Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Ирония. Проза Автор: Владимир Голубчиков
Объем: 10109 [ символов ]
ЛЕТИТ, ЖУЖЖИТ И В ДУШУ ЗАПАДАЕТ /из цикла „История одного стихотворения»/
Если вам посчастливилось в жизни зарифмовать пару строк или сложить целое стихотворение, или даже несколько, то вы, скорее всего, не только знаете их наизусть, но и непременно помните обстоятельства, при которых они возникли. Ну, а если вами написано сотни, тысячи стихотворений, текстов, многие десятки тысяч строф и сотни тысяч строк, то вряд ли найдётся автор, который мог бы проследить связь между стихотворением и какими-либо жизненными обстоятельствами способствовавшими рождению строк каждого произведения.
 
Да уж какой тут упомнить наизусть, хорошо, хоть, что тобой написанное сразу же всплывает при чтении или когда снизойдёт, и начинаешь записывать. А потом – стоп! Это же уже было?! Примерно так, как случилось с Остапом Бендером в «Золотом телёнке» И. Ильфа и Е. Петрова:
«Слушайте, что я накропал вчера ночью при колеблющемся свете электрической лампы: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Правда, хорошо? Талантливо? И только на рассвете, когда дописаны были последние строки, я вспомнил, что этот стих уже написал А. Пушкин. Такой удар со стороны классика! А?»
Да, проникновенные строки поэта дремали глубоко в памяти Остапа, и в период любовной горячки душа выплеснула их наружу.
 
Признаюсь, что мне повезло: два или три своих стихотворения могу без запинки и с выражением воспроизвести по памяти, а время от времени вспоминается и при каких обстоятельствах родилось то или иное стихотворение. А случается и так, что у стихотворения начинается своя собственная отдельная от меня жизнь, тогда, если мне о ней становится известно, так и тянет рассказать об этом в очередной «Истории одного стихотворения».
 
Однажды, могу даже совершенно точно сказать, что 21 июня 1996 года, потому что всегда помечаю дату написания стихотворения, а в данном случае стоит: 21.06 - 24.06.1996. То есть от начала до окончания «мук творчества» прошло три дня. Значит, именно 21 июня 1996 года, не знаю какими путями, в голове завертелся старый анекдот – загадка «славной эпохи расцвета застоя»:
Вопрос: «Летит жужжит и в жопу не попадает. Что это?»
Ответ: «Отечественная бесшумная жопопопадалка!»
 
Вот и всё. Как говорится, - простенько и со вкусом! Откуда и почему возникают какие-то образы и мысли – вопрос не ко мне, но эта старинная загадка несомненно придала жужжание моим размышлениям да так, что сами стали складываться слова, словно специально создавая собой сплошное жужжание. Все слова стихотворения строго начинались на букву «ж». Ну, а раз жужжание, то вполне естественно, что жужжит жук. Он же, помнится, был изображён и в школьной азбуке рядом с большой жирной буквой «Ж».
 
ЖУК…
 
Жук жесткокрылый, жестикулируя,
Жарко жужжа живота жужжалкой,
Жужелице жизнь жучью жалкую
Живописал…
Желваками жонглируя,
 
Жаканом жахнул, жениться желая:
- Ждёт жужелицу, желанную,
Жирнющую, жданную, жеманную,
Жену жучины – жижа жилая!
 
Журчанья, жужжанья жука - жуира
Жадно ждала женщина - жужелица:
Жука - жениха, жука - жеребца,
Жизни желая животно-жирной...
 
Желанье жевать жжёт живот
Жаром жора животным жгучим...
 
Жизнь
жужелица
женой жучьей,
Жуком
жучимой
жертвой
живёт...
 
В. Голубчиков
Хоф – Ройтлинген, 21.06 -24.06.96
 
(Здесь, кроме даты, указано, что местом написания стихотворения являются два города Хоф, где я жил и живу и Ройтлинген, где в ту пору учился. Тогда к месту написания можно отнести и все четыреста километров пути между ними, преодолевая которые, я несомненно крутил не только баранку руля, но и жужжащие во мне рифмы).
 
Признаюсь, что у меня это было далеко не первое, но можно сказать, одно из самых любимых стихотворений, в котором все слова начинаются на одну букву. Изобразить что-то осмысленное да с подобием рифмы в такой жёстко заданной форме ну, конечно же, без использования каких-либо вспомогательных средств, типа словарей, а так, из головы - весьма увлекательное занятие. Причём, как оказалось, я ограничил себя жёстче, чем водится - вообще не использовал предлоги, если они не начинались на соответствующую букву.
 
Поскольку моё знакомство с литературой ограничено скромными рамками школьной программы и самостоятельным чтением литературы, в которой не нашлось места филологическим фолиантам, то ничтоже сумняшеся обозначил этот жанр, как «однобуквенные стихотворения». Хотя это и совершенно не верно, но с развитием интерента обнаружил, что я не одинок не только в своей забаве, но и в её обозначении. Будем считать, что это народное название стихов и прозаических произведений, обозначаемых учёными литераторами термином «тавтограмма».
 
(В Википедии значится : «Тавтограмма —литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы. Чаще встречается в поэзии, но известна и в прозе. Как правило, носит игровой, шуточный характер…»)
 
Ясное дело, что стишок не претендует на литературное откровение, новшество рифм и прочее, но читая его перед аудиторией, неизменно вижу, как раскрываются от удивления глаза слушателей, как радостно они улыбаются и оглушительно аплодируют после страстной, как гвозди забиваемой, жёсткой концовки. Иной раз по окончании выступления слушатели, как и я, поражённые жаром стихосложения, вдохновенно декламировали мне свои тавтограммические экспромты, рождённые под жучье жужжание.
 
Конечно, живя в Германии, приходится выступать и перед местной публикой, но ей даже не пытаюсь переводить суть стихотворения, а просто предлагаю послушать его. Это им тем более интересно и необычно, поскольку в немецком языке вообще нет буквы «ж». Как-то на выступлении в Нюрнберге один из представителей местного населения в порядке шутки вопросительно сказал: «А как же слово «шоколад?» Утрированно произнеся его так, что оно прозвучало как «жоколад». Но, как не произноси «шоколад», пишется он по-немецки: «Schokolade», через «s» (эс), поскольку в немецком нет и буквы «ш», а есть только звук «ш», на письме обозначаемый тремя буквами «sch». Да и сочинить на немецком тавтограмму достаточно проблематично, поскольку в нём непременно употребление артиклей и обязательных предлогов. Так что, в лучшем случае, на немецком можно соорудить тавтограмму не более, чем из пяти – шести, пусть даже десяти, слов. Короче, немецкая аудитория просто визжит и можно сказать, катается по полу от нарастающего и непрекращающегося, непривычного уху жужжания. Зная этот всенепременный эффект, я обычно читаю «Жука», заключая выступление.
 
Тем временем международная паутина интернета прочно вошла в жизнь, и на один из литературных конкурсов, проводимый серьёзным литературным порталом, естественно в раздел «юмор и ирония», я осмелился послать «Жука». Мой немудрёный стишок и близко не попал в шорт-лист, но всё же удостоился зубодробительной рецензии известного юмориста-шутника. Это было приятно. Что ж, действительно, юмором тут и не пахнет, и ирония вещь тонкая, порой до того, что неуловимая. Но, как бы то ни было, мне стало ясно, что далеко не все в восторге от моего назойливого жужжания.
 
Но однажды на том же сайте под эгидой более весёлой организации началась суета вокруг «однобуквенных стихотворений», плавно переросшая в конкурс. Поскольку «Жука» я уже выставлял, то посчитал неэтичным его участие в состязании, с удовольствием выложив груду ранее не опубликованных тавтограмм, а его пустил вне конкурса. Последовавшая здесь реакция и многочисленные жужжащие отзывы вполне соответствовали моим ожиданиям. Более того, организатор конкурса при восторженном подведении итогов погрозилась скомпоновать из представленных авторами «шедевров» целую книгу на все буквы алфавита.
 
Сейчас проще не придумать, до чего легко проверить, есть ли таковая книга в сети, задав какую-нибудь жужжащую строчку, хотя бы первую: «Жук жесткокрылый жестикулируя…» Что по прошествии лет я как-то и проделал. Обещанного издания не обнаружилось, но интернет открыл мне книжку или сборник тавтограмм под собственным именем организатора того весёлого конкурса.
- Молодец!», - подумал я и стал пролистывать творение от «А» до буквы «Ж», далее смотреть не стал. То, что написано ей на мою любимую букву, привожу ниже, естественно, в кавычках, поскольку это не моё.
 
