Чтобы не испытывать терпение авторов, не стану начинать обзор номинации с долгого предисловия. Перейду сразу к оценке прошедшего конкурса и впечатлениям членов жюри. В номинацию «"Новогодние чудеса" (рассказы и сказки для детей) конкурса «Самый яркий праздник года» было подано 42 произведения различных жанров: сказки, рассказы и работы, отнести которые к какому- то одному жанру невозможно (такие, например, как № 16 «Пусть будет так» Владимира Колодкина и № 27 «Говорят под новый год» Эльвиры Смелик) Отрадно отметить, что общий художественный уровень работ оказался очень высок. Досадные грамматические ошибки являлись, скорее, результатом поспешной вычитки, нежели свидетельствовали о малограмотности авторов. И, хотя члены жюри отнеслись к этому с пониманием и достаточно лояльно (все-таки не конкурс русского языка, как справедливо заметила одна из авторов - Алла Райц), но, согласитесь, элементарные ошибки не украшают работы, претендующие на глубокие мысли и не добавляют колорита в фантастически-прекра¬сные¬ истории. На этот момент хочется обратить особое внимание авторов, чтобы избежать подобной небрежности в последующих конкурсах. Экспериментальный характер конкурса позволил вам быть в курсе происходящего хотя бы на начальном этапе. Вы видели мнение каждого члена жюри. Не всегда оно было развернутым, не всегда отражало суть, иногда мы заведомо не касались каких-то моментов, понимая, что спор не решит проблем и не изменит ничьего мнения. Иногда вдруг увлекались прочитанным и неоднократно обменивались мнениями, рассматривали, как нам казалось, спорные моменты. Тем не менее, желанием каждого члена жюри было обратить внимание автора на технические проблемы в работе – грамматику, синтаксис, пунктуацию или донести мысли, возникшие после прочтения его сказки, рассказа. Справились ли судьи с этой своей задачей, судить вам. Сказать, что судейство было не простым, значит, ничего не сказать. Оно было чрезвычайно трудным, и на это есть несколько объективных причин. Работы, представленные на конкурс, кардинально отличались друг от друга прочтением темы, качеством материала, проблемностью в таком, казалось бы, праздничном конкурсе. Работы неординарные, с оригинальным сюжетом, к сожалению, довольно часто не дотягивали до призового места, а то и до лонга, мастерством исполнения. (№ 6 «Как Тошик Дракошу спас» Ильи Рифа , №18« Джонго» Константина Рыбакова, № 5 «Позовем Снегурочку» Евгении Шапиро) Наши призеры на сегодняшний день - безусловные лидеры по качеству, завершенности и продуманности написанного. Потому все члены жюри были единодушны в том, какие работы должны занять призовые места по сумме трех мнений. Есть еще одна причина, по которой места распределились именно так, а не иначе. Несколько произведений вызвали у членов жюри оценки: от восторженной до категорически-негати¬вной.¬ Именно эти работы не смогли в силу своей неоднозначности претендовать на высокие места. Прежде всего, это № 40 «Бабка Ежка» Натальи Козаченко, № 20 «Ты только верь, Генька» Надежды Сергеевой и № 9 «Трактор» Дмитрия Чаркова. Казалось бы, что между ними может быть общего? Ничего, кроме диаметрально противоположного мнения о них членов жюри. При расстановке рейтинговых баллов на третье место претендовало три работы. (№ 40 «Бабка Ежка» Натальи Козаченко, № 20 «Ты только верь, Генька» Надежды Сергеевой, № 8 «Как-то в ночь под Новый год» Дмитрия Чаркова). Поскольку получился существенный разброс мнений, ни одной из трех спорных работ третье место присуждено не было. Тем не менее, и судейская работа была интересной, и произведения, выставленные на конкурс, в большинстве своем оказались высокого профессионального уровня. Это относится и ко многим работам, не вошедшим в лонг. В связи с этим, прежде всего, следует упомянуть № 31 «Елочную фею» Марии Сидлер и № 10 «Откуда появился Новый год» Елены Бекетовой. Не забыла ожидание чудес, свое ощущение детства и изобразила их, придерживаясь и сохраняя новогодние традиции, Надежда Сергеева в работах № 39 «Подарок для деда Мороза» и № 20 «Ты только верь, Генька» . Две работы Дмитрия Чаркова (№ 8 «Как-то в ночь под Новый год» и № 9 «Трактор» ), попавшие в шорт, вызвали добрую улыбку у членов жюри. Лично меня покорил его трогательно-наивный «Трактор». Виктория