Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Историческая прозаАвтор: Наталья Алексеевна Исаева
Объем: 9445 [ символов ]
Как песни К. И. Шульженко возвращали к жизни
Голубка в госпитале
 
Эх, Ванюша, нам ли быть в печали?
 
Автор - Наталья Алексеевна Исаева
 
 
Окно в кабинете хирурга распахнуто настежь. Пожилой доктор, склонившись над столом, что-то пишет.
 
Кабинет наполнен птичьим гомоном и весенними ароматами. Ничего этого не замечает раненый солдат. Он пытается свыкнуться с мыслью, что в свои неполных двадцать лет ему придётся остаться без ноги. Выхода другого нет. Ещё немного - и будет поздно. И тогда он погибнет совсем. Но как же ему жить потом-то, безногому?
 
— Иван Васильевич... Ваня... Сынок... Ты поплачь что ли. Помогает. И помолись. Я — старый уже. Долгую жизнь прожил. Многое повидал. И без ног живут люди. Смотри-ка, — при этих словах хирург поднимает свою штанину и показывает солдату то, что у него считалось ногой — протез.
Увиденное не производит никакого впечатления на парня. Врач не удивляется этому, продолжает:
 
— Скажешь, мол, одно дело старику без ноги, и совсем другое — молодому парню. Только вот я тебе обещаю, что возвратившись домой, ты станешь завидным парнем для любой девушки, для самой распрекрасной. Вот помяни моё слово. Ты этому не веришь, а я-то знаю, о чём говорю. Война положила столько мужиков. Их невест и жён ждёт горькая судьба — вековать без семьи и детей. И любой нормальный, хоть и без ноги иль руки, а найдёт себе счастье. Всё у тебя будет хорошо, сынок, ты поверь мне.
 
Иван молчит. Не сжимает кулаки. Не плачет. Не глотает слёзы, силясь не разреветься. Нет. Иван сидит словно окаменевший от горя.
 
Через несколько часов Ивана кладут на операционный стол. Вместо ноги теперь у парнишки культя, зато его жизнь вне опасности.
 
Рана заживает плохо. Иван не видит смысла жить. Все пишут письма домой, один Иван не пишет. Не хочет сообщать никому о том, что с ним случилось.
 
В один из весенних дней раненые собираются на концерт. Приехала сама Шульженко! Все радуются, и только Иван лежит, отвернувшись к стене. Вот сейчас все уйдут, и он закончит свою жизнь. Он уже придумал, как.
 
— Кабанов! Не отлынивать! Все на концерт, и ты давай на концерт! — хирург наклонился над ним, — Сейчас тут тараканов морить будем. За концерт управимся.
 
Какие тараканы? Откуда тут взяться тараканам? Нет у них никаких тараканов, — удивился бы в другое время Иван, а сейчас он верит и подчиняется требованию врача.
 
Артистка, худенькая, в красивом платье что-то поёт. До Ивана не доходит смысл песен. Поначалу он отрешённо смотрит на происходящее, но внезапно вспоминает, что платье такого цвета было на сестрёнке Машеньке, когда она провожала его на фронт. Точно. И волосы у артистки уложены, как у Машеньки. Точно! Весь облик Клавдии Шульженко напоминает ему его старшую сестрицу Марию, которая всегда одевалась со вкусом. В душе теплеет от воспоминаний о Марусе. И уже просто хочется любоваться артисткой. И молодой солдат начинает любоваться ею, ещё не вникая в смысл песен. Ему вспоминается родной дом, сёстры, мама их письма. Последнее письмо Марии о том, что она встретила человека, полюбила его и собирается выйти за него замуж.
 
И тут до Ивана доходит главный для него смысл письма. Ведь Маруся пишет, что человек тот, за которого она хочет замуж, ещё в сорок втором возвратился с фронта без ноги. Машенька такая красавица: черты лица аккуратненькие, волосики белокурые, глазки голубенькие, фигурка точёная. И вот же! Даже она смогла полюбить инвалида и собралась за него замуж! А чем я-то хуже этого человека? И меня полюбят. И за меня выйдут замуж!
 
Иван словно просыпается, начинает вслушиваться в слова песен. И ему даже начинает казаться, что артистка поёт для него. И правда! Она подходит к нему, именно к нему! Вот уже она совсем рядышком. Кладёт свою хрупкую ручонку на его плечо и озорно заглянув в его глаза, задорно выпаливает:
 
­— Эх, Ванюша, нам ли быть в печали?
Не прячь гармонь, играй на все лады...
Поднажми, чтобы горы заплясали,
Чтоб зашумели зелёные сады...*
 
Это только потом спустя время Иван узнает, что в песне другое имя, не Ванюша, а Андрюша, и скорее всего артистка пела именно так. Зато вот сейчас молодому солдату слышится нужное: «Эх, Ванюша!», и у него появляется чувство, что это никакая ни Клавдия Шульженко, а его сестрица Машенька стоит рядом, такая близкая, такая реальная, такая родная. И сам того не замечая, Иван начинает плакать. Тихо. Беззвучно. Просто слёзы катятся по лицу, по бороде. А рот расплывается в счастливой улыбке.
 
А Клавдия Ивановна уже другую песню поёт:
 
Заря золотила ясных небес края,
И ты мне в слезах шепнула, любовь моя:
"Где б ты ни плавал, всюду к тебе, мой милый,
Я прилечу голубкой сизокрылой!
 
