Писатели эпохи космополитизма. Телефонный звонок застал Наталью Ивановну в постели – легла вовремя, немного вспоминала, уже дремала. Вскочила от неожаданности, села, повернулась, по привычке опущенными ногами нашла тапки - вслепую всунула, в них влезла… «Кто звонит? – Мелькнула мысль. - У мужа есть ключ! - Вспомнила. Настигла ее новая мысль – он мог потерять? Придумала уверенно. Вновь раздался звонок: только сейчас осознала – это звонит телефон, совсем отличный его звук. придумала: - Включила электричество, вскинула голову, посмотрела на стенные часы… вскоре полночь… «Кто тревожит в столь позднюю пору?» - Она в коридор вышла – порывисто телефонную трубку с рычага сняла… Как и чувствовала: ночью никто к не звонит - требуют его! Предупреждала мужа перед уходом: «Не задерживайся! С посиделок ты своих вернись пораньше…» - Да, но я… Ивана Степановича… нет сейчас еще дома… а где он? Не стану врать: сама точно я не знаю… Загулял! С ним такое редко… Верно, на литературных своих посиделках рассуждают о творчестве… у друзей… могу только передать… - Мы мигом разыщем: его, его друзей! Узнаем причину несанкционированной, нелегальной антипартийной встречи. - Сразу представился, властный голос из республиканского ЦК твердо ответил. Положил трубку: определила по сигналу зуммера… Наталья Ивановна в жутком эмоционально-нервном волнении: надо случиться такой напасти – из ЦК не звонят так просто! Без особого повода, причины, важного побуждения. Да, еще ночью! «Произошло что, где? Не иначе: война?!» - Она редко в курсе «секретных дел» мужа: не доверяет он служебное, общественное, как беспартийной. Только знакома с мало-мальским чутком всего происходящего «в неугомонном мире классовой борьбы». Для правильного функционирования всех внутренних органов этого достаточно. Даже лучше многого не знать. Зачем тревожить себя без повода-причины, без нужды расстраиваться? Такие они все Мужчины – таинственные люди всех международных, внутренних дел, агрессоры деятельности. Народ этот по натуре характеров, приемов - кровожадный, жестокий. Агрессоры-хвататели. Не обходятся без напряжения сил, постоянной нагрузки нервов, без боев уличных, кровоспускания. Это даже хорошо: они тоже устают - столь желанное спокойствие, радости находят дома, в тиши и домашнем уюте. Наталья Ивановна по дороге движения зашла на кухню: все в порядке, в туалет… Отправилась в постель. Какое-то время пролежала и углубилась в сон. Разбудил муж – перерыл шифоньер, но не нашел нужного. Такой он бестолковый хозяин. - Ты зачем это? - Костюм нашел… Рубашку… примерно… нужен галстук! - А что случилось? - Понимаешь… - Даже не объяснил толком, потребовал: - Не сейчас – позже! Найди галстук… Ну, самый лучший и… глаженный… - Это когда я тебе не глаженое предлагала одеть? – Начала заводиться Наталья. Жестом он отстранился от жены – вышел. Она уже поняла: «Серьезное дело!» Связала с ночным звонком… Побежала вслед – выяснять. Корнеевич сразу подтвердил догадку, не стал рассказывать и подробничать в момент главного интереса: - Не сейчас… - Он взмолился. - Узнаешь! – Разъярился, прикрыкнул. Понятно: из ЦК или другого места руководители доконали мужа своими нелепыми требованиями, жуткой, издевательской формой политической идеологим. «Совести у них нет – гражданской! Даже пожаловаться некому… в их самоуправстве». Она вернулась в спальню: легко, быстро нашла требуемое. «Ах, такие эти мужики – безглазые и безголовые! Все – перед глазами, в порядке устроенности…» К порядку сложения возвращала выброшенное. Тихо, безропотно занята привычным делом обустройства квартиры и быта. Корнеевич вернулся – прилег. «Разбуди непременно - через час… - Попросил: - ну, через полтора часа…» - Устал он безбожно – не может уснуть. Мысль крутится возле жены Натальи. Когда надо соврать: она говорит правду. Ожидаешь правды – обязательно соврет. Такая: не глупая - не современная. Непредсказуемый человек. Нечто подобно гневу Б-жьему. Сказать могла: «Хоть… пьян он в стельку!» Этим могла на время спасти! Нюхачи сориентировались сразу: просто наши! Вся ночь ушла – на организацию… Стольких людей потревожили, разбудили всех подряд… Бестолковая ночная пробудка. Хотят всюду устроить порядки, подобно московским. Ничего конкретно за ночь не сделали. В таком серьезном деле политического характера – глупо горячку пороть. Нужно заранее продумать, приготовиться к решительному броску – по всему фронту и направлениям действия. Стыдно даже с женой начинать разговор: не поймет. Начнет она лупать глазами, переспрашивать… Прекрасна в постели жена… Да, еще