Лукина и Наталья Козаченко также по-хорошему отличились. У каждой их них в шорт вошли две работы. (№ 34 «Рождественский вертеп», № 19 «Про девочку Зою и Новый год» Виктории и № 29 «Детский лепет», № 40 «Бабка Ежка» Натальи). В один ряд я бы поставила вошедшие в лонг №30 « Две сестры» Аллы Райц и №32 «Зимний цветок» Марии Сидлер. Настоящие зимние аллегории. Чувствуется не только эрудированность авторов, не просто умение подать свои знания. Они пропущены через душу и фантастически переплетаются, рождая великолепную иллюзию, которой веришь. И, конечно, открытием нашего конкурса стали работы победительницы и призера Ирины Рахальской. (№ 12 «Верба – ледяная царевна», № 13 «Его зовут Кешка») Неважно, рассказывали ли авторы сказку-небылицу, переносили ли чудеса в наши дни, вспоминали ли счастливые или трудные времена своего детства, или пытались поставить и осмыслить современные проблемы подрастающего поколения, вплетая разнообразие тем в праздничную канву. С удовлетворением надо признать, что многие авторы создавали произведения именно для детей, понимая, что номинация специфичная. Мы пишем для детей. И оценить нашу работу по-настоящему могут только они. Судейской же бригаде определить явных лидеров было трудно, очень трудно. Авторы, как говорится, буквально наступали друг другу на пятки. Но выбирать пришлось. Удачен ли выбор? Членам жюри хочется надеяться, что в создавшихся непростых условиях они сделали все, что от них зависело. Основные комментарии написаны под работами. Сформулирую, где это возможно, общее мнение членов жюри о произведениях, включенных в шорт. Автор: Ирина Рахальская Верба – ледяная царевна Сказка понравилась всем членам жюри. Хорош авторский стиль. Написано в лучших традициях русских народных сказок. Судьям вспомнились колоритные остроумные фильмы – сказки Александра Роу, настолько зримо происходящее. Автор: Виктория Лукина Рождественский вертеп По единодушному мнению жюри - отлично рассказанная святочная история. Написано умно, интересно, со вкусом. Редкий удачный пример органичного соединения фольклорных традиций и русской классики в рассказе о детях и для детей. Автор: Наталья Козаченко Детский лепет Замечательная новогодняя совершенно небанальная история получилась у автора. Интересен стиль рассказа, словно течет речь рассказчика: необычная, колоритная, неторопливая. Было небольшое замечание по синтаксическому оформлению работы, но это легко правится. Автор: Александр Граков Смекалка против жадности Двум судьям: мне и Евгении Валиевой сказка понравилась. С искромётным юмором, с изюминкой, хотя немного предсказуемой развязкой. Но как же иначе она могла закончиться, как не одурачиванием жадного богача? Хочется отметить хорошее владение словом. Искать недочеты желания не возникло. Мария Ионина оценила рассказ не столь высоко, отметив его недостаточную художественность. Автор: Ирина Рахальская Его зовут Кешка Все без исключения члены жюри отметили непредсказуемость, неожиданные метаморфозы этого рассказа. Они понравились, одновременно озадачивали, заставляли вновь и вновь возвращаться к написанному. Не об этом ли мечтает каждый автор? Как все работы- призеры, написана история грамотно, на высоком литературном уровне. Хочется отметить многогранность и большой потенциал в творчестве автора, заметные даже по двум представленным на конкурс произведениям для детей. Автор: Надежда Сергеева Ты только верь, Генька! Мнения по этому рассказу разделились. Для Марии Иониной – это пустой сентиментальный рассказ, непонятно, для какого возраста написанный, который тянет от силы на рубрику "Чудо" в районной газете. Мне и Евгении Валиевой рассказ показался лиричным, но без дешевых мелодраматических эффектов. По мнению Евгении, автору удалось создать образ живого положительного героя, вызывающего симпатию, а не безличный, абстрактный персонаж. Вместе с тем нужно отметить некоторую скомканность развязки. Есть ощущение, что автор спешил и потому окончательно не продумал сюжет и литературно недоработал финал. Автор: Дмитрий Чарков Как-то в ночь под Новый год По мнению судей, у автора получился очень удачный современный новогодний рассказ. Все мысли и замечания уже написаны непосредственно под работой. Хочется только пожелать автору и дальше радовать