Иван начинает подпевать артистке. Он знает эту песню. Её всегда напевала младшенькая сестрёнка Нюрочка, сладкоголосый ангелок. Как-то она там? Мать писала, что хату каратели сожгли, что живут они за лесом в дачном посёлке. «Вот возвращусь, нужно будет новый дом ставить, — приходит Ивану зрелая, по-хозяйски основательная мысль. — Нога? Ну и что что она стала короче вдвое. Научусь ходить на протезе. Ходит же доктор. И будто бы даже ничуть и не хромает. А руки у меня крепкие, всё умеют. А чего не умеют, научатся». На сердце Ивана всё радостнее, всё уютнее. Слёзы уже давно высохли. Хорошо, спокойно на душе.
 
О, голубка моя! Будь со мною, молю,
Там, в этом синем и пенном просторе,
В дальнем чужом краю... О, голубка моя!
 
Мозг выхватывает из песни слово «молю», и Ване вспоминается, как матушка ночами молится за всех. Молитва матушкина сильна. Вот братка Вася был ранен, гангреной стращали, а он не дал руку ампутировать, по совету стариков соль втирал в рану, и спас руку. Вася-то и сам молился всегда. «Это я — неслухом рос. Сколько раз мать говорила, чтобы хоть иной раз молился. Может и ногу бы смогли спасти. Может и не ранило бы меня. Эх... Ну что теперь тужить о том, чего не исправить. Вот теперь и начну молиться, чтобы скорей нога зажила. Домой мне пора. Дом строить. Нечего здесь залёживаться на казённых харчах! И братке напишу, чтоб про молитву помнил», — так думает Иван и светлеет лицом. И уже совсем не тот он, каким приковылял сюда, на концерт. Он снова — задорный красавчик с вьющимся чубчиком.
 
И вот концерт завершается, Иван ощущает в себе такой прилив сил, что понимает: он всё преодолеет. Народ выходит на улицу проводить артистов. Иван ковыляет со всеми на улицу и с удивлением замечает, что весна давно началась. Его радует аромат вербы и вид её раскрывшихся почек, похожих на маленьких пушистых цыплят. «Сегодня вербное воскресенье, — внезапно вспоминает Иван, — Мать писала, а я забыл! — Иван осторожно отламывает веточку вербы и совсем по-детски блаженно улыбается, припоминая, как в детстве помогал маме ломать веточки вербы. Потом мать шла в храм, там поп кропил веточки святой водой. А дома мама всех ласково этими веточками по спинкам, ручкам, ножкам похлопывала, болезни изгоняя. — Хорошо-то как! Вербное воскресение! Церковь уцелела, мама в храме сегодня была, молилась за нас, — мечтательно думает Иван, и словно кипятком его обжигает мысль, — Молитва! Матушкина молитва! Вот и достигла матушкина молитва своей цели! А я ведь жизнь завершить собирался! И всё для этого приготовил! И ведь не стало бы меня уже сегодня. Мама вымолила мне жизнь? Или Шульженко спасла? Обе!» — решает Иван и зарывается носом в пушинки вербы.
 
Уезжая из госпиталая, Иван заходит к хирургу поблагодарить за всё доброе. А тот вдруг признаётся ему, что никаких тараканов в день концерта они не морили, и что он, старик, догадался о замыслах Вани, и придумал про тараканов. А ещё он осмелился попросить артистку Клавдию Шульженко поддержать молодого солдатика Ваню Кабанова. И даже показал ей его, сказав: "Вон того, бледного курчавого мальчика". И артистка запомнила. И в песне она имя Андрюша на Ванюшу поменяла.
 
ЭПИЛОГ
 
Как намечталось в вербное воскресенье, так всё и случилось. Возвратившись домой, Иван приступил к работе, возглавил восстановление разрушенного захватчиками предприятия, заново отстроил дом. Женился на очень красивой молодой девушке, она родила ему троих сыновей и дочку. Всех детей их вырастили, воспитали.
 
Всю свою жизнь Иван помнил о том эффекте, который произвело на него выступление Шульженко. И встречаясь на семейных праздниках с сестрой Марусей, он всегда вспоминал Клавдию Шульженко и наполнялся благодарностью к артистке. Песню «Эх, Андрюша» он выучил наизусть и всегда подбадривал себя её словами особенно в те вечера, когда натруженная за день культя болела особенно сильно. Твердил слова песни, но вместо Андрюши всегда вставлял своё имя. Вспоминал задорное Шульженковское «Эх, Ванюша!» и казалось, что боль утихает, и все трудности преодолимы.
 
Прожил Иван долгую, счастливую жизнь, успел увидеть всех своих внуков и даже правнуков.
 
История подлинная, о моём дядя. Имена подлинные. Нюрочка - моя мама.
 
____________________________
 
* Песня «Эх, Андрюша» в исполнении К.И.Шульженко: http://video.mail.ru/mail/gladnessnatalie/2 386/2653.html
 
** Впервые о Иване Кабанове упомянуто в Очерке, посвящённом великой силе таланта К.И. Шульженко: http://www.proza.ru/2013/03/06/1155
____________________________
 
*** Песня «Голубка» в исполнении К.И.Шульженко
 
Тексты песен с иллюстрацией: http://www.proza.ru/2013/04/07/2059
Здесь анимация голуби:
Дата публикации: 09.04.2013 01:42
Предыдущее: Шаловливо ерошит мне волосыСледующее: Поздняя любовь

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта