Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Но его (и слово, да и воробья) нужно держать. Потому представляю вашему вниманию мои впечатления о прошедшем 8 конкурсе ВКР 2011. Ощущение двойственное: с одной стороны необходимость вдумчивого прочтения такого объема текстов, несмотря на, казалось бы, большую продолжительность конкурса, требует много времени и душевных сил; с другой, чтение и размышления над прочитанным, обмен мнениями с коллегами – занятия увлекательные и весьма полезные для любого автора! Одним словом, мне понравился и сам процесс, и его наполнение. Мыслей и вопросов в процессе чтения возникло много. Некоторыми из них хотелось бы с вами поделиться. Прежде всего, это частое обращение авторов к теме Великой Отечественной войны. Разговор о ней заслуживает отдельной большой статьи, и не мне ее писать. Но вот на какие мысли навело меня чтение военной прозы, не только конкурсной, в последнее время. Очень трудно объективно оценивать такие рассказы из-за болезненности и современности темы. По себе знаю, трудно и писать так, чтобы не оставить равнодушным юного читателя. Ведь мы сталкиваемся с закономерным явлением - сглаживанием остроты восприятия прошлого новым поколением по мере удаления события во времени. И здесь, на мой взгляд, именно автору нужно подходить очень ответственно, рассчитывая свои силы – способен ли ты написать действительно художественное произведение? Не получится ли вместо него школьное сочинение? Нужно отдавать себе отчет в том, что обращение к теме войны само по себе не может быть индульгенцией для автора. Отдавая должное воспитательному моменту: моральному и патриотическому хочется, чтобы рассказы о войне были написаны художественно, по-настоящему захватывали. Тогда нам с вами не придется сетовать, что фильмы о Великой отечественной войне они не смотрели, книг о ней не читали, а все, что знали, почерпнули исключительно из учебника по российской истории, в котором войне посвящалось всего лишь несколько параграфов, наполненных датами и сухими фактами: битва такая-то. (Эльвира Смелик) Обращает на себя внимание желание авторов расширить, вернее, поднять верхнюю границу возраста своего читателя. Конечно, уровень читающих сейчас настолько различен, что порой встаешь в тупик – одному интересно в 8 лет то, что другой прочтет только в 13. И все же хочется, чтобы авторы более точно представляли себе возраст ребенка, к которому обращаются. Ведь это очень влияет на фабулу произведения, на выбор средств: язык, стиль повествования. В связи с этим, заметила такую особенность: некоторые авторы почему-то думают, что рассказы о малышах интересны подросткам. Очень сомневаюсь, что это так, если только в рассказе не присутствует их сверстник. И наконец, поставлю перед вами чисто риторический вопрос. Как вы думаете, какие мысли и ощущения возникают у судьи, когда он видит, как автор, адресующий свой шедевр детям, забывает указать, к ребенку какого возраста он обращается? Оставлю ответ за вами. Перейдем непосредственно к произведениям. Назвать это индивидуальным обзором не рискну, просто выскажу свое субъективное мнение. • Александр Мецгер «Баба Яга ведёт расследование» Сказка легкая, юмористическая. Осовремененные широко известные сказочные персонажи, ситуация обыграны остроумно. Сказка, на мой взгляд, носит исключительно развлекательный характер. Сказано это ни в упрёк автору. Тем более что создать хорошее настроение, безусловно, важно. Язык беглый, литературный, в диалогах максимально приближенный к современному разговорному. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание – это возраст читателей. Думается, что обращение к учащимся начальных классов было бы более благодарным и оправданным. • Наташа Северная «Трудно стать музыкантом» Ситуация, в которую попадает героиня рассказа 6-летняя Света, хорошо знакома и узнаваема как для младших школьников и подростков, так и для взрослых. Задумка интересная. Но, к сожалению, использованный прием - попытка вложить в уста маленького ребенка слова и мысли, несоответствующие её возрасту, не срабатывает и скорее мешает, чем заставляет думать. В теперешнем виде, я бы отнесла этот рассказ к теме «Взрослым о детях». На мой взгляд, стоило бы поработать и над более четким развитием сюжета, композицией, описывая атмосферу и порядки в доме менее