Когда-то светлой памяти Юрий Владимирович Никулин с неизменным своим юмором говорил: «Если меня спрашивают, чем занимается мой сын, я с гордостью отвечаю – он ударник!» В недавние времена «развитого социализма» это выражение трактовалось практически однозначно – человек ударно вкалывает на ниве соцтруда. Но великий клоун Никулин не был бы талантливым шутником, если бы не вкладывал в это слово другой смысл – его сын в молодости играл на ударной установке в вокально-инструментальном ансамбле. Да и действительно, как правильно назвать человека, сидящего за ударной установкой? Барабанщик? Очень узко и по-дилетантски – ведь такой музыкант, как правило, владеет не только игрой на барабанах. Ударные, которые можно слышать в больших оркестрах – это барабаны и ксилофоны, колокольчики и кастаньеты… Многие думают – ну что можно сыграть на ударных инструментах, они всего лишь фон. О, как они жестоко ошибаются! Так может рассуждать лишь тот, кто ни разу не слышал, как играет воронежский музыкант-ударник Владимир Павлович Шабашов со своими учениками. Владимир Павлович почти всю свою жизнь отдал музыке. Сегодня он заведующий кафедрой Воронежской государственной академии искусств, преподаватель Воронежского музыкального колледжа и музыкального колледжа им. Ростроповичей, школы искусств №7, является куратором класса ударных инструментов нескольких музыкальных училищ. Кроме этого, Владимир Павлович, что называется, «играющий тренер», он часто ездит на гастроли во Францию и Испанию, где для европейской публики дано более 200 концертов, причем три из них в мадридской «Аудиторио Националь». У него множество наград и званий: лауреат Всероссийского джазового фестиваля «Джаз 2006», дипломант международного музыкального фестиваля в испанском городке Баруэло де Сантильян, лауреат XII международного фестиваля «Джазовая провинция», лауреат конкурса им. М.М. Ипполитова-Иванова, лауреат премии фонда «Русское исполнительское искусство» и прочее, прочее, прочее. Музыкант успешно сочетает педагогическую и творческую работу, что тоже необычно. Ведь хорошо играть могут многие, а для того чтобы научить этому искусству, нужен особый дар. В начале 80-х при Воронежском институте искусств открылась музыкальная школа с очень интересной, новаторской по тем временам системой обучения, когда ученик занимается с одними и теми же преподавателями с 6 до 25 лет. Сохраняется преемственность стиля, методики. А несколькими годами позже по инициативе и при непосредственном участии Шабашова в Воронежской специальной музыкальной школе (ныне музыкальный колледж) при институте искусств открылся класс ударных инструментов. Были пробы и, конечно же, ошибки. Даже нет, не ошибки, просто опыта не хватало. Для ударных не писали музыкальных программ, мелодии подбирали на слух. Большое влияние в то время на Владимира Павловича оказал профессор Ленинградской консерватории Валентин Иванов. Он показал роль и место ударных в оркестре – ведь они полноценные его члены. В симфонической музыке используется около 100 ударных инструментов, а музыкант-ударник должен уметь играть на всех. Вспоминаются слова известного философа: «Без музыки жизнь была бы ошибкой». Так вот – симфонический оркестр без ударных тоже был бы ошибкой... Ученики Владимира Павловича сегодня становятся лауреатами и дипломантами всероссийских, международных и региональных фестивалей и конкурсов, таких, например, как австрийский «Wiener Klang». Многие его выпускники связали свою судьбу с музыкой: работают в высших и средних учебных заведениях, музыкальных училищах Тамбова, Липецка, Орла, ближнего и дальнего зарубежья, а также в концертных организациях Москвы, Воронежа, преподают в музыкальных учебных заведениях Китая, Германии, руководят творческими коллективами, открывают классы ударных инструментов в школах искусств. Студенты отделения постоянно выступают с академическим симфоническим оркестром Воронежского государственного гастрольно-концертного объединения «Филармония», с оркестрами Воронежской государственной академии искусств и музыкального колледжа им. Ростроповичей, вместе со своим наставником играют в концертных залах Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Большом зале Московской консерватории. Кроме того, Владимир Павлович в 1991-93 годах стал организатором и руководителем группы «Виртуозы Воронежа», куда пригласил одаренных детей из Воронежского музыкального колледжа. Они принимали участие в музыкальных фестивалях в Великобритании, где с ошеломительным успехом было сыграно около 60 концертов. Радио ВВС сделало после этих выступлений интервью с Шабашовым. А несколько лет назад и на Воронежском телевидении был снят фильм о классе ударных инструментов, творческой и педагогической деятельности талантливого музыканта. Захожу в Воронежский музыкальный колледж на улице Никитинской… Из-за закрытых дверей классов то скрипка зазвучит, то фортепиано откликнется звонким речитативом. Но вот раздаются еще какие-то волшебные звуки... Они похожи на весеннюю капель, или нет, скорее на слепой дождь. Такой, знаете ли, теплый-теплый, когда солнце выглядывает, и каждая капелька переливается, а потом непременно – радуга... Подхожу к классу, тихонько приоткрываю дверь. Владимир Павлович занимается со своими учениками, а волшебные звуки издает ксилофон. - Возьми октавой выше. Здесь же «фа»! Палочки держи правильно... А вы когда-нибудь задумывались над тем, что палочки можно держать правильно и неправильно? Мне кажется, что дети играют безупречно, но Владимир Павлович видит малейшие помарки. «Идеально, говорите?», - спрашивает он с хитрым прищуром и зовет к себе молодого человека. Сам садиться за барабаны, юноша становится за ксилофон. «Ну, слушайте!» Дальше происходило нечто невообразимое. Феерия! Музыка вырывалась, окутывала, нарастала, затрагивая тончайшие струны души... Звучала музыка, и в ней Перекликались ритмы дня, Всплывали голоса детей И пламя яркого огня. Ревел могучий океан, И время уплывало вспять… Я удивлялась: барабан, А может чувства пробуждать! - Семья у меня не музыкальная, - рассказывает о себе Шабашов. - Отец военный, был дважды ранен в Великую Отечественную, работал в военкомате, мама тоже, в общем-то, не музыкант. Только вот старший брат самодеятельностью увлекался. Дети наших соседей занимались в музыкальной школе. Я им позавидовал и тоже пошел туда, чтобы учиться играть на скрипке. Но это сложный инструмент, хотя он помог мне развить слух. Через два года я сменил ее на трубу. В моем родном городе Кирсанове Тамбовской области были очень популярны духовые оркестры. Потом стал играть на танцах, хотя тогда еще маленький был, семиклассник. Параллельно освоил гитару. После десятилетки я поступил в политехнический институт, музыка тогда казалась делом несерьезным. Проучился два года и понял – это не мое. Вернулся к музыке. Поиграть Шабашов успел на многих инструментах, но тяга к ударным была всегда. В ансамбле, где начинал гитаристом, барабанщик был откровенно слаб. Володя попробовал – получилось. В 73-м году поступил в Воронежское музыкальное училище по классу ударных инструментов. У него был очень хороший педагог, которому Шабашов и по сю пору благодарен – Виктор Прохорович Митошоп. Дальше был Воронежский институт искусств. В 1975 году его пригласили в ВИА «Вольный ветер», где музыкант играл до 1995 года. Двадцать лет в одном коллективе! Артисты пели не только патриотические песни, репертуар у них был богатым, исполнялась в том числе популярная иностранная музыка. С этим ансамблем Владимир Павлович объездил весь Советский Союз. А в Воронеже на концерты «Вольного ветра» невозможно было достать билеты. И мы, совсем еще девчонки, всеми правдами и неправдами прорывались на выступления своих кумиров и, конечно же, были влюблены в каждого из участников группы. К слову сказать, сегодня в нашем городе группы такого уровня нет. Хотя и времена изменились, и возможностей для творчества стало больше, и таланты не перевелись. Но они все больше по столицам сосредоточены… Сегодня династия музыкантов Шабашовых продолжается. Вероника, дочь Владимира Павловича и его жены, концертмейстера академии искусств Людмилы Петровны, с пяти лет училась в Воронежском музыкальном колледже по классу скрипки. И после его окончания поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных сразу на два факультета – оркестровых инструментов и в театр-студию Владимира Назарова, который с первых дней обучения пригласил ее на работу в Московский государственный музыкальный театр национального искусства. Вероника участвовала в постановке таких известных спектаклей, как «Поминальная молитва, или Скрипач на крыше», «Маленький принц», «Фрески», «О любви на всех языках», она занята в спектакле Олега Меньшикова «Игроки», работала над записью саундтрека к кинофильму «Золотой теленок», в кинофильмах «Дети Ванюхина», «Смертельное сходство». Начав свою гастрольную деятельность в девять лет с музыкальных фестивалей в Англии и Шотландии, Вероника и сегодня успешно ее продолжает, выступая как за рубежом, так и в странах СНГ и России, не пропуская и свой родной город. Ее младший брат Володя, ученик того же музыкального колледжа, несмотря на свой совсем юный возраст, уже стал обладателем Гран-при VII Международного детского фестиваля-конкурса славянской музыки «Гармония» и открытого регионального конкурса молодых исполнителей «Путь к совершенству». А ведь когда-то его жизнь висела буквально на волоске… Беда обрушилась на эту семью внезапно, погребя под чудовищной лавиной светлые надежды и творческие планы. Это были годы страха и отчаяния, годы борьбы за жизнь маленького Володи… Поэтому в книге судьбы Владимира Шабашова-старшего есть еще одна страница, о которой известно немногим, только самым верным и преданным его поклонникам. В декабре 2008 года состоялся первый благотворительный концерт заслуженного работника культуры РФ, профессора Воронежской государственной академии искусств Владимира Шабашова, его учеников и коллег. С тех пор эти концерты стали традиционными. На благотворительном аукционе, предваряющем концерт, раскупают все рисунки и поделки детей, беззаботное детство которых оборвала страшная болезнь. Музыканты исполняют произведения известных российских и зарубежных композиторов, популярную классику. Это поистине захватывающее и заряженное эмоциями событие в жизни города. Разнообразнейший репертуар концертов, необычное использование ударных инструментов, большое количество участников, известные и любимые воронежцами коллективы, оркестры, ансамбли и солисты неизменно, год за годом привлекают к себе зрителей. За пять таких концертов собрано более полумиллиона рублей. На вырученные средства было приобретено крайне необходимое медицинское оборудование для тяжелобольных детей из отделения онкогематологии Воронежской областной детской клинической больницы. «Вы отдали – и этим вы богаты. Но вы – рабы всего, что жаль отдать», - писал Максимилиан Волошин. И с этими словами трудно не согласиться. Замечательными качествами русского народа всегда были нравственность и обостренное восприятие несправедливости. Лучшие его представители, такие как воронежский музыкант Владимир Шабашов, всей своей жизнью и творчеством ежедневно и ежечасно доказывают эту истину. |