Учительница Единственное, что видела молодая учительница София Никифоровна на своем первом уроке, так это глаза. Черные, серые, голубые - они смотрели в упор. Одни с любопытством - «что за человек при-был?». Другие с высокомерием - «видали мы тут всяких». В десятом классе ученики уже взрослые. Во всяком случае, так они считают сами. Поэтому на новую учительницу смотрят не как малыши, с легким чувством страха перед неизвестным, а по-своему, как равные. Особенно привлекла внимание пара черных глаз, таких черных, что зрачков не видно. В них чита-лось выражение симпатии и доброжелательности. Потом оказалось, что так смотрел Миша Чен, кореец (их в классе было чуть ли не половина). А когда юноша заговорил, то в голосе звучали теплые и искренние нотки. Может, поэтому учительница обратила внимание на молодого человека, а затем думала о нем дома перед сном, вспоминала его взгляд и слышала звучание голоса. Миша не был лидером в группе. Но, может, по доброте своей именно он непроизвольно помог молодому педагогу. Внимательно слушал новую учительни¬цу, проявляя живой интерес к физике, которую она преподавала, Чен увлек за собой класс, повлиял на создание благоприятной атмосферы. Урок прошел глад¬ко. Смешными стали страхи, которые испытывала учительница в самом начале. На следующий день утром девушка дольше обычного задержалась перед зеркалом. Соня знала, что она не красавица. Узкий лоб, густые широкие брови и слишком маленький подбородок делали лицо непривлекательным. Ростом так¬же не вышла. Представители мужского пола на нее не обращали внима-ния, а девушки высокомерно не замечали. Поэтому ни друзей, ни подруг не было. Со¬фия не очень заботи-лась об этом. Жила сама по себе. Не придавала значения внешнему облику. Одевалась кое-как. Никакого макияжа не признавала. Но се¬годня подрумянила щеки, подкрасила губы, более тщательно причесалась. «Это так, для себя», - думала учительница, но, войдя в класс, первым делом отыскала черные, как уголь, глаза. И не разочаровалась. На сей раз в них было приятное удивление, одобрение, поддержка. Миша вы-звался отвечать урок. Отлично справился с задачей. Потом внимательно слушал объяснение нового мате-риала. После урока подошел с ка¬ким-то вопросом. Молодая учительница «кожей» ощущала симпатию к себе. С коллегами София общалась мало. Она вообще трудно сходилась с людь¬ми, которые ее не пони-мали, а она от них ничего хорошего не ждала. Постоянно являясь объектом насмешек, девушка сторони-лась общества. Корила себя за то, что во Владивостоке допустила оплошность - поверила бывшим сокурс-никам. А история вышла следующая. В советское время строго соблюдалась дисциплина распределения. После окончания учебных заведений выпускников направляли туда, где требовались специалисты. Это могли быть самые отдаленные районы Советского Союза. Сынки (так называли детей «номенклатуры»), конечно, оста¬вались дома или попадали в столичные города. А простой народ ехал порой на край света, причем зачастую охотно, движимый романтикой и стремлением познать жизнь. Группа выпускников Московского педагогического института, в том числе Соня, получили на-правление на Сахалин. До Владивостока ехали поездом в плацкартном вагоне. Не было денег на купе, а тем более на самолет. Но стипендия за два месяца плюс подъемные для студентов были большими день-гами. Ожидая теплоход на Корсаков, решили отметить окончание учебы. Всей группой пошли в ресторан «Золотой рог», заказали экзотическое блюдо из трепанга, немного вина. Хорошо посидели. Но София радости не испытала. Ее не приглашали танцевать, за ней не ухаживали, ее просто не замечали. С тех пор девушка решила ни с кем не поддерживать никаких отношений, кроме сугубо деловых. И вдруг этот ученик. Он, конечно, очень молодой. Какое там будущее? Тем не менее, как хорошо осознавать, что ты представляешь интерес для кого-то. Соня решила включиться в предлагаемую игру. Стала выделять Михаила, обра¬щаться к нему с просьбами, давать поручения. Таким образом, они встре-чались не только на уроках, но и после занятий. Приходя в класс, непроизвольно искала глазами Чена. Не отводила глаз, если их взгляды встречались. Стала чаще улы¬баться. Не спешила после уроков домой. А Михаил открывал свои новые человеческие качества. Как-то класс пошел на экскурсию на мор-ское побережье. Все жили здесь и хорошо знали окрестности, но школьной программой предусматривают-ся экскурсии. Вот и пошли. Сразу за околицей поселка ученики забыли об учительнице. Носились, дура-чились, пере¬прыгивали через ручейки и овраги. И только Чен не отходил от Софии Никифоровны. Подал ей руку, когда карабкались на крутую горку. Подарил полевой цветок. А когда Соня, сбегая с обрыва, была не в силах остановиться, поймал в объятья. Оба сильно смутились, покраснели. В тот же день вечером Миша неожиданно постучал в дверь учительницы. Правда, накануне она го-ворила, чтобы он приходил, если возникнет необходи¬мость. Ученик сказал, что хотел бы попросить томик стихов Маяковского, о котором говорили в классе. Беседа была непродолжительной. Оба не знали, о чем говорить. Но на следующий день парень снова пришел. Отдавая книгу, он задер¬жал ее в своих руках. Получилось какое-то перетягивание. Соня хохотала. В борьбе нечаянно приблизилась к юноше. Он замер и закрыл глаза. Тогда девуш¬ка из озорства взяла да и поцеловала юношу. Оба оцепенели на мгновение. - Ну, хватит, это уже черти-что, - спохватилась учительница. - Я Вас люблю, - вымолвил ученик. Пауза затянулась. Случившееся напугало обоих. Разговор не продолжился. Встреча прервалась. Но с этого дня Чен стал регулярно посещать возлюбленную. Теперь беседы стали продолжитель-ными и все чаще игривыми. Нередко между ними завязыва¬лась возня наподобие борьбы из-за карандаша или книжки, пока однажды вдво¬ем не повалились на койку. Оба вдруг замолчали. Не произнося ни слова, Миха¬ил начал раздевать девушку. Она не сопротивлялась. Буквально на следующий день уже весь поселок знал о случившемся. Дирек¬тор школы Зоя Дмит-риевна вызвала преподавателя физики. - До меня дошли слухи, что Вы ведете себя аморально. София Никифоровна молчала. Ее поразило то, с какой быстротой расп¬ространяются слухи. - Мне следовало бы отдать Вас под суд, - продолжала директор. - Вы совратили несовершенно-летнего. «И в этом она права», - думала учительница. - Во всяком случае, здесь Вы оставаться не можете. Немедленно уезжайте. В тот же день молодой специалист уехала из поселка. С Ченом не виделась, не попыталась выяснить, правда ли то, что он сам рассказал о своей любовной победе, как намекала Зоя Дмитриевна. В РОНО, куда прибыла изгнанная, уже знали о «ЧП». Заведующая полушутя сказала: - Искупите свою вину в колонии для заключенных. Соня испугалась, но выяснилось, что ей предлагают преподавать в школе для заключенных не-далеко от города Паранайска. Поехала. Что оставалось де¬лать? Вскоре оказалось, что она беременна. Ученики-заключенные да и другие граждане к ней относи-лись неплохо. Может, непривлекательность списывали за счет беременности, а может, уважали женщину - будущую мать. София решила оставить ребенка, наверное, потому, что не надеялась когда-нибудь иметь насто¬ящего мужа. Работала, как обычно, и готовилась к родам. Людские страсти ее не волновали. Правда, задело душу, и она даже всплакнула, когда однажды дошел слух, что Михаил в открытую встречается с новенькой ученицей по имени Муза. Говорили, что она кореянка. Удивлялись тому, что новая пассия совсем некраси¬вая. А Соню именно это почему-то и успокаивало. Поразмыслив глубоко, она решила, что их союз с Мишей перспективы не имел. Пусть он будет счастлив с другой, а она будет счастлива, воспи-тывая своего собственного ребенка. Это даже хорошо, что у него не будет отца - не придется делить любовь. Дитя будет принадлежать только одной маме. Не такая уж плохая штука жизнь!.. |