(размышления у мавзолея Ленина) Хоронить умерших, предав их земле, это – мудрейший обычай. Должен покойник возвратиться к себе, в форме, какой безразлично. Будь это саван или же гроб – должен быть сравнен землёй. Будь это яма, траншея иль ров, нора на поляне лесной. «К себе» означает: природа назад к себе возвращает себя. Поставить замок иль тормоза такому закону нельзя. С этим граничит, вернее, связан другой обычай сакраментальный: могила не грядка, топтать её, «мразить» – сказано мягко – сверх аморально. Скромная насыпь, мавзолей иль курган – в традициях наций – святыня. «Memento mori» - хоть жизнь и дурман – «о смерти помни» (с латыни). Помни о смерти, покойников чти, с ними сверь ты время. Грядущее в Прошлом, ты только жди, твой уже брошен жребий. …Красная Площадь… Вождя мавзолей. В нём его мощи Хранят. Хранят, не хоронят. Для потех ротозеев? Их удивить, вроде, хотят. Данное здание не мавзолей, само название неверно, если, по сути, то это – музей, от этого смутно и скверно. В этом «музее» один экспонат – мёртвый Ленин лежит, мимо него проходит страна и время рекою бежит. Но мавзолей ещё и трибуна «царей» и «князей» двуличных: вещает «оракул», пророчит крикун, каждый оратор комичен. Правители топчут могилу-музей, Капланы хохочут злорадно. Скорбящих тут нет, рассудок рассеян от громких побед и парадов. …Мавзолей – пьедестал, Олимп властелинов, их время, места сменно, ибо всякая власть не властна над тленом, должна она пасть непременно. И тогда мавзолей – трамплин для падений: кто себя возомнил полубогом, кто могилу топтал, не зная сомнений, тот погибнет когда-то убого. Прогнивший насквозь общественный строй не видит опасность падения. «Вандалит» могилу болотный застой, погибли побеги спасения. …Так же погиб ты когда-то великий Древний Египет могучий: твой фараон лежит, как реликвия, - без похорон замучен. Не хоронил ты, забальзамировав, в склеп пирамиды его муровал, прятал там злато, но ловкий проныра все эти клады обворовал. Так же пропали когда-то джунгары: они не копали могилы, - стервятникам трупы людские в подарок, бросая грубо дарили. В истории много подобных примеров и мы у порога сознания: почтение к смерти – высшая вера, настало время признания. Признаем весомо: природа нам мстит за наши безумные страсти. «Хозяев» природа не может простить, тем паче, уродов от власти. Разумно и верно следовать кругу: спесивость умерив, покорно обычаи предков хранить, друг друга в земле хоронить. И…помнить. |