на кухне… Не годится ни на что большее. Любое дело провалит: поручать нельзя ни при каких обстоятельствах. Женщины составляют большинство в обществе. Разрушают любое полезное начинание своей чувственностью. На деторождение они только годны – незаменимы в этом смысле! Выше уровня семьи полезно даже никем не смогут руководить. Многие нации давно поставили Женщин на свои места – только Русские красавицы гнут свою линию поведения, непомерных требований. Ищут происшествия и приключения на голову собственную. Думают: руководить, общаться с людской массой легко – согнанны в коллективы. С людьми даже больше возни, чем с сырьевыми материалами. Ну, часть отбракуешь … С людским полуфабрикатом еще нужно разговаривать, звать -доказывать, словом убеждать, применять власть насилия. Женщину логика редко убеждает. Собой становится в страстно-чувственных объятьях. … К срочной работе подключили секретарей союза писателей. По выработанной привычке поделили обязанности. Один: выявляет имена-фамилии возможных космополитов. Есть список – спущен высшим начальством. Этого мало: надо проявить инициативу, самодеятельность. Другие со строгой деловой ответственностью выявляют возможных выступающих – отдельно прозаиков, драматургов, поэтов… по критикам – особый список. Готовят для всех темы, пишут тезисы – по документам Агитпропа, Идеологической комиссии ЦК. Направление дискуссии должно проходить, строго по регламенту. Не пустить на самотек. Нужно готовить развернутый проект решения, в точном соответствии с партийными тезисами, указаниями. По теме готовят тексты - под выступающих. Придется отрепетировать тем, зазубрить, произнести без шпаргалки. Готовят по системе Станиславского почти: так всегда! Это - настоящий спектакль. Советское руководство в режиме бдительности: вечно серьезно относится к любому начинанию. Без тщательной подготовки не начнет любое действие, политическую взбучку, особенно кампанию: на продолжительный срок времени рассчитана. Иван Федорович Сызуев - оратор, партийный функционер литературной сферы деятельности. Профессионал идеологического фронта. Преуспел за годы борьбы с троцкизмом: развенчивал левых и правых уклонов, двурушничество, вражеские диверсии врагов народа. Красная профессура вдолбила теорию и воспитала. Задействовала его бицепсы рассудка, пазухи волевого действия, мощь реакции сигнальной системы мгновенного удара-реагирования, накачали тормозной прибор дисциплины. Играет свою роль продолжительное тесное сотрудничество в органе государственной безопасностью. Носили отличные наименования в разные периоды: всегда оставались верными ленинцами, продолжателями дела, борцами за позицию справедливую классовую, марксистско-ленинскую партийную и чекистскую: светлой памяти Феликса Эдмундовича Дзержинского. Сызуева вызвали в ЦК: ведут совещание в высшем партийном руководстве. Совещание собрали со всей возможной спешностью. Отдали самый просторный актовый зал. Вокруг стола на трибуне разместили партийное руководство всем литературным процессом: это члены правления, активисты, прочие авторитеты организованного партией и ССП творческого процесса классового направления социалистического реализма. На трибуну принесли графин со свежей водой и чистым стаканом. Прошло ограниченное число самых доверенных лиц творческих союзов. Всем поручили в сферах культуры развернуть широко кампанию разоблачения явных и двуличных космополитов. Идеологическая комиссии ЦК на заседании решением подтвердила распоряжение Агитпропа. Эти документы выдали в секретном отделе. Предупредили со всей строгостью об ответственности – со взятием личной подписи - в случае потери документации или разглашении партийно-государственной тайны. Провести творческое обсуждение внутри писательского союза. Широкой общественностью - осудить политический космополитизм: пролетариату это чуждое реакционное буржуазное течение. Говорильню начали с некоторым опозданием. В дополнение к рабочему президиуму, стоя, под продолжительные аплодисменты выбрали почетный президиум – в составе всего ЦК ВКПб, во главе его… Так обычно принято проводить подобные мероприятия высшего политического смысла и цели. В прениях Сызуев выступил первым – изложил позицию писателей полного и неукоснитеного одобрения позиции верховного партийного органа государственной власти. - Писатели – лучшие политики. Кто сказал? Я сказал и на том настаиваю со всей твердостью своего характера: мужественного, прочного и стойкого, закаленного в плавке, проверенного в боях - на передовой! По причине этой самой – говорю, утверждаю