Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Моисей Бельферман
Объем: 33434 [ символов ]
Бухарские Евреи.
Бухарские Евреи.
В эвакуации мы находились в городе Кермин (Кермине, Кармин). В то военное время в городе проживали несколько бухарско-еврейских семей. Могли составлять многочисленную одну семью. От местных узбеков сильно отличались лицами. Выглядели неряшливо в одеждах, словно нищие. По разговорам –среди них имеются очень даже богатые люди. Скрывают свой достаток, как и прочие личные, семейные, религиозные и национальные тайны. Как жили и чем занимались бухариты он не знал, не интересовался. Пару человек торговали на местном рынке. Один зарабатывал разносчиком и продавцом воды. Востребован. При жарком климате – многие покупатели, да и торговцы хотели утолить жажду. Произошел с ним такой характерный случай. С какого-то дня и момента он решил больше зарабатывать - удвоить стоимость глотков. У него почти перестали покупать воду. Пришлось вернуться к изначальной продажной стоимости. Все вернулось к прежнему состоянию. С новшеством. У него в подсобниках появился пацаненок – носильщик воды. Сам торговец только разносил наполненный водой курдюк и отливал, цедил порции – ни капли больше!
На рынке появлялись и другие бухариты – в качестве чаще всего покупательниц. Они дерзко и долго торгуются – сбивают цену. Торговцу импонирует внимание к его продукту, да и нечастая возможность позубоскалить. Когда еще удастся проявить свою смекалку, начитанность, умение защищать даже в малом принципы Аллаха? Уступать сильно в цене не хочет: давать дурной пример. Становится заразительным: для себя и даже для соседа по торговой стойке – отбивает покупателей.
Женщины-бухариты выглядят неряшливо, кажутся нищенками. Немытые лица. Из-под платков выпирают нечесанные волосы. Засаленные темные одежды с заплатами, а то и рваные. На ногах – приспущены чулки разного цвета на каждой ноге. Вздутиями и складками напоминают меха брошенной гармоники. В самый жаркий день – на их плечи набросаны многие одеяния: тяжело нести, да и непомерно душно. Пот льется ручьями, испускает запахи острой вони. Раз в неделю они ходят в микву. В остальное время экономят воду для личной гигиены. Могут с ней просто не знакомы – ведь европейские новшества редко доходят до азиатских провинций. Да и суеверия традиций – стойки, не исчезают.
В субботу, на праздники они преображаются: появляются перед гостями в комнате и возле дома более ухоженными - в цветастых бархатных, иногда атласных одеяниях.
Они скромны, сдержаны, заботливы... Никогда не допустят нечто подобное неумеренной похотливости и бесстеснительности мусульман – с их дикими нравами, религиозным фанатизмом, бытовым невежеством, калымом, гаремами, танцами обнаженного живота, для большего соблазна выпячиванием округлостей других сопредельных органов.
 
Община бухарских евреев – древняя. До 70 годов XX века они проживали почти компактно в Средней Азии. Большинство бухарских евреев находились в Узбекистане и Таджикистане. Данное наименование общины за ней закрепилось с момента завоевания Россией Бухарского ханства. Община пользуется сильно измененным языком фарси. Себя называют – исроел и яхуди. Основные места проживания бухарских евреев в прошлом были Самарканд, Ташкент, Душанбе, Бухара, Коканд, Андижан, Маргелан, Хатырчи, Шахрисабз.
В настоящее время значительное количество бухарских евреев переместилось на жительство в Израиль. Значительна община бухарских евреев в США.
К концу XIX века численность бухарских евреев составляла примерно 16 тысяч человек. В 10-20 годах XX века их численность насчитывает примерно 20 тысяч человек. К началу 70-х годов их численность достигла примерно 30 тысяч человек.
При углублении в историю узнаем – к началу XVI века евреи Ирана, Средней Азии и Афганистана составляли единую общину. Позже произошло ослабление внутренних связей и контактов между территориально разбросанными частями обширного района и последовало распадение единой общины на три автономные, составляющие.
