Казуистика в языкознании. Семинарское занятие начали с переклички. Преподаватель кратко выступил по теме. - Языкознание – важнейший раздел марксизма: до сих пор оставался без внимания классиков. Гениальный вождь и учитель мирового пролетариата товарищ Сталин решил устранить существующий пробел: он нацелил внимание всей советской общественности на этот важный вопрос: помог марксистам разобраться в сути дела, определил главное звено и по нему освободил всю цепь. Приступаем к изучению данного вопроса. По всей теме на семинарские занятия выделили шесть часов. Кафедра нашла целесообразным добавить два часа. Изучить одновременно гениальную работу Иосифа Виссарионовича Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В расширенном объеме будем изучать «Экономические проблемы» на втором семинаре. На пятом курсе – на кафедре экономике. Разработку темы языкознания Иосиф Виссарионович начал с определения базиса, надстройке. Кто даст определение? Смелее, смелее… Иначе вызываю по списку журнала. Нет смелых? Тогда… Агапов… Дайте определение базису - Базу? - Да, базису… - Так вот… Базу… - Базис, - уточнил преподаватель. - Я же говорю – базус, - поправился Агапов. - БазИс, а не базус. - Пусть базус: какое имеет значение? Так вот… - БазИс, базИс… Вам трудно произнести слово? Дайте определение понятию базИс. - Я и говорю – на русском языке: это основа, фундамент… Вот дом – его ведь строят на фундаменте. А без прочного фундамента – не построишь: на чем будут держаться стены? Так и вот – нужна основа, фундамент… Верно? Правильный… Глубоко посаженный… Из доброкачественных материалов. Прочный! - Это уже из другой оперы, - преподаватель перебил студента. - Я и говорю… - Агапов поправляется: перескочил на подсказанные позиции. – Даже для оперы нужна опора, фундамент. Основа любой оперы – оперетта, музыка, а затем уж – песни и пляски советских композиторов. В дополнение… - Давайте от темы не отвлекаться. Ответьте прямо на вопрос: как по-марксистски мудро Иосиф Виссарионович определяет базис? Дано в его гениальном труде «Относительно марксизма в языкознании». - Вот… я и говорю… То же самое… Вождь… Гениальный вождь мирового пролетариата, всех трудящихся масс Советского Союза… трудящихся… всего передового человечества… Иосиф Виссарионович Сталин… в своем… гениальном труде «Относительно марксизма в языкознании»… Так кажется? Так вот он - Иосиф Виссарионович Сталин, гениальный вождь мирового пролетариата и всех трудящихся масс… в своем… - Это мы уже слышали… - … дает гениальное определение… - Агапов треплется в том же духе. – В гениальном… тоже труде… «Относительно марксизма в языкознании…» - Садитесь! - Я же знаю! – Возразил студент. - Садитесь, садитесь… Кто следующий? Нет добровольцев? - Это только в Корею – добровольцев. – Зло пошутил Давид. - Да, добровольцы… - Как-то неопределенно повторил преподаватель. Наклонился к журналу. – Артюхов. - Артюхин, - поправил студент. - А у меня тут – Артюхов записано. - Правильно: Артюхин. Я хорошо знаю свою фамилию. - Исправлять я не вправе. У меня нет никаких оснований не верить учебной части: списки они составляют по документам. Могут знать фамилию лучше, чем вы… - Как это я не знаю свою фамилию? - Очень просто: допустили раз ошибочку – останется на всю жизнь. Был у меня студент Иван Моккеевич – через «о» и два «к». Сверились с документами – конечно! Так и у вас может быть: по документам – одно, а вы самозвано выступаете под чужой фамилией. Все у нас бывает! Во время чисток не с такими еще сталкивались. Но мы отвлеклись в сторону от основной темы семинара. Товарищ Артюхов… - Артюхин! - Ничего не знаю: смотрю по официальному документу – ему верю. Вы, товарищ… Артюхов… ответьте на тот же вопрос. - А я… отвечать не буду, пока не исправите ошибку. - Ничего не знаю… Не уверен, допущена ошибка. Пусть сверяют, исправляют… Допустили ошибку – пусть исправляют. Исправлю я – могут влепить выговор, неприятность другую, типа: халатность. У нас так: без вины виноватые. Отвлекаться в сторону не станем больше