с ответственной решимостью и смелостью: должны мы откликнуться на призыв партии-правительства – ударить! Со всей мощью сцепленного пальцами кулака! Для надежности не мешает металлические кастеты на сжатые кулаки навешать - пусть удар сокрушительный станет большей силы, мощи, энергии воздействия… Эти эгоисты, раскольники, коллективисткой формы морального существа наших принципов, схем и направлений движущей партийного руководства силы – космополиты стали поперек движения. Не прощать упущений: запротоколировать материал весь, принять срочно решительные меры самого уничтожительного порядка воздействия. Добрых слов не понимают, воспитательных действий щадящей политики. Вот таково мнение партии - в моем личном изложении фактов. … В творческом Союзе писателей Егор Фомич Кунтузов не заметен: ни внешностью, ни силой руководителя. Он занимает должность советского служащего. Ведает бытовыми вопросами, занят распределением мест отдыха. Не сложная работа - реализация льготных путевок в Дома творчества - сопряжена обидами и конфликтами. Себя он представляет пафосно, подчеркивает скромно важность профессионального чина должности: «Первый организатор искусства, литературного творчества». Как понять «первый»? Среди других самый важный? Единственный в роде своей специальности? Такая должность предусмотрена штатным расписанием? Воображаемое самим положение, стремление к идеалу устройства сферы общественно важного направления? Человек скромный. С женой, детьми ютятся в коммуналке, но зато он – в Москве! Все этим почти сказано! Москвичи – информированные и самые развитые люди особой важности. Они не теряются, не смешиваются - среди остального народа союзного значения. Постоянно прибывает «лемита» на черные работы, обслуживание. Сами слова «столичный житель» в любой провинции звучит, как иностранец – в самой Москве. Всем москвичам культура причитается – по самому высшему уровню достижений. Даем фору – той прославленной загранице! Там золота много, они воевали – чужими руками, эксплуатируют негров, трудящихся: собственных, выродков колоний. Вывозят свой лишний капитал, из слаборазвитых стран извлекают сырье, дешевую рабочую силу. По всему земному миру позже торгуют даровыми произведенными товарами – с целью угроз, за пазухой с атомной бомбой! Правильно делают наши руководители в Кремле! С их помощниками -исполнителями. Единственно во всем правая, всегда твердая Православная Церковь в прежние века заняла гордую позицию. С Католическими раскольниками церковного толка не о чем не договорилась. Не признали те Российскую особую самобытность, вечную правость позиции, форм и наших представлений. Егор Фомич честен по требованию момента, занимаемому общественному положению. Самое удивительное: он совестливый, но не верующий. Он атеист без ярлыка научного безбожества. Раз причислили его к воинствующим безбожникам. Промолчал: не возразил. Коль парторг назначил в группу: так и есть! Партийному начальству со стороны виднее. Нижайший поклон за доверие. Б-г наш – терпимый и щедрый, не обидится по причине отсутствия на молитве в церкви, возле престола – своего почитателя Кунтузова, пока вовсе далеко не «раба Б-жия». Даже в суровое время – жить нужно честно. С врагами народа не контачить, обходить стороной все антисоветские сборища, не водить знакомства. Отношения не устанавливать тесные, дружеские с вражескими разведками шпионско-развлекательной формы угрожающего действия. - В обществе нашего классового состава, типа революционного происхождения, - Егор Фомич обладает важной информацией, оперирует своей фантазией. Сообщил доверительно: много людей - инвалидов, с явно ущемленным восприятием. Хватает мнительных, графоманов, болезненных людей: не зря отдыхают в санаториях. Некоторых гордо выделяют отклонениями от нормальности. Они умеют складно излагать мысли: по причине этой выдают себя за писателей. Являются они таковыми? Конечно, нет. Писателей назначает партия. Лучший пример тому – Михаил Шолохов. Из массы претендентов нужно только выбрать твердокаменного большевика, достойного, идее верного. Тогда со всей старательностью на это «имя» поработает группа доверенных товарищей. В нее непременно входит сочинитель или даже группа сочинителей. Воплотят рекомендованную в партийной инстанции тему – в сюжетном, еще текстильном виде. Пусть наши лучшие персоны- персонажи – живые, энергичные люди эпохи героического труда ведут правильный, здоровый образ жизни – выполняют беспрекословно все партийные указания. В достойном народном виде - станут образцами массе