По хитрости и злонамеренности судьбы евреи из Вавилонии могли переселиться и осесть в отдельных городах Средней Азии еще в VI веке до н.э. Сохранились более поздние документы. По этим вполне достоверным сообщениям 8-9 веков – общины еврейских поселенцев отмечены в расположенных в Средней Азии городах – Мерве, Балхе и Хорезме. Арабский географ Якуб ал-Киркисани (Х век) отметил отметил значительную численность евреев в Хорасани. Эта провинция располагалась на принадлежащих иранцах территориях, восточнее пустыни Деште-Кевир. Она сключала всю Среднюю Азию. Тот же географ упоминает о проживающих здесь караимах. Документы XI века сообщают о значительной численности еврейского населения в Балхе. Биньямин из Туделы сообщил в XII веке о многочисленной еврейской общине в городе Самарканде.
Документы XIII века упоминают о наличии в Бухаре еврейской общины. Здесь появляется еврейская слобода – старая махалла. Вне ее евреям запретили селиться. Это явилось одним из важных ограничений евреев – при сравнении с положением мусульман. Уже через три столетия эта община явилась руководящим культурным центром среди евреев Средней Азии. В первой половине XVIII века поэт Иосеф бен Ицхак написал поэму «Книга Антиоха» - посвящена восстанию и освободительной войне Маккавеев. По мотивам Аггады он же написал поэму «Семь братьев».
В середине XVIII века хан Бухары со своей верной, но жестокой администрацией насильственно провели массовое обращение бухарских евреев в ислам. Параллельно с еврейской – появилась община чала («ни то, ни се»). Формально они – мусульмане, в тайне сохраняют, исповедуют иудаизм. Лет через пятьдесят произошли новые насильственные обращения бухарских евреев в мусульманство. Бухарско-еврейский поэт Ибрахим ибн Аби-л-Хайра написал в момент репрессий поэму. Еврей Худайдад предпочел смерть – переходу в ислам. До сих пор в Бухаре сохранились остатки общины Чала. Их большинство по официальным документам числятся узбеками.
Волей обстоятельств бухарские евреи оказались оторваны от центров еврейской мысли и культуры. Этот фактор явился дополнительным в причинах отставания образованности, культуры среди бухарских евреев. Не малое значение имело близость их в течение веков, растворенность среди мусульманских общин. Они в значительной степени переняли исламский образ жизни, поведения и ментальность. Выжить в сложных условиях смогли благодаря умению подстаиваться, мимикрировать. По причине естественной – смертности людей – в общине постепенно исчезли знатоки религиозных законов и комментаторы Торы, Талмуда, Каббалы. Этот момент пагубно отразился в периоды насильственной исламизации. Немногочисленной общине грозила скорая и полная ассимилизация.
Большой знаток всех источников иудаизма, уроженец Марроко рабби Иосеф Мамон Магриби переселился в Цфат – в один из двух важных центров еврейской талмудической мысли и культуры. По просьбе городской общины – он отправился в Среднюю Азию с целью сбора пожертвований. Увидел в Бухаре угасание еврейской религиозной и культурной жизни. Он увидел свой личный долг в возрождении общины. Остался в Бухаре. Огромные его старания имели положительный успех. Оказалось положительным, принесло плоды введение сефардской версии религиозного ритуала богослужения. Новшество укоренилось – существует и поныне. Верхние слои городской общины избирали уважаемого светского главу – калонтара. В его обязанности входило рассмотрение тяжб и материальных претензий между евреями. Колонтар представлял общину и каждого ее члена перед властями. Разъяснения сложностей Галахи входили в обязанности раввина. Учебным заведением служила начальная конфессионная школа – хомло. Это тип хедера. В Бухаре также распологалась иешива.
Дополнительно к существующим налогам – мужчины-евреи с 13 лет обязаны платить особый налог. От его выплаты освобождены слабоумные и нищие. При выплате всех налогов – сборщик-мусульманин наносил платильщику две пощечины. Сила их соразмерялась порядочностью и требовательностью сборщика налогов. Лицам богатым и авторитетным причиталось и достаточно было одного прикосновения к щекам.