многословно. Тем самым сжать повествование и сделать его более экспрессивным. • Джафил «Помощь» Еще один пример сказки обращающейся к легко узнаваемым современным реалиям, хотя действие и происходит в сказочном султанате. Думаю, по этой причине она вызвала бы больший интерес у взрослой аудитории, способной оценить её главное достоинство - многочисленные намеки и подтексты. Для детской сказки хотелось бы более сочного языка и основательно продуманного захватывающего сюжета. • Елена Кириченко « По ту сторону» В небольшой по объему рассказ автор сумела и заложить глубокий смысл, и скрыть его за интересным и динамичным сюжетом так, что он не приобрел нарочитый, явно назидательный характер. Начало интригует, описание моря красочно, создает настроение. Всё было бы замечательно, если бы не два существенных момента. Первое: как ласточка столько времени могла провести в «умывальнике» без еды и воды? Надо думать, что вторая смена – это минимум две недели. Явный прокол, после которого всему остальному верится с трудом и интерес к написанному резко снижается. Второе: А.П. Чехов, упомянутый, на мой взгляд, не к месту. Позволю себе привести фрагмент спасения ласточки: Вокруг стояли дети: со шваброй, ножницами, ножами – смотря что понадобится для задуманного. (!) А задумано было одно: сорвать эту ненавистную для всех их сетку, сорвать - во что бы то ни стало. Самый младший стоял за дверью «на шухаре», (!) в случае если кто-либо (особенно комендант) будет подходить. Да простит меня автор, но этот отрывок только подтверждает расхожую фразу: от трагического до смешного один шаг. И сделать его легко, даже не заметив. Рассказ нуждается в точном логическом построении и устранении стилистических неточностей, вроде - Рассказав ребятишкам все, как есть, на море уже не спешили. Несмотря на все вышесказанное, рассказ многообещающий. • Юрий Мацегор «Крошки хлеба» Один из рассказов на тему военного детства, написан от первого лица, в форме воспоминания. На мой взгляд, не стоит прибегать в рассказах к таким длинным «фолкнеровским» предложениям. Во многом из-за этого часто трудно уловить смысл. Несмотря на обилие слов написано суховато. • Виктория Лукина «Приключения Лакомки на острове Кохх»(отрывок) Герои Автора мне хорошо знакомы, еще по сказке «Кролик Лакомка и волшебное Рождество». Виктория Лукина заметный, опытный автор. Сказка написана хорошим литературным языком. Жаль, но мне показалось, что глава растянута и изобилует многочисленными деталями, не столько создающими атмосферу и колорит, сколько замедляющими действие, снижая динамику повествования. И если для 10-ти леток это не играет существенной роли, то для малышей 6-ти лет очень существенный момент. • Карапетьян Рустам «Мама, Папа, Петя и другие» Цикл коротких рассказов, довольно занимательных, с юмором. Небольшие по объему законченные маленькие истории - наблюдения какие-то лучше, какие-то менее интересные. Если про кашу, конечно, для пятилеток, то «Сад камней» найдет и своего взрослого читателя. Язык простой, ясный, точный. Одним словом, писать для малышей трудно, оценивать еще трудней. • Алла Райц Весенние опыты Рассказу не откажешь в оригинальности подачи материала, стиле, но он, скорее, для взрослых, чем для детей. • Тишкина Светлана Еще одни рассказ о военном времени. В повествовании можно выделить две автономные части, связанные друг с другом главными героинями и тем, что являются воспоминанием мамы автора. На мой взгляд, стоило бы развить каждый сюжет по отдельности, и из двух частей получились бы два полноценных интересных рассказа. Рассказ написан ровно, за исключением вступления. Несмотря на желание автора дать понять, что события, описанные в рассказе, документальные, оно мне показалось лишним или, во всяком случае, неоправданно затянутым. Язык в целом, показался мне невыразительным. Следует поработать над правильным выбором слов, избегая бессмысленных красивостей, Например: Через некоторое время их участок был воссоединён с общим окопом. Или Почти все дети, не сговариваясь, прилипли к окнам, вглядываясь в суровую действительность военного времени. К сожалению, в рассказе есть и географическая неточность. «Станция Лодейное Поле на том же Кольском полуострове». Лодейное Поле находится не на Кольском полуострове, а на востоке Ленинградской области. В рассказах вообще, и