нам всем угрожает… Какое товарищ Сталин дал определение? - Марксистское - Марксистское: правильно. Сформулируйте его нам всем. - Я считаю: марксистское определение нельзя изменить – его просто зачитаю. - Нет, так не годится: вы – своими словами… А мы поправим при надобности… - А если я допущу отклонение от марксизма? - Ничего. Это ведь учебное занятие. - И на учебном занятии нельзя отклоняться от истины. - Мы и не станем отклоняться. Давайте определение. - Ну, базис… Базис… - С чем связан базис? – Помогает преподаватель. - Да, с чем угодно… - Как-то неопределенно произнес студент. - Что вы?! – Чуть не возмутился преподаватель. Решил выручить утопающего – это такой народ: не умеет мыслить самостоятельно – хоть вызубри. – С экономикой базис связан? - Связан… - А может, он является экономическим строем общества? - Очень даже… может быть… - Может быть или так оно и есть? - Это уж – как хотите! Вы Сталина читали, изучали… А нам… все это… - Значит, базис есть экономический строй общества… Продолжайте… - Значит, базис есть экономический строй общества… - Я вас просил: продолжить мою мысль – не повторять. - Это вовсе не ваша мысль – Сталина. - Верно. О чем еще упоминает товарищ Сталин во второй половине формулировки? - О надстройке… - О надстройке – дальше, а до надстройки? - О базисе… - Я-то знаю. Хочу от вас услышать полное определение базиса. - Значит, базис есть экономический строй общества… - А дальше, дальше… - Ну, что вы от меня еще хотите?! – Возмутился студент. - Хочу! Должны готовиться к семинарским занятиям. Садитесь! Дадим определение базиса полное: «Базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития». Подчеркиваю: «на данном этапе его развития». Это важно уяснить. Нельзя упускать. Бондюк… Пожалуйста, повторите определение базиса. - С самого начала? - Да, с начала… - Базис… Это такой строй… Экономический строй… Зависит от… этапа… и развития… - Что вы путаете?! - Я не путаю… - А кто же путает? Я путаю? - Нет, вы не путаете. - Может, тогда товарищ Сталин путает? - Нет, он путать не может… - Тогда дайте марксистское определение базиса? - Разве есть еще и немарксистское определение? - Есть и немарксистское… Вы только что сами дали… - Вы меня… не обвиняйте зря… Я учусь! - Учитесь! Садитесь пока… Вагин. Что вы скажете? - О чем? - Дайте определение базиса. - Вы же уже дали… - Да, я… а теперь вы попробуйте… - Ну, зачем? Умные вещи много раз не повторяют… - Где вы находитесь, Вагин? Повторите! - Хорошо: я повторю. По определению Сталина, базис есть экономический строй общества на данном этапе его развития. - Все правильно. Может вы сразу дадите определение надстройки? - Прежде – вы: я повторю. - Садитесь! Кто следующий? Волченков… Что вы скажете? - Я не против. О чем? - Дайте определение надстройки. - Надстройка – зависит от базиса… - Верно… Дальше! - Она бывает… - Что из себя представляет надстройка? - Разве я знаю?! - Садитесь. Дураков… - Я отвечать не буду: все смеются! - У вас фамилия такая… Отвечайте не вопрос. - По Сталину? Или своими словами? - Как можете… - Значит, по Сталину: «Надстройка – это политические, правовые, религиозные…» Я повторю: «Надстройка – это политические, правовые, религиозные…» Дальше забыл. - А вы – своими словами. - Еще сюда входит все государство. - Может, и правильно это… Разъясните. - Сверху донизу… Абсолютно все… - Пожалуйста, яснее вы излагайте свои мысли. - Что тут неясно? «Надстройка – это политические, правовые, религиозные…» Сверху донизу… Абсолютно все… - Куда входят философские взгляды? - Сюда… - Куда это – «сюда»? - Ну, сюда! - В базис или надстройку? - В базис входит одна экономика. - Не совсем, но, в основном, верно. Значит, философские взгляды… - Это базисная надстройка… - Надстройка над базисом? - И так можно сказать… - А как верно? - По всякому верно… - А политические, правовые и другие учреждения куда входят? - В министерства… и в совнарком… - Да… в надстройку, хотите сказать? Что-то плохо все подготовились к семинарскому занятию: времени что ли не