Рост еврейско-бухарского населения вынудил власти согласиться на появление в Бухаре второй еврейской слободы (новой махаллы) – Амирабад. Преуспели евреи и в Самарканде: на купленном ими участке земли строится новая махалла. Перед русским завоеванием Средней Азии – еврейские поселения существовали в Карши, Мерве, Хатырчи, Шахрисабзе, Катта-Кургане, Кермине, Маргелане, Душанбе.
До завоевания Россией обширных террирорий в Средней Азии – основное занятие бухарских евреев – крашение пряжи и тканей. Некоторые богатые люди этой общины финансировали купцов-мусульман – этим поощряли торговлю с Россией. Российские законодатели выработали ряд поощрительных мер для содействия еврейски- купцов-«азиатцев». Им позволяли вступать в торговые и ремесленные гильдии разных губернии. При этом в самих этих губерниях вне «черты оседлости» евреи не имели права на постоянное проживание. Купцы бухарские евреи могли посещать и участвовать в коммерческих операциях на самой престижной в России ярмарке в Нижнем Новгороде.
В довольно продолжительный период завоевания Россией Средней Азии (1864-84) бухарские евреи придерживалались активной прорусской позиции. По мирному договору 1868 г. – Бухарское ханство попало в экономическую и политическую зависимость от России. Самарканд и города Ферганской долины с бухарско-еврейским населением вошли в состав Туркестанского края Российской Империи. Новая русская администрация считала бухарских евреев – единственно лояльными среди массы туземного населения Средней Азии. По этой причине оставили неприкосновенным еврейское самоуправление. В каждой общине ввели новую должность казенного раввина. В мирном договоре между Россией и Бухарой оговорены права бухарских евреев на свободное пребывание во внутренних губерниях, их свободную торговлю и даже право на приобретение недвижимого имущества на всей территории России.
Особенно этими актами и действиями Царское правительство намеренно противопоставляло бухарских евреев – «своим» евреям. Эти «свои», ашкеназийского происхождения намеренно закреплены проживанием в пределах пресловутой «черты оседлости».
При зачислении в купеческие гильдии - евреи Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств наделены правом принимать российское подданство. Административные привилегии, действия поощрили внутреннию торговлю в Туркестанском краю. Подняли удельный вес бухарско-еврейских купцов в торговле в центральных губерниях России. Пришлые из Азии купцы и даже
промышленники в определенный момент становились конкурентами и соперниками русских купцов.
Успехи отдельных бухарско-еврейских купцов вызвали злобу правительства Бухарского ханства. В отместку им за преуспевание и «предательство» - за недавнее военное поражение - с местных евреев взыскали три четверти всей суммы контрибуции – ее эмир должен выплатить России. С территории Бухарского ханства бухарские евреи расселяются по всей территории Туркестанского края. С 80 годов XIX века правительства России изменили свою политику – принимает ряд ограничительных мер по отношению к ранее поощряемым купцам и промышленникам из бухарских евреев.
В последовавших вскоре Положениях местных среднеазиатских евреев поделили на две категории. В одну категорию ввели «туземных евреев Туркестанского края». К ним относят бухарских евреев. Наделены правами - подобно туземному мусульманскому населению края.
Часть бухарских евреев не смогли доказать свое рождение в Туркестанском краю. Отнесены к иностранцам – к другой группе. Закон запрещал им приобретать недвижимое имущество. Им предписано покинуть пределы Края. Позже «иностранцам» разрешили находиться в пограничных пунктах: Оше, Катта-Кургане и Петро-Александровске. Срок изгнания части бухарских евреев отодвигался. Духовный глава бухарских евреев Туркестанского края раввин Ш.Тажер добился послаблений. К пограничным пунктам отнесены дополнительно Коканд, Маргелан и Самарканд. В 1910 году их начали выселять не по месту их прежнего проживания – в Бухарское ханство, а в шесть названных города.
В Первой мировой войне часть мусульман оказались на стороне противников Антанты. Турция сражалась против России. Среди туземного населения Края возникло и широко распространилось антирусское брожение. В 1916 году произошло восстание. Царское правительство направило войско для его подавления. Еврейский вопрос потерял былую остроту. Но в правительственных кругах продолжают выпускать антиеврейские документы – в качестве секретного обоснования предстоящей репрессивной политики.