подражателей. Дальше следуют этапы воплощенной работы. непременно придает последовательность, вид, смысл - готовой партийной теме редактор. Его работа более важна и значима, по сравнению со стихийным трудом любого сочинителя. Весь вид законченный, безошибочное сияние рукописному варианту произведения - придает корректор! Издатель – главный организатор литературного процесса. У него много технических забот: на шее висят печатные машины, люди, бумага, краска, транспорт - только кажется к творчеству нет прямого отношения. Прямое, непосредственное отношение! Издатель по непосредственной линии прямо отвечает за все дела гамузом: за сюжетную линию, идеологию, полиграфию, особо качество издаваемой продукции. Но прежде и важнее всего: выбирает, точнее: назначает автора! Для изданной продукции нужны склады хранения, торгово-культурные точки распространения всей печатной продукции. Даже хорошо «полиграфию» издать - еще не все: уметь сбыть! Получить споро затрат, соответственно прибыль – окупающего свойства! Кто автор: в данном случае сложного, комплексного процесса? Незначительное звено литературно-издательского процесса – автор- сочинитель. Такое мнение существует. Осталось. Истинный писатель должен творить по партийному заданию – обучат. Остается проникнуть в суть творческой профессии. Только вести достойно читательского внимания творческую линию, стать выразителем партийно-народного интереса. Всегда трудно, даже невозможно кормиться творчеством, жить за счет авторского гонорара. Для современника, творит немного для Вечности - автор перечитает написанное ни один раз. Лучше – отложит на время: пусть порядком вылежится, выстоится. Произведение творчества: не горячие баранки для вкуса, легкости поглощения. Постоянно трудиться и – учиться в труде. Достойно жить – собственному творчеству! Это иногда знать, усвоить. Писательство не просто профессия: это особая манера жизни. Растворяться в творческих поисках: жить по-другому нельзя. В творческом самовоплощении. Слова – это и есть дело. Дело нашей жизни! Форма существования! Надеюсь, кратко, ясно изложил кредо писателя. Творите друзья! Сейчас развелось множество направлений, жанров, ценителей. Главные свои потребности удовлетворяют: для приобретения красивого нечто, в умеренной дозе пользования хватает еще лишка-добавки. Так умело: приятности сочетать с красотой - должны в форме душевной иметь завораживающие объятия. Этого еще нет! И слава Б-гу, что нет! По-разумному распорядиться природной неуемностью характера, телесного строения, потребностной категории, изначально жадностью глаз и вместимостью натурального желания. Все наши… Насколько хорошо знаю: ни отец, ни дед – с его общественно важным интересом влияния… Нет, никто из них даже не мечтал: за ДЕНЬГИ СЛУШАТЬ ПЕСНИ! Приезжего кантора: да! Жертвовали тогда, платили! Это синагогальный кантор! Знаменитость! Учитывали: его большую голодную семью, факты другого смысла, порядка – благотворительную сущность традиционно еврейской природы. Иначе не жить достойно. Оставаться Евреем с незапятнанной сущностью! Москвичи живут – обеспеченно, лучше всех на свете! Приезжает какой-то москвич: с талантами. У кого нет своих особых талантов? Разъезжать, собирать пожертвования: прыжками, фокусами, лицом, голосом, подобным чудодействием? Стыд и позор! Поет: сам получает удовольствие. Я с какой стати должен платить? Должен кормить собственный детей, на другое многое нет денег. За развлечения, удовольствия никто не платит. Пусть сами платят: выставляются! Привлекают взоры, внимание публики на свою сторону. … Писатель Юрий Струев – перспективный, молодой. По его представлениям: прошел этап ученичества. Пишет связно, не всегда с массой грубых ошибок. Готов к самостоятельному творчеству. За благородный, очень полезный партии и народу труд - он непременно получит Сталинскую премию. Нобелевскую премию пусть предложат: он еще подумает - взять, согласовать прежде вопрос в партийных комитетах и органах ГБ? Деньги развращающие из буржуазной кассы: источники разложат простого, скромного вечно голодного молодого,писателя. В среде творческих тружеников великого цеха опозорят. Желтый дьявол даже Горькому не нравился! Он заслужил почести. И даже смерть – награда за многолетние его старания, дерзания. Не дожил, не достарался Горький ни до одной престижной премии – и ничего! Читают Старика! Ой-да! Такая находка: Юрий назовет своего героя Стариком. Героя в отрицательном смысле понимания. Как есть: персонажа отрицательного. Вовсе не героя нашего времени. Пусть даже он капиталист