Богом капрал. Смерть шепнула безумно-встревоженно: "Посмотри, видишь гроб золотой? В нем Россия Монархом положена, Со святыми Ее упокой!.." Отчего так бледны щеки девичьи Рано вставших Великих Княжен? Отчего тонкий рот Цесаревича Дрожью страшною так искривлен? Отчего тяжко так опечалена Государыня в утренний час И с лица побледневшего Палена Не отводит испуганных глаз?! Во дворце не все свечи потушены! Три свечи светят в гроб золотой: В нем лежит Император задушенный! Со святыми его упокой!.. 1923 Триолеты в бензине Сказал мне примус по секрету, Что в зажигалку он влюблен. И, рассказавши новости эту, Впервые выданную свету, Вздохнул и был весьма смущен. Но зажигалке и милее И симпатичнее был форд. И без любовного трофея Из этой повести в три шеи Был примус выброшен за борт! Тогда, нажав на регулятор, Взорвался примус от любви. Так, не дождавшись результатов, Хоть стильно, но и глуповато Свел с фордом счеты он свои! Но, к счастью, для его хозяйки Был не опасен этот взрыв! Взревев, как негр из Танганайки, Он растерял лишь только гайки, Свою горелку сохранив. Пусть пахнет песенка бензином. Довольно нам любовных роз! И примус с очень грустной миной По всем посудным магазинам В починку сам себя понес! 1928 Странный город Санкт-Петербург – гранитный город, Взнесенный оловом над Невой, Где небосвод давно распорот Адмиралтейскою иглой! Как явь, вплелись в твои туманы Виденья двухсотлетних снов, О, самый призрачный и странный Из всех российских городов! Недаром Пушкин и Растрелли, Сверкнувши молнией в веках, Так титанически воспели Тебя в граните и в стихах. И майской ночью в белом дыме, И в завываньи зимних пург Ты всех прекрасней, несравнимый Блистательный Санкт-Петербург! 1923 Петр I Москва и Киев задрожали, Когда Петр, в треске финских скал, Ногой из золота и стали Болото невское попрал!.. И взвыли плети!.. И в два счета – Движеньем Царской длани – вдруг – Из грязи Невского болота – Взлетел Ампирный Петербург: И до сих пор, напружив спины, На спинах держат град старинный Сто тысяч мертвых костяков Безвестных русских мужиков!.. И вот теперь, через столетья, Из-под земли, припомнив плети, Ты слышишь, Петр, как в эти дни Тебе аукают они?!.. 1923 Экзотические триолеты Жил-был зеленый крокодил, Аршина эдак на четыре… Он был в расцвете юных сил И по характеру он был, Пожалуй, самым лучшим в мире – Зелёный этот крокодил, Аршина эдак на четыре… Вблизи же как бутон цвела Слониха, так пудов на двести… И грациозна, и мила, Она девицею была… И безо всякой лишней лести, Как роза майская цвела, Слониха та, пудов на двести. Слониха та и крокодил Дошли в любви вплоть до чахотки. Слонихин папа строгий был И брака их не разрешил. Слова финальные коротки: Слониха та и крокодил Скончались оба от чахотки. 1921 |