В последнее время бурная производственная деятельность человека, его чрезмерное воздействие на природу стали принимать угрожающие размеры. Эта угроза стала настолько серьёзной, что поставила вопрос о дальнейшем существовании природной среды, общества и самого человека. Это касается и нашего Прикаспийского региона, которому грозят нефтяные аварии, разрушение флоры и фауны моря, массовая болезнь населения, экологическое беженство от экологического бешенства… Вот почему мы все должны вести себя озабоченно, критически, даже скептически относясь к собственной жизни и деятельности. Именно этим духом пронизано предлагаемое Вашему вниманию стихотворение. Автор считает, что всем нам необходим здоровый пессимизм, а также пугающий скепсис. Иногда страх оказывает благотворное влияние на нас самих, оберегает от необдуманных поступков, легкомысленных решений и действий. Стихи эти названы мною «АГНОСТАНСЫ КАНТИАНЦА», где слово агностансы является неологизмом, образованным от двух слов: агностос (гр.), т.е. непознаваемый + стансы (франц.), - разновидность стихотворения. Авторский замысел состоит в том, что он преднамеренно встаёт на позиции последователя немецкого философа И. Канта, основателя, так называемого, ангностицизма, теории отрицания познаваемости мира, а точнее, - сущности вещей. Итак… Вслед за Сократом твержу я стократ одну из его знаменитых цитат: «Знаю одно: ничего я не знаю», хоть знаю я больше, чем тот же Сократ. Кто с изречением этим знаком, поймёт неизбежно: это – закон. А тот, кто своим многознаньем кичится – слепец-пустомеля, глупец-пустозвон. Хоть знание не есть ума отрицанье, ум формируется не многознаньем: «Чем больше мы знаем, тем меньше умнеем», - твердил Гераклит, мастер познания. На любую проблему или вопрос, ответ не вобьёшь точно, как гвоздь. Ответ только мост к новым вопросам – так нас познание водит за нос. Если ответы вопросы лишь множат, - важнее, чем «ЕСТЬ», выраженье «БЫТЬ МОЖЕТ». Чтоб пропустить через сомнения, все наши мнения надо стреножить. Ведь всякое мнение или суждение (словом одним, - определение), как заметил когда-то Спиноза, есть безусловное ограничение. Поэтому «ЕСТЬ», вроде помЕСТья, считает себя единственным мЕСТом, хранилищем ИСТины в высшей инстанции, хотя она вовсе ему неизвЕСТна. «ЕСТЬ» – это жЕСТы и догмы вельможные. «ЕСТЬ» скрыта в дЕЙСТвиях неосторожных. «ЕСТЬ», претендуя на высшую ИСТину, собою несёт её невозможность. Всё, что в процессе познания извЕСТно, есть только кажимость, только завеса. Сущность вещей же нам недоступна. Одно нам дано: ничего ни бельмеса. Познать всё, однако, - сильная тяга, сильнее совета она, назидания и саги, тех, что твердили совсем не напрасно: «Знание – сила, но сила не благо». Ведь часто идея, что знание – сила, вела себя нагло, сверх агрессивно, она, не считаясь с законами мира, насильно, безумно природу месила. В здравом уме иль неосознанно, что нами познано или ж не познано, мы формируем на собственный лад, узрев нелады, содрогаемся поздно. Человеку всегда не хватало чего-то, на всё окруженье он устроил охоту. Мир органический, неорганический он поволок за собою в болото. Вместо лесов – травы газонов, вместо цветов – дыры в озоне. Кругом полигоны для испытаний, словом, земля вся – опасная зона. «Царь» природы, а не царь зверей, в истерике исстари кличет: «Убей!» Нет ведь страшней и безумней убийцы, чем общество «милых», «умных» людей. Убить не просто ради желудка, - ради веселья, отдыха, шутки. Убийство – игра, наслажденье, забава, редко кому от этого жутко. Олень это – панты, рыба – икра. Корысть, нажива уже не игра. Уходит охотник шагом походным, желая ни пуха себе, ни пера. Охота идёт на кожу, на рог. Смерть крокодилам! Убит носорог. Двуногий убийца «зверее» зверей. Кто его создал, дьявол иль Бог? Убивает не только растения, зверей, убивает себе же подобных людей, не только других, - убивает себя, «человолк», этот злобный убийца-злодей. В природе, в себе достаточно рыться, с ней и с собой нам не ужиться. С этим обязан смириться давно натуро-взаимо-само-убийца. Не усмотрев грядущие беды, всеразрушение считая победой, предысторией общества или началом обозначили мы окончание света. «ЕСТЬ» – это «Эврика!» злого гения, он вырвал у Геи её тяготение. Не разума светоч дарует нам путь – нас заблудил лабиринт оглупления. Ни огонь Прометея, ни нить Ариадны не выведут из тупика нас обратно. Ни победа, ни истина, а заблуждение – удел обезумевших и кровожадных. Лжи, заблуждений, ошибок не счесть, тех, что творила уверенность «ЕСТЬ». Но мнимый хозяин, надменный «творец», всё, разрушая, заслуживал месть. Месть, как лавина, как горный сель, познания ковчег сел уж на мель. «НЕТ!» – это лучший из лучших ответ. «ЕСТЬ» – уже выстрел в мнимую цель. Коль в рамках прогресса разуму тесно, - пошёл по пути он распада, регресса. Всё, что творится в последнее время – человека исход, «лебединая песня». Сохнет, хилеет познания древо. Разгневалась Гея, разгневалось Небо. Рушится всё, что создано было, не выдержав кары, природного гнева. Планете нашей больше не «цвесть». Не будет того, кто выкрикнет «ЕСТЬ!» Всё, что вокруг, покроется мраком – это природы последняя месть. …Но может, останется всё же росток, человечества, разума новый исток, тот, что направит на истинный путь, докажет неверность написанных строк? |