Первый плод российского управления Средней Азией заметен в экономической сфере. За короткое время возникла небольшая прослойка богатых бухарско-еврейских промышленников и купцов. Объяснимо это наличием у них первичного капитала, предприимчивости, деловой смекалки и хватки. Одновременно с этим осуществилась энергичная экспансия российского капитала и завоз огромной массы сравнительно дешевых шелковых и хлопчатобумажных тканей, из них изделий. Это вызвало сразу полное крушение традиционного бухарско-еврейского примитивного промысла: крашения пряжи и тканей. Массовые разорения, иногда полное банкротство привело к массовой безработице. Лишенные работы и заработка ищут новые сферы применения труда. Появилось парикмахерское обслуживание, мелкий ремонт и чистка обуви. Другие люди зарабатывают на жизнь разносом товаров и мелкой торговлей.
С 80-х годов XIX века началась алия в Святую Землю Израиля. Большинство бухарских евреев поселились в Иерусалиме. В этом древнем городе возник бухарский квартал. Общая его численность около полутора тысяч человек.
Начальное образование развивалось в нескольких разных направлениях. Традиционные хомло – дополнены начальными классами с основами светского обучения. Часть учащихся посещают государственную русскую школу.
Из культурных событий следует указать на появление в Иерусалиме литературной школы. Ее главой стал раввин Шимон Хахам. Он создал литературный язык общины. Использовал еврейско-таджикский диалект. Осуществлены переводы с иврита несколькольких произведений восточноевропейской Хаскалы. На новом литературном языке с 1910 года начала выходить газета «Рахамим» в городе Скобелеве (ныне Фергана). Просуществовала газета до 1916 года.
За большевистской революцией в Петрограде в 1917 году последовали довольно активные военные действия. Принесли разрушения и человеческие жертвы. Бухарские евреи заняли явную пророссийскую позицию. Восприняли события в качестве обострения борьбы европеизированного русского начала с азиатским мусульманским населением. Радикалисты в их среде поддержали создание независимой Туркестанской демократической республики. Могли согласиться на автономию при российском центральном управлении.
В 1918 году образована, но короткое время существовала Кокандская автономия. В правительстве заседали два бухарских еврея – Потилахов и Вадияев. В Бухарском ханстве проявляются другие настроения. Радикалисты из среды бухарских евреев высказывают солидарность с требованиями реформ – их выдвигают мусульмане модернисты (джадиды).
Вскоре Советская власть упрочила свое положение. При проведении классовой политики власть ликвидировала элиту бухарско-еврейской общины. Они ущемлены в гражданских и политических правах. Отнесены к политически враждебной категории «лишенцев». К «лишенцам» отнесены и мелкие торговцы. Ремесленники – парикмахеры, портные и сапожники – объявлены частниками, обложены высокими налогами. Быстро разорялись. Обстоятельства вынуждали их становиться рабочими государственных предприятий. Дополнительно – в еврейских кварталах возникают производственные кооперативы. И здесь находят применение бывшие частники из среды бухарских евреев.
В том же 1918 году возникла автономная Туркестанская советская социалистическая республика. Бухарские евреи оказались под идеологическим руководством Евсекции. Данная инстанция просуществовала довольно долго. Бухарские евреи особенно пострадали от ее пагубного влияния. Их руководящие сотрудники состояли в подавляющем большинстве из ашкеназов. Они не знакомы с религиозными каконами. Не учитывали, да и не знали особенности среднеазиатской действительности. Множество конфликтов и болезненная борьба вынудила власти учредить «Туземно-еврейское национальное центральное бюро при Народном комиссариате по делам образования республики Туркестан. Власти способствовали созданию единообразной системы школьного образования. Цель государственного образования – распространение коммунистической идеологии.
С основанием в 1918 г. Туркестанской автономной советской социалистической республики бухарские евреи оказались в ведении Евсекции, почти полностью состоявшей из ашкеназов, мало знакомых с местной действительностью. В начале 1919 г. было учреждено Туземно-еврейское национальное центральное бюро Народного комиссариата по делам образования республики Туркестан, главной задачей которого было создание системы школьного образования. Основной его целью является распространение коммунистической идеологии.
