Непричастный свидетель эпохи. Век ХХ только начался – его уже назвали просвещенным. Происходит в Российской Империи часть таинственно, многое другое вызывает непонимание, недоверие, кажется невероятным. Даже это… Убили Христианского мальчика – настоящего убийцу не нашли. Могли узнать механизм страшного убийства, но… пока убийцу, даже убийц не арестовали. Произошедшее привесили на совсем случайно оказавшегося рядом, под рукой, Менделя Бейлиса, приказчика местного кирпичного завода. Обвинили его в «ритуальном убийстве», с целью исполнения предписания Иудаизма. Самое невероятное: судебная власть – без опаски и зазрения совести – бросила дерзкий вызов. Не посчиталось с просвещенным обществом. История удостоверяет. Первые Христиане, римские рабы и свободные граждане, образовывали свободные группы, секты. Обряды совершали тайно – в катакомбах, других уединенных местах. Власти запрещали такие сборища, преследовали носителей новой веры, неведомых обрядов. Возникли подозрения, потом обвинение: Христиане убивают детей! Для своих неведомых обрядов им нужна кровь! Через этот кровавый обряд они доказывают верность своему новому земно-небесному богу. Особого свойства религию придумали! В период крестовых походов обвинения перебросили в другом направлении: уже Евреев обвиняют в употреблении Христианской крови. Вильяма из Норвича в 1144 первым обвинили в столь жестоком преступлении – он стал жертвой навета. В последующие века этот навет разлился чумой по разным странам. Каждый случай обвинения начинался с угроз. Происходят грабежи имущества, убийства Евреев. Относительно недавно происходили подобные обвинения Евреев - в Саратове в 1857, Дамаске (Сирии) в 1860, , Тисса-Эзлар (в Венгрии) в 1882. Большинство из происходивших «ритуальных дел» - ограничивались они участием местных властей. В деле Бейлиса ответственность взяла на себя законодательная власть: изначально депутаты подали запрос, дебаты происходили в Государственной Думе. В последующем его движущим звеном стало министерство юстиции, звено Царского правительства. Это вызвало дополнительные опасения. В Российской Империи к моменту суда – существует неограниченная Монархия. Формально существует избранная народом Государственная Дума. В ней заседает реакционное большинство: состоит из националистов, монархистов. Центристский спектр политики – высказывает декларации, не имеет должное влияние на власть правительства и местных администраторов. Официально государственный антисемитизм в политике, практической деятельности - остается неизменным в Российской Империи. Все последние сто лет Россия не скрывала реакционную внешнюю свою политику. Внутри Империи утвердился безбрежный деспотизм, тьма произвола, невежество, низкая культура народных масс. При всем этом в стране творили Пушкин, Тургенев, Лобачевский, Достоевский, еще самый выдающийся мыслитель, моралист Толстой. Российская печать, судебная система казались достаточно либеральными, авторитетными. Простой народ одновременно оставался малограмотным, суеверным. Евреи часто становились объектами грабежа, погромов. Понимают: на погромы способны хулиганы из бандитских «черных сотен». Оказывают им помощь, сочувствуют темные крестьяне, фанатичные Православные. Не приобрели или потеряли страдание, не проявляют вовсе человеческих чувств. Обстановка сложилась в России: почти весь народ жаждал перемен. Но верхотурные перемены в стране невозможны: возрастало нетерпение – все стремились скорее стать свидетелями неукротимого народного бунта. В политическом обиходе нового времени появился новый понятный термин: революция. Это новый вариант организованного, управляемого бунта. По новейшему политическому пониманию: России предстоит вскоре, даже непременно «Кровавая Революция". Оба понятия сольются воедино. Россия могла избежать кровоспускательной революции – следовало ей только последовать советам писателя-философа социального плана Льва Николаевича Толстого. Толстовство проникло в общество – пропитало его почти насквозь. Стало верой, идеалом, даже источником духовного возрождения, залогом неминуемо предстоящих социальных реформ. Идеи великого старца стали сущностью России, ее светлой надеждой. Моральный облик непогрешимого Толстого – к нему не могли подступиться враги. Даже правительство остерегается вступать в спор, конфронтацию с Толстым. Дело Бейлиса станет отличной темой крупного детективного романа. В расследовании заняты многие сыщики-профессионалы. Есть и любители. Увлекательное дело! По канве события самого расследования. Не менее интересен закулисный план направлений, действий, версий, настроений, значительного количества как-то причастных к делу людей. Дело Бейлиса быстро забудут – по причине его неправдоподобности, позорной дикости. Обвинили невинного человека в ритуальном убийстве. Это раз. Дополнительно всех Евреев – в заговоре против Христианского мира, да и против морали-цивилизации. Дело Бейлиса – это инсценировка юстиции. Мало этого: неряшливо, в спешке подготовили политический процесс. С полным серьезным видом выдают за акт мудрости справедливой государственной власти. Историки избегают этой неблагодарной, немыслимо позорной главы Российской истории. Выпячивает ужасом кровавая фантасмагория. Рядом присутствует в полном объеме жестокий гротеск. В деле Бейлиса собрались все низости Российской обыденности. Мало этого: добавили помойные потоки политики. Умирающий деспотизм Самодержавия корчится в судорогах. Неужели еще предвещает Будущее? Убийства, репрессии, деспотическое управление нового типа? В России многое возможно – представить себе мысленно подобного пока нельзя. Полуправный народ часто голодает. Собственного надела. нет у крестьян. Мало свободы, нет справедливости. Самоуправствуют чиновники, Гуляют жандармы, казаки – не позволяют по собственному выбору устраиваться, спокойно жить. |