Валерий Спиридонов Случай в самолёте (Моя встреча и знакомство с Вией Артмане) Как-то я летел в Ригу из Москвы (это было в стародавние советские времена). Прошел регистрацию, зашел в самолет и занял своё место у прохода. Раскрыл книгу Конрада Лоренца «Человек находит Друга». Краем глаза заметил, как мимо меня прошла молодая женщина: она искала своё место и ходила туда-сюда по проходу. Вдруг, меня оглушил удар по затылку, и на меня привалилась эта женщина: кто-то в проходе выставил ногу, и она споткнулась, начала падать и зацепила меня локтем по голове!.. Я вскочил и помог женщине встать, поднял ее сумочку. Она была страшно смущена и извинялась передо мной, говоря по-русски с сильным латышским акцентом. Это была… Вия Артмане! Я её, как мог, успокаивал и говорил, что мне совсем не больно. Её место было рядом со мной – просто провидение Божье! Вия стала расспрашивать меня: кто я и откуда? – как-то так, по-простому, и я забыл, что передо мной великая актриса, Королева театра и кино СССР (и не только СССР). Внешне она была неотразима: элегантна, воздушна; по-западному, модно одета. Но она предстала передо мной простой крестьянкой – чистой, разумной, красивой, необычайно трудолюбивой, доброй и отзывчивой. Именно такой я её почувствовал. Её красота была не только внешней – она излучалась изнутри, из потаённых глубин её души и сердца… Буквально перед этой нежданной встречей я смотрел фильм, где в одной из главных ролей была занята Вия Артмане. Если бы я не знал её, то мог бы подумать, что она простая женщина-селянка. Об этом красноречиво говорили её натруженные сильные и загорелые руки. Узнав, что я специалист-кинолог, начальник областного клуба служебного собаководства, Вия незаметно перешла на тему собак и собаководства. Она обратила внимание на книгу в моих руках, и стала рассказывать о Конраде Лоренце и о собаках, весьма удивив меня своими познаниями в этой области. Я почувствовал, что она не тот человек, который привык говорить только о себе и себя – родимую – слушать. У нее необычайное чувство такта и природная любознательность! Рассказав что-то, она быстро переходила к вопросам, и, внимательно слушала меня. Сочувствовала и радовалась, как ребенок! Задавала новые вопросы, и слушала, слушала, глядя в глаза… А какие у неё необыкновенные лучистые глаза! Словно небеса смотрели в тебя, согревая твою душу, улыбаясь, и, где-то подтрунивая над тобой, пробуждая в твоем сердце высокое чувство любви. Я понимал, что эта женщина мне годится в матери, но не влюбиться в неё, как в женщину, было выше сил мужчины… Полёт от аэропорта Шереметьево до Риги занимал чуть больше часа. Время полета (летать мне приходилось часто) пролетело мгновенно. Увлечённые беседой, как дети, мы не заметили, что подлетаем к Риге. Я почти ничего не узнал о ней самой. Стал спрашивать о её работе в театре и кино. Вия, собираясь ответить, почему-то нахмурилась. Словно читая её мысли, я понял, что труд актрисы не лёгок, слишком много терний на пути к звёздам. Её глаза говорили мне: «Ну, вот, дорогой, ты прекрасно всё понимаешь!». Договорить нам не дали. Мы не обратили внимания на то, что пассажиры, заполнившие самолет, долго и внимательно за нами наблюдали, словно ожидая паузы в нашем необыкновенном общении. Пауза наступила. Народ словно сорвался: все подходили к великой актрисе с авторучкой, бумагой или записными книжками и вежливо просили у неё автограф. Затем по радио прозвучала просьба бортпроводницы: «Не вставать! Пристегнуть ремни!». Пассажиры передавали книжки и листки Вие, чтобы она их подписала. Приземлились. Самолет остановился. Затихли турбины. Люди подходили к Вие Артмане просили дать автограф, задавали вопросы, уводя её к выходу из самолета. Вдруг, Вия, будто опомнилась, развернулась, и пошла к своему месту, обходя людей, идущих навстречу. Я не вставал, ожидая, когда выйдет народ. Не дойдя метра два, Вия крикнула: «Валерий! Давайте я напишу Вам!». Я встал. Как-то предательски подрагивали коленки, и сосало под ложечкой: за какой-то час прикипел к человеку, проникся к нему любовью… Достал из потайного кармана пиджака авторучку и записную книжку, передал Вие. Она, заметно волнуясь, сама раскрыла её, и под удивлёнными взглядами пассажиров, стала подписывать Валерию. Вия Артмане Москва – Рига. 85.06.04. почерком убористо-размашистым, харАктерным. Но даже буквы и цифры хозяйки взволнованно прыгали… Я поблагодарил её, сказав и по-латышски: «Палдиес, Вия! Уз редзеешанос...» (Спасибо, Вия! До свидания...). Мы смотрели друг другу в глаза и улыбались. Пауза затягивалась. Как-то по-матерински смотрела на меня Вия – так, словно провожая сына на фронт. Мы обняли друг друга и троекратно поцеловались. Затем она развернулась и пошагала к выходу. А я, ошеломлённый, сел в кресло и сидел в нем, пока ко мне не подошла стюардесса и не спросила: «Вам плохо?». Я встал и ответил: «Спасибо. Мне хорошо». Сошел по трапу самолета и пошел к аэропорту. Сердце радовалось солнцу, весне, аэропорту «Рига», который всегда вызывал у меня щемящее чувство радости. Повеяло прохладным морским ветром. Об одном я жалел: почему не спросил у Вии адреса, ведь мы могли бы переписываться. Но я так растерялся, как мог растеряться подданный перед своей Королевой… 18.03.2009 На фото (из архива кинотеки) Великая актриса Вия Артмане. Такой она мне запомнилась... Редко встретишь человека, который написал и посвятил столько песен своей маме Вие Артмане. Это Каспар Димитерс. Я не могу назвать его бардом. Он --- Поэт, музыкант, певец и композитор. Удивительный человек. И я очень рад тому, что мы недавно познакомились и стали друзьями... У меня написан рассказ о моей встрече и знакомстве с удивительным человеком, женщиной, актрисой (именно актрисой) --- Вией Артмане... А здесь вы можете послушать песни моего друга Каспара Димитерса о своей маме Вие Артмане: Чтобы послушать песни здесь нужно под словами РОДНАЯ КРОВЬ кликнуть atska;ot |