особенно по воспоминаниям участников или очевидцев, следует очень внимательно подходить как к расположению и названиям географических объектов, так и к временным рамкам. • Алексей Тверской «Герба и Рий» Сказка добрая, написана хорошим литературным языком. Но читается с переменным интересом. Сказку условно можно поделить на две части. Очень неспешное начало навевает мысли о лягушке-путешественнице, которые улетучиваются вместе с осенним ветром. Смысл и динамика сосредотачиваются во второй заключительной части. Несомненным плюсом является непредсказуемость событий и неожиданный поворот сюжета. • Лилия Кондрашкина «Сказка о любви и разлуке» Сказка - скорее взрослое поучение для влюбленной юности. С весьма сомнительными для детей 9-11лет, к которым почему-то обращена, рассуждениями. Чего стоит только одна из модных современных сентенций - «Работу свою он любил, хотя и работал не на себя». Циничные современные реалии, видимо не ставящиеся автором под сомнение, выписаны с каким-то странным удовлетворением. Обращает на себя внимание язык произведения: полное смешение стилей, красивости, штампы. Хотелось, очень хотелось Антону рассказать родителям о своей любви Александре, слова родителей были так прекрасны, а их голоса манили признаться во всем, но юноша знал, что делать этого нельзя. Родители ждут от него прекрасной причины, соответствующей его положению в обществе, а, узнав о его истинной причине грусти – любви к простой девушке, они рассердятся. Речевые неточности - У кузнеца была жена и дочь красавица . Получается и жена и дочь в одном лице. На мой взгляд, перспективным в этой истории являлась бы разработка и дальнейшее взаимопроникновение жанров сказки и фэнтези. • Алекс Мишин «Жизнь одинокого деревца» Философская сказка для детей от 12 до 120 лет. Сказка претендует на философскую, а мысль, которую хотел донести автор, так и осталась для меня тёмной. Думаю я, что главная мысль четко не сформулирована, потому и не раскрыта. Есть захватывающие моменты, когда вдруг появляется интерес к написанному, но в целом написано достаточно сумбурно, на мой взгляд, не ровно, потому и читается с переменным интересом. Хорошо бы поработать над языком, стилистикой предложений, чтобы избежать, к примеру, таких: И вот, думая о тех мрачных днях, дубок с любовью грелся на солнышке, радуясь живому. Хотелось бы более четкой продуманной композиции и магистральной мысли, стрелой пронизывающей сюжет. • Лазарева Людмила Викторовна «Какого цвета пегасы» Рассказ из ребячьей жизни с посылом для взрослых. Развитие сюжета достаточно неожиданное. Эпизод с котом одновременно отвлекает от основного вопроса, но в то же время придает динамику действию, служит развитию сюжета. На мой взгляд, стоило еще точнее продумать композицию. Рассказ понравился, прежде всего, своей непредсказуемостью. Обращение к недавнему прошлому страны всегда особенно ответственно, поскольку живы еще те, кто все это помнит. Попытка автора, на мой взгляд, и, к большому сожалению, не удачна. Не удалась она, прежде всего подачей материала. Диалоги и большое количество монологов не соответствует возрасту героев. На прием, который, по словам автора, использован сознательно, скорее досадуешь. Он не усиливает впечатление и не создает эффекта погружения в «пионерско-октябрятский мир». Повествование затянуто, до серебряного блюдечка и наливного яблочка дочитать очень трудно. Интересно ли подросткам, к которым обращается автор, читать о похождениях и мыслях якобы первоклассников? Описания природы, претендующие на неординарность, вызывают в большей степени недоумение, чем ощущение новизны. • LeraD «Конфетка» Смысл всей фантастической истории в желании научить детей делиться. Вообще в рассказе происходит постоянная возрастная путаница. То автор пишет о брошенной кем-то конфете ( Конфета лежала на снегу, кем-то брошенная ), которую подобрал мальчик. Кстати, его мотивация совершенно не понятна, ведь не малыш, чтобы подбирать валяющиеся на улице конфеты, судя по лексике и заблокированному компьютеру. То мальчик говорит о маме, которая может заставить ребенка младшего школьного возраста (?) читать всего Евгения Онегина. ( Ты мою маму не знаешь. Она может всего «Евгения Онегина» заставить прочитать. В наказание.) Съехавший с горки малыш, «остановился и осуждающе посмотрел на Сашу», вместо того, чтобы заплакать, как любой малыш, не получивший конфетку. Парикмахерская, температура, фантастическая встреча… Событий много, но внутренней связи между ними не чувствуется. Скорее нелогичность, а не полет фантазии прослеживается на протяжении всего рассказа. • Смирнов Михаил «Гунька» Автор верен себе. Проникновенный рассказ о доброте мальчишек, про которых с полной, уверенностью можно сказать – будущие защитники. Рассказ реалистичен, воспитывает ненавязчиво, постоянно удерживает внимание. Написан хорошим литературным языком. • Зоя Соснина «Случай на озере. Сплоченность.» Рассказ этот я читала еще в первоначальном варианте. Да и в процессе конкурса, он явно был переработан (что, кстати, не разрешается, если, только, не уведомлен ведущий номинации). К сожалению, и после некоторой доработки вопросов не убавилось. И главный из них: что за урок вынесли ребята из описанной истории? Вывод напрашивается сам собой: не верь взрослым и не трудись с полной отдачей. Много откровенной небывальщины: это и те недавние времена, когда учителя и школьники были обязаны подметать улицы, дворы и площади, работать бесплатно на полях окрестных совхозов и колхозов.. И . Несколько дней работы на поле превратили городских ребят в обожжённых солнцем, запылённых землей, мрачноватых, забывших о шутках и юморе, измотанных роботов. Просто нелогичности. Учитель, несмотря на предупреждение, повезла-таки учеников купаться, но… купальников никто с собой не взял. Темнота сгустилась, а разрезвившиеся ребята из воды не вышли (!), пока не увидели (это в темноте-то на высоком берегу!) поднятую вверх руку вдруг появившейся учительницы. Описание «местной шпаны» больше походит на описание зэков. Попробуйте, ради эксперимента, последовательно изобразить: Неряшливо одетые, вихляющей походкой с расставленными ногами и руками, они с первого взгляда на вид были нетрезвы. Они развязно, понимая своё явное превосходство в силе… А подобные мысли учителя в адрес местных деревенских ребят и вовсе двусмысленны . Это ещё больше разъярило бы амбалов (!). Такие понимают только власть силы. К нравственным ценностям они глухи. И слова «как вам не стыдно?» вызвали бы у них припадок саркастического смеха. Они по-своему понимают слово «стыд». Это люди из другого измерения. … Под произведением уже появилась подробнейшая рецензия одного из авторов портала. В свою очередь могу только присоединиться ко всему им написанному. Еще одно произведение, обращающееся к нашей военной памяти. Рассказ и по сюжету, и по подаче материала, безусловно, для младшего, никак не среднего школьного возраста. Но вступление адресовано, на мой взгляд, подросткам. Исходя из этого, оно и показалось мне чужеродным (ну не задают в младших классах эссе!) и по стилю и потому, что озвучивает проблему не для начальных классов. Можно поспорить об остроте заявленной проблемы, но это тема для отдельной дискуссии. Я остановлюсь на самом рассказе. Соглашаясь с мнением коллег, что рассказ как нельзя подходит для учебника, поставлю вопрос иначе – а интересен ли он детям? Трогательные отношения мальчика и деда описаны замечательно. Сюжет же показался мне достаточно надуманным: учитель, ветераны, передача - все смешалось, в довершение еще и интернет. Эпизоды с трудом увязаны друг с другом. На мой взгляд, следовало или сделать повествование более связным, плавно перетекающим от одного события к другому, или четко фрагментарным – прием позволил бы говорить о каждом эпизоде в отдельности и одновременно о произведении в целом. Слово «Саласпилс» не является достаточным для четкого построения сюжета и связи всех эпизодов. Думаю, автору еще раз нужно вернуться к фабуле рассказа. • Алена Воробьева «Февралек в подснежниковом лесу» Вступление очень хотелось сократить, чтобы быстрее добраться до прекрасной сказки, которую нам обещали. Я, кстати, очень сомневаюсь, интересны ли такие взрослые рассуждения для ребенка. Наконец, вот оно – долгожданное начало. Это был город как город. В нем жили сердитые взрослые и зачерствелые мерзавцы. По вечерам они собирались все вместе у экранов телевизоров – каждый у своего – и смотрели новости и кино. Такое ярко выраженное негативное начало не способствует любопытству ребенка. Да и мне как-то резко расхотелось продолжать чтение. Тем не менее продолжив, обнаружила еще одну спрятанную историю