детей, да и нас, такими занимательными, немного юмористичными историями. Автор: Наталья Козаченко Бабка Ежка =352167&project=619&seek=353605#353605 Мнения судей о работе разделились. Спор был достаточно острым. Под работой развернулась целая дискуссия, к которой примкнули и читатели. По количеству прочтений и отзывов работа, безусловно, лидирует во всей номинации. Этому способствует неоднозначность восприятия рассказа. Обсуждалось многое: можно ли отнести произведение к детской литературе или оно больше рассчитано на взрослую аудиторию, достоинства и недостатки примененных автором художественных средств, стилистика, малейшие нюансы изложения. Была подвергнута анализу воспитательная ценность произведения. Члены жюри так и не пришли к единому мнению, в работе налицо и достоинства, и недостатки. Полностью мнение каждого члена жюри вы можете прочесть под работой. Евгения Валиева отметила глубокий психологизм рассказа. Мария Ионина высоко оценила его воспитательную направленность. На мой взгляд, к несомненным достоинствам рассказа можно отнести грамотность, стиль автора, богатство языка. Вопрос, поднятый в рассказе, очень острый и современный, я бы сформулировала иначе: всегда ли нужно стремиться к вниманию, и все ли средства для этого хороши. Ответ довольно сомнительный. Не важно, какой ты человек, главное – заявить о себе! И, если нет денег, то любым другим способом. Не достойно выйти из ситуации, остаться хорошей девочкой (а была ли героиня искренней, помогая подружкам?), а выделиться! Выделиться любой ценой! И то, как героиня ведет себя под маской (не случайно это маска Бабы Яги), только подтверждает сказанное. Увы, вместо литературного героя мне видится антигерой. И, после неоднократного чтения рассказа, остаются только недоумение и вопросы. Когда мы поймем, что «проблема» «по одежке встречают» давно не интересна и решена подростками без нашего участия? Когда в русской литературе слова бедность и порядочность перестанут быть обязательно синонимами? Когда, наконец, осуждая кичливость богатством, мы разглядим и научимся так же относиться к кичливой бедности? Вопросы, вопросы, вопросы… Автор: Надежда Сергеева Подарок для Деда Мороза Всем членам жюри сразу представился сказочный новогодний спектакль. Не праздничная халтура артистов, а полноценное театральное представление, разыгранное и поставленное на хорошем художественном уровне, с занимательным и поучительным сюжетом. Автор: Мириам Хейли Маленькая «елочка» и Новый год Мнения судей об этом рассказе были различны. Но все без исключения оценили стремление автора написать рассказ в лучших традициях отечественной литературы для детей 5 - 8 лет. По мнению Евгении Валиевой, попытка явно удалась. По моему мнению, она была, но не вполне удачна. Тем не менее, не отметить рассказ, написанный в такой редкой манере тонкого детского мировосприятия, мы не могли. Автор: Наталья Рыжих Ванина Сказка Судьи с радостью вернулись к давно полюбившимся знакомым персонажам русских сказок. Побывать в сказке еще раз с новым героем, обычным мальчиком, было любопытно. Написано по-доброму, но, к сожалению, с приличным количеством описок. Пожелаем автору более внимательно проверять текст перед размещением. Автор: Дмитрий Чарков Трактор Все члены жюри отметили теплое чувство, с которым написан этот рассказ. Порадовали язык, грамотность автора. Возможно, к минусам можно отнести довольно банальный сюжет. На мой взгляд, для малыша, мало еще знакомого с литературой, такой сюжет не банален, а очень близок. Потому, лично я, и оцениваю рассказ очень высоко. Автор: Автор: Ирина Вертузаева Мариука Остроумность работы, подчас комичность ситуаций, светлая грусть, чередующаяся с добрым юмором, хорошая проработка эпизодов отмечены всеми членами жюри. Порадовал автор непредсказуемым развитием сюжета. Хотелось бы несколько большей динамичности, особенно в финале. Возможно, стоит обратить внимание на строение фраз, добиваясь четкости передачи эмоций и мыслей меньшим количеством слов. Автор: Виктория Лукина Про девочку Зою и Новый год В целом сказка понравилась всем судьям. Каждый нашел в ней что-то близкое именно ему. Евгении Валиевой показалось, что автор несколько увлекся поэтичными описаниями, тем самым теряя внимание ребенка. Возможно, что и так. Члены жюри многие работы «проверяли» на своих и чужих детях. Все они реагируют и одинаково, и в то же время по-разному. В любом случае, к достоинствам произведения следует отнести точные наблюдения автора за современными реалиями, умело вплетенные в канву рассказа и сказки. Автор: Владимир Колодкин =348153&project=619 Все без исключения отмечали замечательную абсурдинку происходящего в рассказе, теплый добрый юмор и лёгкую несовременность. На мой взгляд, написанный по-шефнеровски рассказ застал членов жюри врасплох. И только поэтому, не смог подняться выше, попав в шорт. Отмечу яркий, если можно так выразиться, высококачественный литературный язык произведения. Каждая из работ, вошедших в лонг, претендовала на место в шорте. (№ 5. «Позовем Снегурочку?» Евгения Шапиро. №14 « Иже еси» (святочный рассказ) Людмила Рогочая, № 18. «Джонго» Константин Рыбаков, № 30. «Две сестры.» Алла Райц, № 32 «Зимний цветок.» Мария Сидлер). Но, так уж распорядился жребий или судьба, что в этот раз такие достойные произведения чуть недотянули и не смогли пробиться в финал. Совсем немного не хватило, чтобы войти в лонг работам № 4 «Доказательство» Александра Мецгера и № 25. «Дедушка Мороз» Рустама Карапетьяна Первому помешал не слишком продуманный, по мнению судей, финал рассказа. Второму ставили в вину тривиальность и простоту. Хотя детские авторы, конечно, понимают, насколько тяжело дается такая кажущаяся простота. Излишняя традиционность в подходе к раскрытию темы помешала таким работам, как № 3. «Снегурушка» Александр Балбекин, № 11. «Здравствуй, Дедушка Мороз!» Зинаида Кокорина, № 26. «Он существует! LeraD,,№ 35.» Снежана» Людмила Шмидт, № 37. «Сказка о снежинке» Бабанкина Юлия. Авторам достаточно отпустить свою фантазию, и работы смогут зазвучать по-другому. Было бы хорошо подумать о немного иной расстановке акцентов, доработать сюжет в работах с таким большим потенциалом: №1. «Откуда Дед Мороз» Александр Мецгер, № 38 «Обиженная ёлка» Андрей Суханов, № 27 «Говорят под Новый год! Эльвира Смелик, Поработать над стилистикой № 24. Грецкий орех Лидия Гусева В большей или меньшей степени проработать фабулу в рассказах № 17 «Новогодние чудеса» Евгения Шапиро, №15 «Хотите - верьте, хотите – нет»Эльвира Смелик, № 33 «Черненький Дракончик» Казырина Татьяна(Морячка-54) Почистить лексику, тщательнее поработать над языком произведения № 42 «Маришка и её новогодняя мечта» Рамиль Шерланов Автору рассказа №7 «Новогодний праздник Сережки Новоселова» Игорь Ольгин хочется предложить написать повесть. По мнению членов жюри, для этого есть все предпосылки. Отдельно хотелось бы коснуться рождественской тематики. Вот где, казалось бы, простор для светлого, умного, вечного. И авторы не подвели. № 13 «Его зовут Кешка» Ирины Рахальской – захватывающий и одновременно интеллектуальный рассказ, требующий для понимания определенной образованности в вопросах христианства. Рассказ № 14 «Иже еси» Людмилы Рогочая написан с вполне понятной жаждой доброго чуда для наших детей. Рассказ № 2 «Рождество Христово» Александра Балбекина оставляет ощущение настоящего, необычайно просветленного праздника рождения Спасителя и связывает нас с ним. Пусть немного наивно, возможно, несовершенно по исполнению, но это единственная попытка передать празднично-торжестве¬нный,¬ ликующий и одновременно по-домашнему любящий милосердный дух этого праздника. Все произведения конкурса размещены здесь: Заходите, кто еще не читал, перечитывайте, кому хотелось бы вернуться к чему-то конкретному, обсуждайте, кто не успел или ждал окончания конкурса. В заключение члены жюри благодарят всех, принимавших участие и в конкурсе, и в обсуждении произведений номинации рассказов и сказок для детей. Хочется пожелать всем детским авторам новых замечательных историй, творческих находок, плодотворного общения. Вам всегда рады, приходите, участвуйте в конкурсах портала. Давайте учиться друг у друга, размышлять над проблемами, их так много у наших детей; радоваться, ведь, несмотря ни на что, детство - самая чудесная и счастливая пора во все времена. Давайте дарить нашим детям радость, помогать находить в сложных ситуациях верные пути, чтобы души их оставались светлыми и счастливыми. Это в наших с вами силах и как родителей, и как авторов. |