Байрон и XXI век - Предисловие к Дон Хуану ------------------------------------------- ----------------- Прометей, патриот, протестант ------------------------------------------- ----------------- Прометей, в ряде других замечательных качеств, выражается в таких высоких устремлениях как в пат- риотизме, страстном желании отдать жизненно важ- ное - огонь людям, готовности пожертвования самим собой. Джордж Гордон Ноел Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне в английской аристократической семье, образование получил в Кембриджском университете, по- томственный член палаты лордов. С первого своего поэтического сборника, вышедшего в 1807 году, с девятнадцати своих юных лет Прометей- поэт Байрон приковал себя патриотическими цепями. Английские барды, узрев талант, возжелали приобщить молодое дарование к своей "школе", пишущей оды суще- ствующим порядкам и природе. Ответ Байрона английским бардам последовал незамед- лительно, продемонстрировав истинное назначение поэта, несущего огонь просвещения своему народу. Таким же страстным было и первое выступление молодого лорда Байрона в английском парламенте в 1812 году. Честь поэта, долг патриота, несущего огонь Прометея звучали в речи лорда Байрона, горячо желавшего защитить права униженного и голодного люда. Эта и последующие речи лорда Байрона не возымели надле- жащей реакции в парламентской среде. Как Прометей, покинув обитание богов, ушел с огнем к народу, так и Байрон, уехал из своей страны, неся огонь просвещения, путешествуя по странам, где осуществлялись его мечты сражения за честь и свободу, находясь в рядах сражающихся итальянцев или испанцев. Горячо желая лучшего для своей родины, их чужих краев Байрон писал: Воспрянь! (не Греция - она среди воспрявших!) Воспрянь, мой дух! Помысли же так, в ком Кровавый жизни путь его озер родных, А затем, берись за дом! (Миссолонги, 22 января 1824 г.,см."...Мне 36..."- в списке переводов - В.П.) Счастлив тот, кто познал радость принося пожертвование, бессмертен тот, кто принес себя в самопожертвование. Байрон вполне состоятельный гражданин, имевший почетное рабочее место, мог бы до глубокой старости заседать в па- лате лордов и использовать свой безграничный поэтический талант для поддержания своего имидж-статуса. По крайней мере, мог бы молча презирая бездушных и эго- истичных во все века чиновников, писать о красоте приро- ды, лебединых озер. Но, Байрон, молодой человек с сердцем, облаченным чес- тью поэта-просветителя, устремился в страны, где "мыслит каждый так как он", и сражается за свою честь и свободу. Сначала была Испания, воевавшая против соседей-захватчи- ков, гуща борьбы итальянских карбонариев, потом - Греция, восставшая к борьбе за независимость. В воюющую Грецию Байрон отправился, чтобы принять учас- тие в боевых действиях греческой армии, проявив органи- зационный талант по сплочению отдельных групп повстанцев, а также на собственные средства снарядил военный корабль и полтысячи солдат. Но, на войне бывают смертельные опасности, которые ранят человека ранами пострашнее, чем пулями или саблями; они приносят большие страдания и муки и даже не излечиваются. В северных странах воины погибали от обморожения, в юж- ных странах воины и первопроходцы массово гибли от маля- рии, лихорадки. Насколько печально трагично, когда молодой человек поги- бает в чужой стране, сражаясь за ее независимость по зову свободолюбивого сердца, настолько божественно символично, что Прометей-поэт Байрон погибает на родине Прометея, при- неся самого себя в жертву за свободу и независимость этой страны - Греции. Целый ряд поэтов писали о Прометее, но только Байрон воистину причастен к судьбе Прометея. Насколько Прометей мифологичен, настолько Прометей-поэт Байрон символичен и реален. Находясь в сражающейся греческой армии, в период ее актив- ных боевых действий, Байрон заразился лихорадкой и погиб как воин, не получая возможности излечения. Последнее свое стихотворение поэт писал, когда ему испол- нилось тридцать шесть лет: Когда от славы почести - героя похоронный час, И лоб его венчает бинт. (Миссолонги, 22 января 1824 г., см. там же) Личный подвиг одного - незабываем. Пусть каждый так пос- тупит - так считал Байрон. Один факел протеста тоже осве- щает тьму рабства. В своем глобальном произведении "Don Juan" (испанское имя Хуан, "Don" - titulo honorifico, т.е. почетный титул "дон"), даже в имени героя поэмы - Хуан, которое англича- не никогда не произносят в испанском произношении, как, впрочем, и русские, - выражен протест поэта. В латинском языке есть словосочетание alter ego, т.е. второе "я" или ближайший друг. И, если вглядеться в первый стих Песни первой "Дон Хуана", видим - героем поэмы выбран friend Don Juan, т.е. друг или же второе "я". И, хотя, we all have seen him in the pantomime, т.е."ви- дали мы его на разных сценах" - и в театрах, и в жизни, но это совершенно не тот дон Хуан (дон Жуан), именем которого как "донжуанство" назвали способ жизни пройдох и ловеласов. У Байрона иной Don Juan, от которого осталось только имя- Хуан, столь обычное в Испании, как John - Джон у англичан или Иван у русских. В этом двойной протест поэта. Дон Хуан Байрона достойный человек, прежде всего в любви и, вообще, в личной жизни: indoneus ut bellum gerat - дос- тойный и ведет себя достойно. Иначе Байрон и не мог писать о дон Хуане, подразумевая в своем герое себя лично. Монументальное произведение Байрона "Дон Хуан" в XXI веке будет читаться как описание жизненной позиции поэта в личной жизни, в стремлении к путешествиям, в бесконечном познании стран и народов, в стремлении личности туда, где признаются честь и справедливость, своим личным достоинством протестуя против главенства равнодушия,бессовестности и личного стяжа- тельства, против недостойного, что "правит как больным-умом" (Шекспир, Сонет LXVI), в бескорыстном участии в сражениях людей, борющихся за свою свободу. Джордж Гордон Ноел, лорд Байрон - национальный герой Греции. ------------------------------------------- --------------------------- Василий Панченко |