было? Или сложные вопросы подняты? Если мы такими темпами будем и дальше изучать языкознание, то и до второго пришествия не уложимся. Садитесь. Дураков. - Опять оскорбляете?! - Я только назвал вашу фамилию. - А зачем ее лишний раз называть? И тон ваш… не-марксистский… - Не пререкайтесь! Сейчас мы разберем такой вопрос: существует ли взаимосвязь между базисом и надстройкой? Если существует, то какая? Кто ответит? Нет желающих? Тогда Иванов… Александр Иванов… - Диалектический материализм установил… тесную связь между различными явлениями… Все взаимосвязано… Находится в борьбе… во взаимовлиянии… - Конкретнее… - И базис тоже влияет на надстройку… - Только влияет? - Они взаимосвязаны… Надстройка тоже влияет на базис… Они взаимосвязаны… И… - Что «и»? - И… взаимосвязаны… Базис влияет на надстройку… А надстройка на базис… - Конкретнее. - Они влияют постоянно… Во всех условиях… - Больше вы ничего не скажете? - Вы хотите о диалектике? - Нет, о базисе и надстройке. - Тогда так: базис влияет на надстройку… А надстройка… зависит от базиса. - Посидите немного… Иванов… Василий… Что вы скажете? - Вы хотите… дополнить? Или… начать с самого начала? - С начала… лучше… - Тогда так: базис есть экономический строй общества на данном этапе… - Мы все это уже слышали… Пожалуйста, расскажите, какие взаимоотношения существуют между базисом и надстройкой? - Добрые отношения… - Всегда ли эти взаимоотношения добрые? - Пока не разругаются… - Упрощенно это… Но верно… Уточните свою мысль. - Вот нас два друга: не разольешь водой – бывает же такое. Но… не поделили девчонку. – Всеобщий смех. Студент обращается за помощью к преподавателю. – Ну, чего они ржут? Зубы скалят: я говорю серьезно. Вот точно так происходит между базисом и надстройкой. Если они не поделили… Ну, хоть… что-нибудь… Если между ними происходит конфликт и революция… - Лучше сказать: недоразумения… Отмечено несоответствие между отдельными надстройками и базисом: они забегают далеко вперед или отстают. Вот тогда может разразиться конфликт. Пока что не революция – обычный конфликт. Если дело доходит до революции, тогда сметают феодальное господство, капитализм… Это уже другой вопрос: сейчас на нем не будем останавливаться: вернемся еще для подробного его изучения. Пойдем дальше. Вы садитесь. Сейчас мы сообща разберем очень важный вопрос: является ли язык базисом, надстройкой? Или – не является? Что конкретно из себя представляет язык? Только попрошу активнее включиться в обсуждение… Эх, звонок… После перерыва – продолжим обсуждение. Вот так медленно и упорно усваивают студенты азы политической грамоты, основы марксизма-ленинизма. Признаться, скучная эта наука, но что поделаешь? Без знания основ не выпускают из стен вуза грамотного специалиста. На усвоение марксизма-ленинизма выделяют больше часов, чем на изучение специальных дисциплин. Иначе нельзя: сознательность и преданность специалиста зависит от степени завинченности шурупов в головах. Партия не может доверять руководящие административные и технические должности не знакомым с основами ее идеологии любым проходимцам. Иссушают мозги, ломают головы студенты: усваивают премудрости политической софистики. Кому все это надо? Надо, верно… Надо! Зря бы не пичкали… Возможно, пичкают зря. Совсем зря. Заполняют пробелы образования, околпачивают молодых людей: пусть вырастают послушными. Сознательными. Сознательность – это непрекословие, соглашательство… Податливость… Не во всем – только в вопросах политического руководства. Во всем остальном руководитель должен звереть – это и есть основной принцип волевого руководства. Молодых людей со студенческой скамьи готовят стать послушными исполнителями, хорошими руководителями… Готовить себя к этому… Не столь уж тупоголова наша дяревня: просто дети мужиков без интереса и удовольствия воспринимают чуждую им политграмоту: кому это нужно? Зубрят… Разбираются… Нет, не легко дойти до уровня сталинского марксизма: ведь это и есть ленинизм, доведенный до степени абсурда. До примитива просто пишет Сталин, но его партийные и политические вещи чудного характера. Языкознание… Кому оно нужно? Насреддинову ослу под хвост: больше некуда девать. Пусть себе филологи – и еще кто? – изучают, но нам зачем? И без того тошно… Языкознание… Ввек это слово не услышишь – на тебе! Разбирайся… Грызи зубами основы науки… Штудируй… Взбирайся по каменистым тропам… … После перерыва опять началось… - Язык… Язык это… слово… слова… много слов… тысяча… тысячи… многие тысячи… даже миллионы слов… смесь… состав слов… - Совокупность слов, - подсказал преподаватель. - Да, и совокупляемость… Состав – тоже… Это и есть язык – наш великий, прекрасный, могучий Русский язык: на этом языке говорят подавляющее большинство прогрессивного человечества. Не зря Владимир Маяковский написал: «Я Русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин». - Все это правильно. Но вы… конкретнее. - Что еще можно сказать о нашем языке? Это – язык прогрессивного человечества. Это – язык Пушкина и Толстого. На нем писали классики марксизма-ленинизма. До сих пор на великом Русском языке создают самые лучшие… передовые… прогрессивные… великие произведения… социалистического реализма. Достойные нашего современника и потомкам будущего коммунистического общества. И мы изъясняемся на этом языке… на языке… разума и прогресса… И занятия тоже ведут на Русском языке. - Как вы определите предмет языкознания? - Языкознание? Это ведь… тоже – слово. И марксизм-ленинизм считает… языкознание конкретно… оно соответствует знаниям нашей великой эпохи… правильно отображает все требования и положения… все законы и закономерности жизни. И бытия… Точно: бытия, а оно – не одно сознание, а шире. И базисные явления в ней отображаются широко и глубоко. И… нагрузка… тоже связана… с языкознанием. - Вы хотели сказать – надстройка? - Да – тоже… Ведь надстройка – это тоже строение… из доброкачественного материала. А если базис существует… конкретно и реально… Со всеми своими свойствами и положениями. Во всем многообразии жизни… проглядывает – базис! Ведь это и есть смысл и фундамент всего сущего. - Так-то так… Пожалуйста, не отклоняйтесь от темы. Отвечайте прямо на поставленный вопрос. - А я… прямо… И творчески… Ведь я – не догматик… Ведь я – не марксист… Ищу я во всем, всегда – рациональное зерно. Главную цепь… Не языкознание ведь сейчас главное – а наука, а в ней закопались аракчеевцы. Вот в чем смысл! - Аракчееевцы засели не в самой науке, а только в языкознании. - Не перебивайте меня: я это знаю, хочу сказать… - Да, но это уже другой вопрос. - Как смотреть на это дело: может быть тем же вопросом и другим… … Студенты разговоры чаще ведут о выпивке и закуске. В таких разговорах Олег Кодлов еще участвует на паритетных основаниях. Подбросит хохму – для лучшего усвоения текста и закусочной стадии пищеварения. Только заведут разговор о лучшей половине человечества – все: Олега нужно удалить из благородного общества. Иначе он заводит волынку однотипного смысла. Из его слов-высказываний узнаешь самые невероятные вещи – о тех самых Женщинах. Высказывает от свои плоские пошлости на полном серьезе. Фактически – юмор: не взвешенного, не сбалансированного свойства. Скажет что, как вонюче перднет. Из его репертуара: Женщина – постельная принадлежность общественного питания Со времен знаменитой Хавы-Евы Женщины приобрели общественное значение, влияние или форму бытового состояния. Они входили постепенно в структуру меблировки квартиры и прочих модностей. Во Франции индустрия Женского благополучия, красивой одежды и здорового секса занимает ведущие позиции в национальных приоритетах. Прежде такое случалось в массовом порядке вещей: жен-Женщин держали взаперти – остерегались их показывать: способны разрушить любую репутацию, да и отнять их можно довольно легко – только посули, да потраться. Прояви свою щедрость. Сейчас Женщины вышли на широкую дорогу общественной деятельности. Все! Пропали Мужчины, Женщины – уже давно пропали, а общественную деятельность непременно загубят. То ли еще будет! Ой-ой-ой… |