Жаль, но на мой взгляд, прием - сказка в сказке – не удался. Ни рассказ о Скрипаче, ни сказка гнома Пафнутия не превратились в логически законченные занимательные истории. В целом же впечатление, которого добивалась автор, достигнуто-грустно. Грустно, что о сказке приходится говорить - не случилось. • Людмила Шмидт «Радость-радуга» Сюжет, события и стиль сказки постоянно перекликаются с народными сказками. Не могу однозначно сказать плюс это или минус. С одной стороны, возникает ощущение погружения в хорошо знакомый родной мир русской сказки, с его неизменным героем Иванушкой-дурачком. С другой стороны, сюжет слишком предсказуем. Тем не менее, сказка чиста до наивности, что очень редко сейчас встречается. Язык прост, понятен, олитературен. • Александр Граков (Лекса) «Настёна» Автор несколько неопределенно указал, для какого возраста написана сказка - сказка для детей школьного возраста. Школьный, мягко говоря, расплывчатое понятие. Но простим автору его маленькую хитрость, тем более что и сказка с лукавым прищуром. Интересная, я бы назвала её современным фольклором. К сожалению, не знаю, как называется использованный автором прием с рифмовкой в прозаическом произведении, но мне он показался очень к месту. Язык является и достоинством, и недостатком сказки. Он придает сказке колорит, вызывает интерес, в то же время труден для чтения младшим школьникам. Впрочем, сказка заинтересует и подростков, но уже не столько сюжетом, сколько юмором и стилем. На мой взгляд, мастерски написано. Вроде бы ничего особенного не происходит, но, сколько всего уместилось в рассказе: и события, и настроение, семья в целом и каждый по отдельности. А главное, сколько любви и бережного отношения, которого так не хватает детям, и не только талантливым. Читается легко, диалоги естественны. Мне кажется, точное попадание во всем. Миниатюра представляет собой скорее сценарий детского спектакля для постановки в дошкольных учреждениях. На эту мысль наводит подача материала; небольшие прозаические фрагменты перемежающиеся стихотворной прямой речью персонажей. Сюжет не нов, но трактовка оригинальна – гусеница становится бабочкой после хорошего поступка. К сожалению, эта мысль передана недостаточно ясно. В чем хороший поступок бабочки? В том, что она раскаивается в своем поведении? Думаю, для малышей нужно писать достаточно коротко, понятно и просто. Последнее, безусловно, самое трудное. Над стихами тоже следовало бы поработать, сделать их легко запоминающимися. При соответствующей доработке, получится неплохой методический материал для работников детских садов. • Евгения Шапиро «Сотвори своё чудо» Сказка добрая и нравоучительная. Хорошо бы еще раз продумать фабулу и выстроить более четкую сюжетную линию. На мой взгляд, следует поработать и над лексикой. Простое ясное предложение, адресованное ребенку, частенько заканчивается каким-нибудь взрослым пассажем, что выглядит чужеродно. Автору можно порекомендовать обратить внимание и на пунктуацию: в частности, на правильную разбивку предложений, не допускающую искажения смысла. Сначала лягушка почувствовала сожаление, что нет больше этого малыша в шапочке с хвостиком, для которого она сплела коробочку. Но поняв, что теперь из него вырос маленький дубок, Соня очень обрадовалась. Значит, недаром он свалился к её лапам. • Юрий Козлов (Юрий Юркий) «Оборотень» Колоритно написано. Не могу сказать однозначно стильно или мастерски стилизовано. Гоголь вспомнился сразу. Для поклонников Николая Васильевича этот рассказ – просто находка. • Евгений Ткаченко «Крестик» Рассказ-воспоминание состоит из разрозненных фрагментов школьной и дворовой жизни пионерского прошлого героя. Воспоминания и впрямь, цепляясь одно за другое, слишком далеко затащили меня вперед и надо бы вернуться. Я так и не смогла увидеть внутренней связи между описанными событиями и фактом крещения, упомянутом в конце рассказа. Почему же рассказ назван «Крестик»? Что хотел автор нам этим сказать? К сожалению, ответов на возникшие вопросы я в рассказе не нашла. • Николай Селезнев «Ночь» Рассказ размещен, по словам автора, не в той номинации, но мне хотелось бы на нем остановиться. Во-первых, потому, что новеллу, а я бы именно так определила жанр написанного, можно рекомендовать старшеклассникам от 14 лет.. Она очень соответствует настроению, которое