Одновременно с мерами по изменению социальной структуры общины бухарских евреев советские органы проводили меры по подрыву и искоренению в ее среде религиозной идеологии. Уже во второй половине 20-х – начале 30-х гг. проходит широкая кампания закрытия синагог. Стихнув во время 2-й мировой войны, борьба с иудаизмом возобновляется в 1940-е гг.
Бухарские евреи исполняют религиозные обряды: обрезание, вступление в брак, погребение... Посещают синагоги. Чтут субботу и праздники. Едят кошерную пищу. Особенно рьяно исполняют традиции люди старшего возраста.
Молодые люди идут учиться в институты. Появились специалисты с академическим образованием: врачи, инженеры, учителя, адвокаты... Есть артисты, художники...
Среди мусульманского населения проявляется традиционный антисемитизм. Известны случаи кровавых наветов – в 1926 г. и в 1930 г. А также повторение их в 1961 и 62 годах. Параллельно происходит партийно-пропагандистский антисемитизм – под видом осуждения извращенного сионизма. Осуждаю изготовление и угощение мацой. Широко публикуют антибухарско-еврейские фельетоны в местной прессе. Известных деятелей науки, культуры и искусства из числа бухарских евреев вынуждают делать антиизраильские заявления. Поводов находят много. Злостный антисемитизм особенно резко проявился в периоды обострения советско-американских отношений. Особенно в связи с удачной защитой Израилем своего суверенитета и победами в Синайской кампании, Шестидневной войне и Войне Судного дня.
Насильственная советская власть вводила примитивную классовую идеологию. Утверждала единообразие на всем огромном пространстве. Прежде всего объектами экспериментов явилось образование и воспитание детей. Начиная с детского сада и первого класса школы. Все существовавшие прежде формы образования заменяют на выхолощенное, лишенное признаков религиозных догматов, учений, морали и духовности. Так называемое, классовое, государственное. Специально для надзора и контролируемым образованием детей бухарских евреев в 1920 году в Ташкенте учрежден Институт просвещения (Инпрос). Через десять лет появился Туземно-еврейский педагогический техникум. Вскоре его перевели в Коканд. Для учебных классов использовали здание А.М. Симхаева. Выпускники техникума становились учителями начальных, позже и средних школ. Готовили также специалистов-инженеров и научных сотрудников.
В 1937 году прошла повсеместная «чистка». Многие преподаватели репрессированы. Учебное заведение ограничилось приемом одних девушек. По этой причине переименовано в Узбекский женский педагогический техникум.
В смысле информационном - в 1925 г. издают газету «Рушнои». Позже ее название «Байроки михнат».
Укажем на навязанную реформу. В 1929 г. письменность бухарских евреев с еврейской графики перевели на латинскую.
При этом в республике для письменности избрана кириллица.
С начала 30-х годов в Ташкенте вышел литературно-художественный журнал «Хаёти михнати». В 1932 г. в Самарканде организуют бухарско-еврейский театр. При организационном бюро советских писателей в Ташкенте создают секцию туземно-еврейских писателей Узбекистана. Самые видные представители зрелой прозы Я. Хаимов, Н. Фузайлов, М. Исхакбаев, Б. Каландаров, Г. Самандаров. Для любительских постановок самодеятельных трупп востребована драматургия. По жанру мелодраматичные сюжеты авторы пишут на политические темы и бытовую злобу дня. Талантливо пишут Я. Хаимов и М. Аминов. Поэты Мухиб (М. Бачаев) и Ю. Кураев слагают стихи наиболее художественно.
В 1931 году в Самарканде открыли Еврейский историко-этнографический музей. Его фундаментом явилась частная коллекция. Музей закрыт в апреле 1938 года. В Узбекистане вели плодотворную работу 15 еврейских клубов и 28 «красных чайхан». В черные годы террора общественные культурные заведения закрыты. Около тысячи бухарских евреев арестованы. Погибли почти семьсот человек – в застенках тюрем и лагерях.
К концу 30-х годов только в больших городах оставили по одной синагоге. В Ташкенте сохранились три синагоги для бухарских евреев и одна для ашкеназим. Во многих местах религиозные обряды выполняли в условиях полуподпольных и подпольных.
С 1936 года власти проводят аресты видных деятелей бухарско-еврейской культуры. Закрыли газету «Байроки михнат» и журнал «Хаёти михнати». Закрыт театр. Перестают издавать книги на бухарско-еврейском диалекте. Закрыты школы. Данным репрессивным мерам сопутствует процесс ассимиляции.
Во Второй мировой войне в Красной армии участвовали в боях и служили четыре тысячи бухарских евреев. Почти тысяча погибли. В возобнивившихся после войны репрессиях против иудаизма, космополитизма, также по «экономическим статьям» арестованы и приговорены к максимально высоким 25 годам жители Самарканда, Катта-Кургана и Бухары.
К 1970-м годам для средневозрастного и молодого поколения основным языком общения становится русский язык. Еврейско-таджикским диалектом владеют люди старшего поколения. На нем общение происходит в семье. Молодые понимают слова и смысл – говорить на нем не в состоянии. Не случайны случаи: дети не понимают языка родителей. С возрастающей интенсивностью происходит процесс ассимиляции. Возрастает численность браков среди молодых людей из разных общин.
В бухарско-еврейских семьях традиционно изобильно рождались дети. В период между переписями 1926 г. и 1959 г. заметно снизился естественный рост населения. Причинами тому явилась бурная эмиграция населения с конца 1920 и вплоть до 30-х годов. Заметно сокращение рождаемости в период сталинского террора и Второй мировой войны. В наступившем периоде заметного улучшения экономического состояния и социальных условий – до 1970 года произошел резкий скачек в росте населения. За сравнительно непродолжительный период времени численность бухарских евреем возросла на 40%.
К концу 1960-х годов в Израиле проживали около восьми тысяч бухарских евреев. И еще тысяча человек проживали в США и других странах.
В 1970-х годам дополнительно эмигрировали многие бухарские евреи. В Советском Союзе к началу 1980 г. остались сорок тысяч человек. Общая численность бухарских вреев в 1987 году составляет 85 тысяч человек. Несколько более половины – 45 тысяч человек оставались в СССР. 32 тысячи – в Израиле и около трех тысяч – в остальных странах: в США, Канаде и Австрии.
В Советском Союзе партийно-административная диктатура наладила целую ограничительную систему – направлена против евреев. После Второй мировой войны заметно появление среди бухарских евреев значительной численности специалистов с высшим образованием.
 
Бухарские евреи – особая немногочисленная народность. Не минула опасности раствориться, исчезнуть. В разных местах своего обитания они сохраняют между собой межсемейные контакты и дружеские связи. Единство скрепляется в общинной структуре. Общины в разных провинциях и странах не теряют связей, постоянно обмениваются информацией, сохраняют нечто подобное круговой поруки.
На территории Средней Азии евреи проживают более двух тысяч лет. Долгие века евреи в этом регионе остро ощущали последствия упадка. Последние примерно двести лет евреи способствовали экономическому росту. Параллельно этому плавно шло духовное и национальное возрождение.
Название народности придумали европейские путешественники: бухарские евреи. Сами жители восприняли легко это название. Увеличилась их роль в финансовых операциях, торговле, товаро-обмене, ремеслах, производстве...
Бухарские евреи чувствовали себя достаточно уютно в разные экспериментальные периоды советских преобразований. Но вот серьезные преобразования – сопровождаются массовыми репрессиями. Усиленные антирелигиозные гонения направлены против иудаизма и самобытной национальной культуры. Из родных мест поднялись и бежали в более спокойные государства. Бухарские евреи оказались в Стране Израиля. Оставшиеся люди и семьи продолжают оставаться приверженными к иудаизму и национальным традициям. Около десяти тысяч бухарских евреев воспользовались более либеральной политикой властей в смысле эмиграции – покинули родные места в поисках свободы, приложения труда и счастья. В последовавшие десять лет уехали еще семь тысяч человек. Но остались еще примерно 41 тысяча человек. Проживают в больших городах: Ташкенте, Самарканде, Бухаре, Фергане...
