........................................... ........................................... .............................Слова иногда нуждаются в музыке, ........................................... ........................................... .......но музыка не нуждается ни в чём. (Эдвард Григ) Тропинка вела через березовую рощу, ещё оголённую и прозрачную для взгляда. Вокруг деревьев и на возвышенных местах чернели и желтели акварельными пятнами проталины, обнажившие прошлогоднюю траву. На небольшом косогоре снега почти не осталось, и пожилой мужчина сказал своей юной спутнице: - Пойдём, проведаем наших «деток»? Ты помнишь это место? Девушка, молчаливо шедшая чуть впереди, встрепенулась: - Да! С приходом первых теплых дней я всегда вспоминаю о нем. Живы ли наши маленькие смельчаки? И девушка нараспев прочитала: Голубенький, чистый Подснежник-цветок, А подле сквозистый Последний снежок…* Мужчина про себя подпевал любимую с детства мелодию. Он даже дирижировал свободной рукой - в другой держал кепку, так как всё ещё шел с непокрытой головой. - А знаешь, дед, - лукаво улыбнулась девушка, - у меня есть сюрприз для тебя и деток из «садика». Пойдём же скорей… Они зашагали по освещенному солнцем и просохшему склону косогора. Мужчина запыхался и остановился передохнуть. Прохладный ветерок шевелил его седые волосы. Он вдыхал запахи прелой листвы, оживающей коры на чуть покрасневших ветвях. Лицо холодили легкие дуновения из заснеженных ложбин. Он с сомнением поворчал: - Будет нам «сюрприз», если вандалы добрались до первоцветов. Ведь у женщин до сих пор в моде букетики из подснежников, ландышей, крокусов… Внучка возразила: - Отстал ты, дедушка. У нас в Анг.., - она осеклась и поправилась. – В общем, в Англии места, где растут редкие первоцветы, назвали «садиками» и охраняют. Это в нашей России-матушке, природу продолжают разорять. Пара двинулась дальше, негромко переговариваясь. Мужчина удивлялся: - «Садики»! Как хорошо придумано. А я поначалу и не понял, о чём ты. Почти на самой вершине холма стояла старая раскидистая берёза. Спутники подходили к ней с надеждой и тревогой на лицах. Внучка не выдержала и побежала, как та девчушка, которой она была десять лет назад, когда они впервые пришли сюда. На полянке перед деревом девушка опустилась на колени, и через миг послышался её звонкий голос: - Они расцвели, дедушка!!! Мужчина спешил к заветному месту и... слышал музыку. Близкие звуки фортепиано трелями и триолями разливались по лесу. Он опустился на высохшую траву возле внучки. На склоненной ветке берёзы скворцом угнездился плеер – сюрприз с композицией П.И. Чайковского. Они слушали музыку жизни. И подснежники, стайкой обжившие проталину, качали в такт мелодии крохотными белоснежными колокольцами. Музыка звучала голосами природы. Вот слышны звонкие нотки капели, к ним присоединяется негромкое журчание ручьёв, оно сливается в мощные аккорды речного потока. Возникали картинки-ассоциации. В запеве слышалась пасторальная песенка о нежном, галантном** первоцвете, объявившем о пробуждении природы. Затем лейтмотив выливался в воспоминания и переживания, навеянные встречей с первым ростком жизни в холодном ещё лесу. Аккорды звучали всё более уверенно, дарили надежду на приближающийся расцвет всего живого. Композиция завершалась отзвуками запева, репризой, которая вселяла веру в неизбывную вечность основ. И в тоже время, в теме звучала грусть о том, что безвозвратно ушло. Мужчина сидел, склонив голову в колени. Девушка обняла его за плечи: - Не надо, дедушка…- Она погладила его волосы, будто покрытые инеем, который не тает и летом. – Бабушка нас любила, она хотела, чтобы мы были счастливы. Звучали заключительные аккорды: Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином… --------- *Стихи А. Майкова. **Галантус (лат.) - подснежник. Альбом «Времена года» П.И. Чайковского. Апрель (Подснежник). |