или… наркобизнес. Что это точно, конкретно Юрий пока не знает – в процессе работы все разъяснится. Станет на почетные и свои рабочие места. Напишет рассказ. Потом – развернет его в емкую повесть. При наличии договора с издательством – в многостраничный роман превратит. Одновременно, попутно по готовому шаблону киносценарий напишет: по сюжету. советская наша простая журналистка Ольга. Не очень простая: поручили ей написать репортаж о нравах китов американского бизнеса. С политической ответственностью – она о язвах империализма с энтузиазмом напишет. О вещах отвратительных эксплуатации труда, пороках капиталистической системы устройства запада современности. По путевке комсомола сюда она попала – сразу в логово международной разведки. На экзотическом острове Тихого моря-океана расположено. Размещен район земного рая для отдыха в географической широте – это важно. Где именно - не имеют особого толка-значения. Главное: действие. Картинка идиллическая: пляж, море-океан, пальмы… свищут попугаи. Внутри людского сообщества треугольник тут возник. Не любовный. И больше напоминает фигуру из… двух углов. Непонятно как оказался в природе вещей… Еврейчик: отвлекает Старика, просто ведет обывательский разговор «про жизнь» и старческие болезни… Разместилась Ольга сбоку удобно – наблюдает. Узнанное дополнительно она фиксирует фотоснимками: превосходный это для репортажа материал. Редактор: с руками оторвет! Дороже сама продаст: конкурирующей газете. Об этом Ольга не успела подумать. Всему: в свое время. Просто повезло: напала на живой след Старика. Ей подсказали… Ни с кем не станет делиться источниками информации, гонораром с почестями. В соревновательном смысле звание лучшей советской журналистки-разведчицы она непременно отхватит. Репортаж озаглавит: «Так отдыхают сильные мира сего!!» «Наркобизнес – на пляже барон-расслабился, он тоже обыватель». Ольга выбрала специальность: журналистка не зря. Авантюрный характер позволяет лучше все выявить. На след Старика напала. Долго его вела. Наблюдала, растворилась в простой слежке, сама легализовалась в какой-то момент. Соучастницей всего грандиозного действия стала. Еврейчик… этот… Откуда взялся, как появился? Связан со Стариком? Невольный соучастник общего их действия? Так удобно: роскошный аристократический пляж – рядом с аэропортом. О транспорте не надо думать, терять на переезды время. Старик - акула наркобизнеса, законспирированный глава международной мафии? Еще не известно: ей, им повезло? Его люди раньше ожидаемого времени увели Старика. Обратили внимание на интерес Ольги повышенный - к Старику. Ее просто не упустят. Ей нужно подумать о собственной безопасности. Интуитивно поняла: спасется – прикроется неопороченным Еврейчиком в истории. Оставляет столик – с вещами: отошла в туалет. Оттуда выбралась – уже преображенной. Пышно зачесанная, одета ярко, с маской на лице. С этого момента наблюдает она за Еврейчиком: с его помощью-содействием проберется на борт самолета. Прежде стороной она обойдет, минует обычный таможенный контроль. Дождалась готовности Еврейчика, подступила сзади… неожиданно, только так тихо она умела произвести фурор… уволокла его… в багажный лифт. Приложила палец к губам: сделала знак молчать. Вкратце обрисовала ситуацию. Вновь потребовала строже молчать. Взяла слово! Под давлением угрозы применения опасной силы, разоблачения. Еврейчмк не во всем чист на руку-помыслы… Опустились в багажное помещение. Выбрали отделение почтовое. Здесь сортируют письма и бандероли на очередной рейс. Дальше шли рядом с конвейерной лентой. Пробирались по узким коридорам, поворотам и вверх… Все время вверх! Ольга заранее еще не знает: как окажется на борту самолета? Придется предпринять нечто для спасения от людей Старика? Он сам – без охраны – не может оказаться на борту самолета. И лететь! Уверена: советская школа классово-пролетарской разведки научила всему: справится с любыми трудностями, преодолеет сопротивление и козни врага! Замысел осенил, записал молодой писатель Юрий Струев. Литературной редакции вчерне представил: с намерениями и надеждами самыми благородными. Событие произошло в 19.. Сталин жив, начала система тихо агонизировать. Трудно понять причину: автора за неопубликованный сюжет отнесли… к космополитам. Подпал под политическую кампанию… Сохранился! В местах отдаленных приучили к осторожности. Система дисциплинировала. С момента этого прокола, важной жизненной неудачи - консультировался со специалистами органов. Согласовывал с ними сюжеты. Стал классиком советской литератур |