 
Ход перестройки способствовал положительным аспектам и преобразованиям в религиозных аспектах и национальных влпросах. В 1990 году в Узбекистане позволили открывать синагоги. Учреждают культурные центры. По воскресеньям работают еврейские школы, летние лагеря. Вспомнили о традиционной благотворительности в среде еврейского народа.
Появились ульпаны – легально происходит изучение иврита. Еврейские газеты на русском языке носят сугубо национальное название: «Хаверим», «Мизрах», «Шофар». Появились отделения еврейских оранизаций Джоинта, Сохнута, «Бней Акива». В Ташкенте возникло израильское посольство. Почти 500 бухаритов проходят курс обучения в хабадской иешиве. Сами бухариты создают свою религиозную организацию хабадского толка «Ор-Авнер». Важную финансовую помощь новому движению оказывает успешный израильский предприниматель Лев Леваев.
Росту бухаро-еврейского и одновременно мусульманского национализма в фундаменталистской ориентации сопутствует экономический кризис. Народные недовольства выразились в кровавых погромах в Андижане - против бухарских евреев, месхов, армян и крымских татар. Националистические митинги мусульман привели к гражданской, этнически-клановой войне в Таджикистане. Во всех среднеазиатских республиках выплескивается антисемитизм. Происходят убийства бухарско-еврейских активистов. Последовал развал Советского Союза.
Во всех пяти среднеазиатских республиках национальным языкам придали государственный статус. Представители всех национальных меньшинств, включая русских и евреев, смещены с занимаемых должностей и постов.
Но судьба обиженным и преследуемым людям и семьям предоставила невиданную в прошлом возможность. Открылись ворота для легальной репатриации в Израиль. Среди покидавших насиженные места – на постоянное жительство в Израиль выехали бухариты и ашкеназийские евреи. Последние осели в Средней Азии еще с момента эвакуации с разоренных войной мест - в более спокойные места. Под напором нацисткой бронетехники Красная армия оставила огромные территории Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, несколько областей России. Оккупировавшие их нацисты - в тесном сотрудничестве с местными бандитами-антисемитами – устроили Шоа (Холокост) – поголовное уничтожение евреев разных возрастов.
К 2000-му году в больших городах всех среднеазиатских республиках остались не более трех тысяч бухарских евреев. Они объединены примерно в десять религиозных общин. Эти люди собираются вскоре выехать в одну из стран Центральной Европы и США. По их информации и представлениям, в Израиле накопилось слишком много проблем социального и другого порядка. Самое важное и опасное – не решена, да и не решается еврейско-«палестинская» проблема. Война на Ближнем Востоке обретает все большую остроту, ожесточенность. Грозит долго оставаться перманентной, бесконечной.
Бухарит в Израиль собрали четыре последовательные с перерывами волны алии. Самой опасной и жертвенноя явилась вторая алия – в первой половине 30-х годов: бежали через пограничные Афганистан и Иран. По дороге к границе их настигали агенты ГПУ. При пересечении границы их грабили и убивали басмачи. Преоловали массу опасностей, с неимоверными трудностями прибывали на Святую Землю.
Родились и проживают потомки переселенцев. В 2000 году общая численность общины составила примерно 60 тысяч человек.
В продолжении многих веков бухариты вынуждены были жить во враждебном мусульманском обществе. Для выживания годным оказался большой семейный клан – с круговой порукой и взаимовыручкой. Первые репатрианты в Земле Израиля оставили неизменным образ существования. Оправданием тому служило турецкое, затем английское управление. В Иерусалиме бухарит поселились в квартале «Реховот», позже названный «Шхунат ха-бухарим». Привычно сохраняли привычный им, прошлый изолированный образ поведения и жизни. Они одновременно часто жертвовали деньги соседям - сефардам и ашкеназам.
