В Древней Греции жил странный мудрец. Звали его отроду ДИОГЕНом, но при жизни его обозвали, как оказалось метко, Собакой. Эта кличка самому мыслителю из Синопа нравилась, т.к. он сознательно вёл образ жизни аскета: жил в заброшенной бочке, питался подаяниями, закалял невероятным образом свой организм, чтобы не носить лишних одежд, учил других тому, что человеческая жизнь должна быть простой, как собачья. Сам же он, подобно собаке, отличался лающей, язвительной, кусачей манерой речи, поступков, мыслей. Вот некоторые фрагменты его учения, жизни, изречений, облачённые в поэтическую форму Диоген замечал: - Когда я встречаю мудрецов иль врачей, кажется, - нет никого человека зрячей. Когда же вижу чванливых людей, убеждаюсь, - нет никого, его же глупей. * * * Рассуждал он однажды о важных предметах, никто не внимал ему, однако, при этом. Верещать по-птичьему он стал приниматься, на это толпа стала сбегаться. Пристыдил он её: - Народ наш таков – ему истин не надо, надавай пустяков. * * * «Что делать умеешь, на вид вроде, важный?», - спросили, пленённого, его на продаже. Диоген отвечал: – Заниматься с детьми, хозяином быть, править людьми! Управлять человеком, как надо, я знаю, купите меня, кому нужен Хозяин! * * * Обратились к Диогену: «Ты ответь нам, ты же – гений, почему подаяния подносят калекам, а не философам, знатокам человека?» Гений действительно ответил язвительно: - Людям дано истину знать: калекой, – возможно, но мудрым не стать. * * * Его упрекали, что он ищет обитель в нечистых местах. Он же ответил: - В навозных ямах Солнце гуляет, но ямы ж его не оскверняют… * * * Спросили его: «Почему у атлетов мало ума иль его вовсе нету?» Диоген же ответил остроязычно: - Да, мясо у них свиное и бычье. * * * Однажды ясным солнечным днём с зажжённым ходил Диоген фонарём. Народ вопрошал: «Что за потеха?» А он всё твердил: - Ищу Человека… * * * - Эй, бегите сюда, где же вы, люди?!? - вопил Диоген на площади люто. Разогнал он толпу, что успела собраться: - Я же людей звал, а вы все – мерзавцы! * * * Удавившихся женщин на ветвях оливы Диоген с удивлением как-то увидел. Он тут же воскликнул: - О, если б сады всегда приносили такие плоды! * * * Упрекали его, что ест он на площади, Диоген возражал: - Смотрите попроще вы: когда на площади я голодал, кто же из вас негодовал? * * * У всех на глазах он рукоблудствовал, невозмутимо при этом кощунствовал: - Жалко, умения подобного нет, - живот, потирая, вложить туда снедь. * * * Его попрекали, что пьёт он в харчевне, он же острил: - Ворчите, зачем вы? Никто же не лезет, не лает зловредно, когда я в цирюльне стригусь или бреюсь. * * * «Когда надо завтракать?» – кто-то спросил его, он же ответом себя не насиловал: - Если ты беден, то когда можешь, если богат – когда ты захочешь. * * * Диоген на песке загорал однажды. Подошёл Македонский поступью важной. Сказал Александр: «Проси, что желаешь…» Диоген огрызнулся: - Отойди, ты мне солнце собой заслоняешь. * * * Македонский спросил: «Ответь мне, однако, почему же тебя называют «Собакой»?» Диоген проворчал: - Всякий здесь знает: кто бросит кусок – тому я виляю, лаю на тех, кто его не бросает, а злых же людей я просто кусаю. * * * Диоген удивлялся явленью простому, что многие люди странно устроены: математик следит за солнцем, луной, но не видит того, что у него под ногой; о бедствиях Одиссея писатели ведают, но при этом молчат о собственных бедах; риторы правильной речи всех учат, поступкам учили бы правильным лучше; музыканты струны на лире правят, но не в ладах их личные нравы; скряги деньги всегда ругают, но любят их, всю жизнь собирают. * * * А вот завещание этого гения: - Оставьте меня без погребения, а бесполезные, старые кости псам - братьям моим - бросьте. Путь их грызут, получат пользу, Не надо ведь трупу ни славы, ни позы. |