юные переживают наиболее остро. Во-вторых, это очень поэтичное произведение. Судя по теме и языку повествования, рассказ адресован детям 3-5 лет. Жанр определить трудно. На мой взгляд, рассказ или, в какой-то степени сказка, - описание дня «маленькой принцессы», её игра. К сожалению, сюжета как такового я в сказке не увидела. • Надежда Николаевна Сергеева «Про мальчика Тёму и «сейчас» «Я твоя сестричка, я твоя привычка», так в двух словах можно передать сюжет этой даже не сказки, а фантастической истории. Оригинальная трактовка широко известного в литературе сюжета о вредных привычках. Фабула хорошо проработана. Интересно, даже растущая привычка неординарна, напоминает мохнатый шарик. Немного не логичным показалось поведение мальчика в тот момент, когда он увидел синюю траву. Зачем ему было ложиться, да еще на траву непонятного цвета или он лег снова на кровать? Естественнее, как мне кажется, было просто наклониться и прикоснуться к траве. Написано добротным литературным языком. На мой взгляд, произведение можно адресовать детям помладше: от 6 до 9 лет. • Евгений Миронов «Грибник» Что сказать о рассказе, действие которого происходит в местах моего собственного детства? Когда только названия «Красавица», «Щучье» напоминают многое, происшедшее в этих местах, рождают ностальгию по прошлому. Невольно ждешь от рассказа аромата соснового бора и знаменитого елового черничника, рассказа о грибном царстве и легенд Чёртова озера. Вот это-то меня и подвело. Сюжет рассказа интересный, но развивается довольно банально и, как мне кажется, вяло, особенно начало. Рассказ скорее описательный. Детям, конечно, полезно и поучительно настроение нерастерявшегося заблудившегося мальчика. Но, на мой взгляд, он слишком спокоен. Хотелось бы большего напряжения, тревоги. Вот, казалось бы начало настоящей интриги, встреча с прозорливым стариком. Но, нет, автор только заманил и тут же свернул повествование, ограничившись простой предсказуемой концовкой. • Рамиль Шерланов «Настоящее добро» На мой взгляд, вводная часть неоправданно затянута, Она составляет почти половину сказки. Конечно, автор старался передать национальный колорит. Но, несмотря на обилие тюркинизмов, это не слишком удалось. Возможно, именно из-за желания сказать как можно больше. На мой взгляд, было бы эффективней сосредоточиться на нескольких моментах, акцентировать внимание на наиболее значимых, ярких, передающих национальные особенности фрагментах в описании жизни. Позволю себе немного отвлечься. Я помню впечатление от знаменитого трехтомника народных казахских сказок: все чужеродное, но манящее своей необычностью, удивляющее и непредсказуемостью действий, и такими созвучными размышлениями. Быт описывается в них не отдельно, а как-то между прочим, в процессе. Но эффект погружения таков, что окружающая жизнь становится родной, одновременно отмечаешь её особенности. Что же касается основной мысли, она так далека от начала истории, что, наконец, до нее добравшись, можно выдохнуть с облегчением. Сказка явно философская, поучительная. В этом случае обилие описаний скорее вредит, чем помогает передать и смысл, и национальный дух. Неплохо бы в сноске дать значение и слова дехканин, не каждому ребенку он известен. • Татьяна Коновалова Летние каникулы Малашека Автор описывает целый сказочный мир. Такое впечатление, что автор торопится рассказать всё и сразу. Теряется и уходит неизвестно куда нить повествования. Жаль. Мог бы получиться целый цикл пусть небольших, но интересных историй. Кто знает, возможно, со временем автору удалось бы создать и новый сказочный мир? • Александр Асмолов «Шоколадный остров» Сказка была размещена второй и по этой причине не оценивалась. Искренне жаль. Обращение к жанру сказки старших школьников очень редко. Потому и писать для них сказки рискованно. Автор сочинил романтическую сказку, что точно соответствует восприятию юного читателя. Попытка, на мой взгляд, удалась. Повествование размеренно. Сюжет предсказуем, но сюжетные ходы неожиданны, хорошо продуманы. Атмосфера, описания отсылают нас больше к легендам, чем к сказкам. Стиль выдержан. Очень бы хотелось пожелать автору в следующий раз быть более внимательным, размещая свои работы в конкурсах. Надеюсь, мои заметки были интересны для вас, авторы. И мы не зря потратили на них наше время. |