Бухариты молились только в своих синагогах. Создавали семьи только внутри своей общины. Строго союлюдают традиции. Они вместе отмечают семейные события и празднуют национальные праздники. Только по прошествии десятков лет бухарские евреи постепенно вступили в естественный процесс ассимиляции. Чаще всего с евреями. Под воздействием внутренней жизни и особых условий Израиля – бухариты первых волн алии приобрели новые качества, видоизменили ментальность. Прибывшие с последними волнами алии их сородичи – с 70-х годов и до конца прошло века – не всегда узнают-понимают сильно изменившихся родственников и старых знакомых.
 
Обе последние алии бухаритов по образовательному уровню и профессиональному многообразию качественно отличается от предыдущих двух потоков. Прежде приезжали ремесленники и торговцы. Сейчас: большинство людей образованных, специалистов. Имеются обладатели второй и даже третей научной степени. Писатели, известные музыканты, художники и заслуженные деятели искусства. Многие из новых репатриантов остро, долго и болезненно переживают профессиональную невостребованность. Проходят через депрессию эмиграции и мучительной абсорбции.
Исследование десятилетней давности в трех кварталах Тель-Авива указывает: только каждый пятый из бухаритов нашел в Израиле работу, согласно своей квалификации. Это резкое падение общественного статуса для бухаритов особенно оскорбительно. Они также остро ощущают падение, а то даже разрушение традиционно сложившегося семейного уклада. На смену глав кланов – вместо стариков – приходят более молодые и образованные люди. Некоторым из них удается достить престижных должностей. Существует убеждение: Израиль бухаритам напоминает Среднюю Азию. Они могут вести более привычный образ жизни. Процесс абсорбции происходит менее болезненно, чем в США и других западных странах.
Бухариты достаточно активны в смысле политическом. Не хватает им только «физических сил», голосов. На выборах в Кнессет в конце прошлого столетия они пытались провести своих депутатов в рамках партии «Лев». Позже сблизились с религиозной сефардской партией «Шас». Молодой лидер Амнон Коэн стал членом Кнессета. Партия «Шас» оправдала доверие и в другом смысле: усилиями членов Кнессета и руководителей
бухариты разных городов получили материальную поддержку.
С 2000-го года среди бухарит активно действует религиозная организация «Ор Авнер». Созданы религиозные общины во многих городах. Важную роль сыграл учредительный съезд Всемирного конгресса бухарских евреев в Иерусалиме в 2000 году.
Делегаты конгресса выступали на иврите, бухарско-еврейском и русском языках в пяти тематических секциях.
 
Сволочная Советская власть, а точнее: большевики с их правопреемниками коммунистами успели много сделать для вытравления из народной памяти самых элементарных истин. Это касается абсолютно всех наций, народностей и отдельных людей. При всей своей репрессивности – власть выбирала безобидную жертву: давила ее со всей возможной силой механического винта.
Нет ничего удивительного: живительные жизненные соки и национальную память с особой тщательностью отработали на евреях. А народ наш – известно многим – потерял множество интеллектуальных своих представителей. А народ простой, как и человек бездуховный – он во всех нациях особым умом, знаниями не блещет. Нет ничего удивительного: осовеченные евреи – они почти те же «иваны, не знающие своего родства». Мало кто из ашкеназских евреев знают смысл и значение «ашкеназии». Историю семейную, а тем более национальную – не знают. Ну, услышали где-то или прочитали «отрывок исторической правды» - на этом строят свою осведомленность. О себе не знают! С какой стати должны интересоваться – другими?! И почему это... бухарские евреи для нас важнее, чем... чем... англичане, французы, ненцы с прочими чиченами?
А вот бухарские евреи – малочисленный народ – непременно хотят ПРОСЛАВИТЬСЯ, стать известными в мире. Вызывают интерес к себе всяческими способами. Главной обидой считают: ЕВРЕИ о НАС НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ, НАМИ НЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ. Ведь МЫ – ОСОБЫЕ! САМУЮ ВАЖНУЮ РОЛЬ ИГРАЕМ в ФИНАНСОВОЙ и КОММЕРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ! В ГРАНИЦАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ и МИРОВЫХ ПРЕДЕЛАХ!
Дата публикации: 13.03.2013 13:44
Предыдущее: Современное представление...Следующее: Чудные видения - по дороге на юг.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта