Ежедневный опыт воспитания собственных детей и общение с другими родителями позволили мне сделать некоторые выводы, которые мне было интересно сопоставить с прошлыми историческими аспектами в области воспитательного процесса. Развитие цивилизации постоянно вносит коррективы во взаимодействие людей на всех уровнях- семьи до международных отношений. Цивилизованные методы манипуляции отличаются усиливающейся тенденцией к ненасильственным действиям на договорной основе. Создаются международные политические и экономические союзы и коалиции для контроля и надзора за участниками международных отношений. Уходят в прошлое захватнические войны, приоритетным становится красивое «лицо» на мировой политической арене, что не мешает использовать иногда не менее жестокие методы экономической блокады и межгосударственного шантажа. Воспитание детей в современных семьях цивилизация также делает миролюбиво- договорным, уважая свободу человека с самого рождения. Но любой договор предполагает обоюдную ответственность, которую дети, в силу раннего возраста, к сожалению( или к счастью) еще не могут осознавать, а значит и нести ее. Способность к полноценному самоанализу формируется у детей приблизительно к двенадцатилетнему возрасту, и только затем возможно понимание ответственности. Еще столетие назад детей воспитывали в слепом безусловном подчинении родителям и... Богу. Религиозные каноны совести внушались безапелляционно, что отнюдь не являлось препятствием для дальнейшего самостоятельного духовного развития взрослеющих творческих личностей. Методы воспитательного воздействия были принудительными, иерархия в семье не подвергалась сомнению. Царила диктатуры семьи. В результате люди не занимались ежедневными внутрисемейными баталиями за индивидуальные психологические границы, а были свободны для творческого развития, каждый- по своему предназначению, что и является в итоге смыслом всей человеческой жизни. В современных условиях детей часто воспитывают лишь на договорной основе, чуть ли не с момента рождения, тем самым подвергая их обоснованным сомнениям в прописных истинах человеческой культуры, этики поведения и морали в социальной среде. Но маленькие дети сначала способны только играть, изучая мир. Задавая взрослым вопросы, они ждут уверенных ответов, они строят в детстве незыблемую фундаментальную опору, в которой будет нуждаться их взрослость. Раньше религия служила этим целям( в советское время главную роль играл общественно- политический кодекс,- тут неважно, плохой или хороший он был). А сегодня многие взрослые предлагают детям непосильную и ненужную в раннем возрасте «свободу», снимая с себя родительскую ответственность за их элементарную психологическую безопасность в таком огромном и разном мире. Дети охотно играют в предложенную взрослыми договорную ответственность, но не в силах ее осознавать, поэтому активно используют в такой игре запрещенные ответственностью инструменты лжи. А родители узнают об этом зачастую слишком поздно, нанося непоправимый ущерб своим детям. Какой уж тут творческий поиск! Дети долго разбираются со своим местом в семье и обществе, и логические выводы производят подчас совсем далекие от прописных истин, вынужденные использовать лишь собственный поведенческий опыт без основательной духовной составляющей. Множится количество людей психологически и социально неадаптированных, закомплексованных уродливыми сомнениями с рождения, лишенные свободы полноценного творческого поиска, духовно незрелые и принципиально не готовые укреплять свои духовные позиции. Растет ложь во взаимоотношениях, во лжи могут быть воспитаны следующие поколения. Человек нуждается в опоре, и лучше, если она дается ему родителями сразу и безусловно (для того, собственно, они и приставлены). Опора в виде аксиомы, а не теоремы, которую потом приходится больно доказывать на протяжении долгих лет жизни. А дорогое время человеческой жизни предназначено для активной деятельности в интересной и радостной сфере творческого развития, для реальных свершений во всеобщее благо. |