Древние храмы, первых веков, имели алтарь, отделенный лишь возвышением и четырьмя колоннами, как бы влитый в общее пространство церкви. Волна взаимного доверия между алтарем и хором не угасала тысячу лет и докатилась и до Руси. (Десятинная церковь.) Примерно с 16-17 веков, у нас по крайней мере, алтарь приобрел современную форму - сплошной деревянной перегородки, которая глухо отделяет верующих от священнодействующих. Большую часть службы альтарь закрыт, только две маленькие двери открыты. Некоторые более древние церкви, переживавшие реконструкцию в то время, сохраняют даже врезку в стены несущей конструкции - деревянной балки - над алтарем, для обустройства новой стены. Наши храмы южные, украинские, отошли от древности чуть-чуть меньше. В них перегородка алтаря - это хоть и стена, но не до самого потолка, даже после пореформенной реконструкции. (София Киевская). Греческие и грузинские храмы и посейчас сохранили алтарную перегородку не в высоту здания, а чуть более роста, больше похожую на переносную или складную ширму. Так и кажется - вот выйдут два молодых дьячка, сложат ее и унесут. У нас пошла еще новая мода - ставить ограды внутри центральной части, так уже во многих церквах (Трапезная в Лавре). Еще и мода запирать их на калиточки. Стоять службу в алтаре - еще сто лет тому назад можно было, пускали, во времена Лескова ("Запечатленный ангел"). Сейчас уже не пустят. Коррупция мира - это не статическое состояние, а нарастающее. Кризис веры длится столетия - и становится только острее. Сакральное от профанного отделила пропасть, Церковь, может быть, даже неосознанно, защищает священнодействие, святая святых, от участников, которые потенциально несут профанацию, суеверие, потребительство. Я не плачу о мире, траченном грехом, когда смотрю на мир. Птицы неверующие. Демократы также. Я плачу, когда смотрю на закрытый алтарь. Дело, как вы понимаете, не в мире, а в людях, во всех нас. Церковь - это собрание людей, и как оно символично разделено, так мы и живем. |