Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Елена Хисматулина
Чудотворец
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
ПРЕДНОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Валерий Белолис
Перестраховщица
Иван Чернышов
Улетает время долгожданное
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Литературно-критические статьиАвтор: Анастасия Марина
Объем: 4868 [ символов ]
Арво Метс: «Это я доносчик Богу на себя и людей»
Мы привыкли зачитываться верлибрами Чарльза Буковски, натуралистичными и эпатажными.
 
А знаете ли вы, что примерно в одно и то же время с Буковски (1920 — 1994) жил и писал русский теоретик и практик верлибра Арво Метс (1937—1997)?
 
О Метсе говорят так: «странный поэт, озабоченный проблемой русского верлибра».
 
Ржавая кольчуга
Дон Кихота
заставляет
прямо держаться.
Не дает
от усталости
упасть.
 
"Свободный стих представляет собой качественный скачок – переход от слогового стиля речи к новой стихии – к стихии полнозначного слова. Основой, единицей в свободном стихе становится любое значимое слово...", - писал он.
 
Во вступлении к своей последней книге “В осенних лесах” (1997) он написал: “В основе настоящей поэзии лежит нравственное начало, без которого все здание будет построено на песке”.
 
Русский поэт с эстонскими корнями с огромным энтузиазмом стремился преобразовать поэтику русского стиха, отказавшись в свое время не только от размера и рифмы, но и от пунктуации, что вызвало бурю эмоций у тогдашних редакторов толстых журналов: его упорно отказывались печатать. При этом сборник Метса “Осенние прогулки” (1970), стал первым сборником верлибров в нашей новейшей истории.
 
ОСЕННИЕ ПРОГУЛКИ
 
Легко ранить
звуком баяна,
уголком желтого листа.
 
«Метсу, надо сказать, помогало его происхождение — недаром его первая книга верлибров вышла в Эстонии. То же и в Москве: ему, как “национальному кадру”, было позволено чуть больше, хотя и меньшим тиражом».
 
Метс работал совершенно с другим «языковым» материалом, чем Буковски, его верлибры полны сдержанной лирики, символизма, пейзажных деталей, Арво не стремился шокировать читателя, а скорее стремился показать ему «застывшее мгновение», тихо говоря: «Смотрите».
 
Вешая пеленки
на балконе,
вдруг останавливаешься,
ошеломленный мирозданием.
У кончиков пальцев
мерцает звезда.
 
Интересно, что в отличие от многих революционно настроенных в то время поэтов, работающих в жанре свободного русского стиха, например, В.Бурича и К.Джангирова, Арво Метс не выступал резко против традиционного русского стиха. Даже в этом проявилась его доброта, понимание «жизни как миссии, как незаметного, но высокого все же подвига», он просто делал свое дело, писал, в своих миниатюрах акцентируя внимание на простоте:
 
После поэтов,
не любящих простоты,
я хочу - к ее истокам.
Хочу домой,
где отец - садовник
и собирает книги.
Мать моя все полнеет
И задыхается -
будто несет на себе
меня, мою поэзию,
запутанную жизнь и поиски.
 
Метс часто обращается к абсолютно прозаическим бытовым ситуациям, представляя их совершенно в другом ракурсе:
 
В ЦЕХЕ
 
Хочу увидеть...
Только в мыслях можно увидеть,
как из металла,
солидола и ругани
встают гриновские города.
Хочу обнять красоту
и никак не могу.
Между трудом и красотой -
десять превращений.
 
У Арво можно встретить верлибры-вопросы.
 
Сколько часов
или веков
уже стоит
в подземном переходе
эта старушка
с протянутой рукой,
оцепенев живым
изваянием
Горя?
 
В таких, на первый взгляд, простых вопросах чувствуется невысказанная авторская боль за человека и даже за время и страну, в которой он жил.
 
Как много
на великой Руси
шевелится тихих губ
в отчаянии…
Когда их
услышит
Бог?
 
Рискну выразить свою точку зрения на творчество Арво Метса… на мой взгляд, его можно охарактеризовать одним словом − «НЕбезраличие» .
 
В осенних лесах
душа
так тиха.
И слышит
свой голос,
заглушенный веком.
 
В стихах Метса нет моралистки и стремления навязывать свои идеалы, но есть ценности, которыми автор готов с радостью поделиться с читателем:
 
Копать землю,
устав,
поднять голову
и замереть
перед красотой
золотой березы
— в этом, вероятно, и есть
предназначение человека.
 
Знакомьтесь, Арво Метс – тихий лирик и громкий реформатор русского стиха.
 
* * *
 
Безденежный человек
ходит по городу.
Туманные звезды
дрожат на морозе.
 
Безденежный человек -
безрукий человек,
безногий человек,
безглазый человек.
 
В городе зажигаются огни,
и все видят –
у безденежного человека
голубые глаза.
Это не помогает.
 
* * *
 
Народ наш -
сфинкс
многомиллионноголовый...
Какие еще тяжести
выдюжишь ты
на своих плечах?
От какой соломинки
Лопнет твое терпение?
И опять будут
реки крови?
 
Больше стихов Арво Метса здесь:
 
 
При подготовке статьи были использованы материалы из публикации Натальи Метс:
 
 
С Теплом,
Анастасия Марина
 
C картинками здесь:http://www.myjulia.ru/article/570577/
Дата публикации: 13.11.2012 19:06
Предыдущее: безумноСледующее: Смирилась

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.

Рецензии
Елена Куприянова[ 15.11.2012 ]
   Господи! Это целый, это прекрасный мир человека! Это высокая поэзия,
   которую впитываешь, впитываешь, впитываешь.
   Спасибо огромное, Анастасия за эту публикацию! Буду к ней возвращаться обязательно...
 
Анастасия Марина[ 15.11.2012 ]
   Елена, я безумно рада!
   У меня была одна цель: вернуть поэта читателю.
   Здорово,что это получается.

Марина Соколова
Юмор на каждый день
Светлана Якунина-Водолажская
Жизнь
Олег Скальд
Мой ангел
Юрий Владимирович Худорожников
Тебе одной
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта