«Чего не хочет автор?» «Даже в его молчании чувствовались орфографические ошибки» Чужая мысль *** Роман Франца Кафки «Процесс» начинается эпиграфом, где главный герой К. просит Привратника пропустить его за огромную дверь. Привратник просит подождать. К. ждёт годами. Кафка предупреждает читателя вдумчивого о том, что Привратник – это сам Кафка. Он сам себя не пускает на публичное разоблачение, на «Процесс» из-за собственной трусости. Подтверждением этому служит его собственная биография, где не было места семье, детям и собственному дому. Он, как и Достоевский, умирает в съёмной квартире. Оба гения так и не ответили утвердительно по поводу Всевышнего. Генетическая трусость натворила много бед в жизни людей, лишая их в нужные моменты вероломства и благородства. Человек, который взялся за перо собирается пропустить самого себя дальше, чем он есть на самом деле. Искусство отражает наиболее яркие, необычные моменты человеческого существования. Поэтому Автор не хочет быть в стороне от всего необычного, дерзкого и трудновыполнимого. Он начинает выдумывать собственную фантазию, где его герои способны на любой подвиг. Многие великие произведения литературы были отражением собственных страданий. Многие подделки были отражением чужого отражения. Так чего же не хочет автор? Вначале своего путешествия Автор не хочет признаться самому себе, что он такой как все. Разными путями-дорожками авторы приходят к убеждению, что только они сумеют рассказать тайны мира лучше всех. Но, многие не понимают в какой плоскости их высвечивают чужие любопытные взгляды, где налицо «орфографические ошибки» собственной дурости и эгоизма. Мальчишеский задор позволяет мыслить, что Привратника не существует. Если искажённый Кафка намекает, то иногда полезно прислушаться к проницательным словам выстраданного признания – «Если тебе два человека сказали, что ты пьян – сядь и успокойся». Творческое окружение усердно заставляет автора поверить в существование Привратника. Автор не хочет, но должен убить Привратника, чтобы полноценно творить. Метафора убийства однозначна – «а, судьи КТО?» и уровень пройден. Критика начинает звучать как зависть. Чистота стиля – изящная ценность для таланта. «Z.Z.TOP» объявили борьбу за чистоту стиля, такими и остаются по сей день. Джонатан Свифт – «Гулливер» приходил «в свет» с бродягами и проститутками на балы, где вёл себя «очень демократично». Оскар Уайльд восклицал – «Совесть – это трусость». Чистота стиля! Привратник убит! Мой приятель работает директором Дома кино. Однажды на банкете его подвели к грязному пьяному художнику для знакомства. Художник услышал про его должность и иронично сказал - «А.., люди из зала!» Мой приятель до сих пор возмущённо кричит «Как он мог?» Я ему в ответ - «Мог, потому что он художник!» На улицах городов горят плакаты «Легендарная группа такая, такая и такая...» Если предложить любой группе на бывшем СССР прокатать мировое турне, то все откажутся – никого. Если такое сделать в Лондоне – минимум пятьдесят команд станут под ружьё. Они и делают это довольно успешно. МГУ занимает примерно восьмидесятое место в мировом рейтинге. А, в Минске объявили новую цифру по разводам – девяносто два процента. Голимая холостяцкая вечеринка! Я своему сыну – Подумай! Ответ – свадьба будет на Бали! Сплошной карнавал! Я должен про это писать? Чтобы стать врагом собственного народа? Но, я должен сделать выбор, где есть лишь одно правило – «...если мы говорим – я не буду выбирать, то всё равно делаем выбор - «не выбирать». Нам от этого не уйти. «Если человек не знает чего хочет, тогда получит то, что останется» У Кубрика в фильме «Заводной апельсин» есть сцена, где на стене большими буквами написано «Революции – опиум для интеллигенции». Очень точно! В противовес этому может служить лишь выражение одного врача – «Церковь – это прикладная практическая психология». Между этими непримиримыми понятиями стоит Привратник. Расстояние между ними – минимум Вуз. Но, есть другое обстоятельство, где авторы бессильны – желание писать, потому что «... ведь нельзя не жить!», и искать ответы и подсказки на стороне, совершая всё больше и больше «орфографических ошибок». Оскар Уайльд – «Любое искусство бесполезно» Что же осталось? Собственный путь? «Несостоявшийся писатель – это литературный критик. Несостоявшийся критик – преподаватель в Вузе». Привратник не пропустит любого из нас, если мы не принимаем чистоту стиля. P.S. Мой сосед Изя утверждает, что нужно всегда мыслить из подтекста. Выражать свои мысли аллегориями – признак таланта. Говорят, что этому можно научиться. Возьмём что-нибудь накатанное - «Белое солнце пустыни», например. Все мы знаем такое кино. Почему же оно такое Белое? Почему Пустыня? Почему Солнце? В безлюдном месте происходит разговор между Белым человеком и Хозяином пустыни о ценностях, которыми они загружены. Главная ценность Сухова – его Маруся, показанная в его мечтах. Ценность Саида – кровная месть. В тихом ярко освещённом пустом месте показано недалёкое будущее человечества. Вот поэтому мы любим этот фильм, а своим детям читаем на ночь сказки мерзкого мизантропа Свифта, неправда ли? Зачем нам Привратник? Нам не интересно знать – Чего не хочет автор? *** |