«ЖЕРТВЫ ЖАРЫ
 
Живописная жгучая жара в Жуковском жужжала жуками и жужелицами. Женщины ждали женихов. Ждали жизни.
 
Жестокая жара жарила животы. Жонглируя желваками, женихи желали жижу Жигулевского. Жевали жвачку. Жаканами жахали. Жестоковыйно жгли жизнь.
 
Жеманные женщины жужжали жужжалками. Жестикулировали. Ждали желанной жизни. Жениться! Жениться!
 
- Жениться?
 
Жесткокрылые жуки жалили женщин. В Жуковском жили жилые жирнющие женщины. Жили-жили. Ждали жертвы. Жалели жестоких животных — жильных женихов-жеребцов.»
 
Может быть, тут вполне уместна известная русская поговорка, что у кого-то мысли сходятся? Но всё же в русском языке на букву «ж» ни как не менее трёхсот слов, не густо, но выбор есть. Хотел было огорчиться, увидев до боли родные словосочетания, но подумал о том, до чего же велика сила слова! Велика до того, что слово остаётся в памяти читателя и выходит из него в своей первозданности, когда читатель становится писателем. Вспомнилось и хрестоматийное тютчевское, - «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»
 
Признаюсь, что странное чувство радости охватило меня, когда дочитал «Жертв жары». Очень странное, необычное, ране не испытанное чувство радости, даже скорее радостного удивления и с удивлением понимания того, что и моё слово остаётся в чужих душах и живёт в них, как их собственное, выношенное и рождённое на свет!
 
Хоф, 07 - 11.03.13
Дата публикации: 10.05.2020 07:22
Предыдущее: БЛАГОДАРНОСТЬ ПЛАГИАТОРУ /Из цикла: История одного стихотворения/Следующее: Если было случайно в строку взято слово

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Михалев Евгений[ 01.08.2013 ]
   Когда талант на лице тогда и пишется легко.Молодец ну что тут
   скажеш. Евгений Михалев
 
Владимир Голубчиков[ 02.08.2013 ]
   Евгений!
   Спасибо за отзыв. У меня праздник Души! Из более чем сотни открывших опус вы единственный откликнувшийся.
   Благодарный Владимир.
Игорь Колесников[ 08.08.2013 ]
   Читать приятно и легко! Несомненно, автор чрезвычайно талантлив.
   Однако, сам автор тоже совершенно ясно осознаёт свою талантливость
   и волей-неволей превозносит её между строк, как само собой
   разумеющееся. Для человека, который выставляет своё творение на суд
   читателя, такое отношение к собственному творчеству выглядит, по
   меньшей мере, странно. Словно нам преподносят сей рассказ с
   подоплёкой: "Читайте и наслаждайтесь!"­,­ вместо: "Читайте и
   оценивайте!" Впрочем, это только моё личное мнение. А рассказ очень
   удачный!
 
Владимир Голубчиков[ 08.08.2013 ]
   Игорь! Огромное спасибо за столь неожиданный отклик!
   Ещё раз перечитал опус, памятуя о вашем ракурсе, но не получилось увидеть так, как это удалось вам. Может быть, потому что сам себя я знаю достаточно давно и очень хорошо.
   А слова «талант» или «творчество» по отношению к собственной персоне ни разу в жизни ни устно, ни письменно не употреблял и очень надёюсь, что не буду. Не моё это.
   
   С искренней благодарностью за прочтение и тёплые слова, Владимир.
Вадим Соколов[ 22.10.2013 ]
   Может быть, в коллекцию,
   А, может быть, нет!
   
   Жалеть жену Жванецкого,
   Желать жандарма Жельского
   Жердь желтую Жуковского
   И жучку Жерико.
 
Владимир Голубчиков[ 22.10.2013 ]
   Вадим, спасибо за прочтение!
   Да, оказывается можно не только жалеть жёлтую жердь, но и без желчи жалеть жертву жары Жуковского.
Светлана Ливоки[ 22.10.2018 ]
   Очень понравился Ваш рассказ о творческих муках рождения стихотворения
   и представления новорожденного миру. До такой степени понравился, что
   сейчас займусь поисками своего старого рассказа на эту же тему и,
   возможно, последую Вашему примеру - размещу.
   Спасибо! С уважением, Светлана.
 
Владимир Голубчиков[ 23.10.2018 ]
   Светлана!
   Спасибо за отклик1
   Очень рад, что подвиг вас на подвиг!
   С теплом, Владимир

Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта