ИЕРАРХИЯ Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле. Исх. 20,12 Взаимоотношение поколений – тема болезненная и вечная. В нашей стране оно в последнее время обострилось особенно. Связано это, конечно, с увеличением темпа жизни, но главным образом с насильственной переориентацией государства в 90-х годах на хищнически-капиталистические отношения. Послевоенное поколение, сегодняшние дедушки и бабушки, сложившуюся ситуацию не понимает и не принимает. В своем неприятии разделилось оно на два лагеря: одни находятся на позициях социализма-сталинизма, а другие идеалом считают Россию до 1917 года. Молодое же поколение вынуждено мириться с тем, что имеет, вольно или невольно ориентируясь в основном на западные ценности, как самые внешне авторитетные. К сожалению ситуация уж больно напоминает ту, которая была у нас в преддверии революции 1917 года. В какой-то степени непонимание и неприятие сегодняшнего времени старшим поколением проецируется на детей, невольных носителей его. По этой причине мы и наблюдаем особенно обострившиеся отношения между поколениями. Я отношусь к поколению послевоенному и, с одной стороны, имею шанс видеть его взаимоотношения со своими детьми, а с другой стороны, хорошо помню наши отношения с родителями, прошедшими войну. Стал я как-то вспоминать, как в молодом возрасте воспринимал своего отца. От этих воспоминаний стало неловко и даже стыдно за себя. Так разговаривать со своим отцом, как это позволяют себе сегодня многие молодые люди, я не мог, что-то сдерживало, но, разговаривая в то время сам с собой, отца своего часто осуждал и критиковал, поэтому в жизни при естественном притяжении искусственно сторонился его. Страдал, переживал, понимал, что так быть не должно, но представить себе очевидное, что незрелый и непонимающий именно я, не мог. Очевидным это тогда совсем не казалось. Да! Отцу в семье досталась самая тяжелая, возможно, несимпатичная роль, но очень важная. С одной стороны, он обеспечивает семью материально, а с другой – должен быть духовным стержнем семьи. Именно он постоянно направляет детей своих на рост духовный, нравственный и интеллектуальный, не только своей деятельностью и жизнью, но и тем, что находится рядом, именно в поле их зрения. Несмотря на то что прямого контакта порой очень мало, детям это часто все же не нравится, это кажется «против шерсти». Постоянно доказывать отцу, что ты в этой жизни чего-то стоишь, представляется напряжением дополнительным и ненужным. Ведь как интересно, захватывающе и забавно жить только в своей молодежной волне, папе ничего не доказывая, он же не видит. Но это только кажется. Стремление в чем-то реально отличиться, чтобы получить папино одобрение, и есть для детей самое важное, именно это делает из них настоящих, качественных людей. То, что исходит от отца, – это, как правило, выверенное, необходимое и проверенное временем. Молодежные волны быстро опадают, и содержимое многих из них забывается как пустое, чужое и ненужное. Проходит время, и человек вдруг ясно видит, что обязательно остается то, в чем он пытался заслужить оценку отца. Безусловно, что эти размышления касаются семей здоровых, тех, где отец в иерархии семьи занимает положение, определенное ему Богом. Сейчас-то, когда позади целая жизнь, все понятно, ясно, как важна в семье иерархия, и «Почитай отца своего…» – не просто красивая фраза, а закон, данный нам Богом. Здесь нужно не рассуждать, а исполнять. Особенно важно исполнять, когда молодой и еще не понимаешь. Об этом задумывался и писал философ Иван Ильин: «Ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеею ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица, преклоняясь, но не унижаясь; и научается мириться с присущим ему самому низшим рангом, не впадая ни в зависть, ни в ненависть, ни в озлобление. Он научается извлекать из начала ранга и из начала авторитета всю их творческую и организационную силу, в то же время освобождая себя духовно от их возможного “гнета” посредством любви и уважения. Ибо только свободное признание чужого высшего ранга научит переносить свой низший ранг без унижения». Каждая девушка, выходя замуж, должна четко знать семейную иерархию и роль отца в ней. Став матерью, она автоматически становиться ключевой фигурой в семье. Позиция, которую она занимает, делает семью либо здоровой и процветающей, либо вносит в нее бациллу гниения и развала. Всю жизнь она, находясь в постоянном контакте с детьми и мужем, занимается настройкой этого инструмента под названием «семья». Инструмент может играть красивые мелодии, а может постоянно фальшивить и издавать звуки безобразные. А дети из своей семьи уносят либо красоту и гармонию, либо фальшь. На бытовом уровне эту идею можно выразить так: умной жене совсем не обязательно во всем понимать мужа, достаточно в исполнении закона иерархии показывать пример детям. Глупая свое непонимание может проецировать на мужа, находясь в постоянном раздражении и агрессии, может навязывать то, что понимает на уровне женском, пытаясь заставить отца играть роль дублера, вторым языком зализывающего детей. Очевидно, что эта позиция ложная, противная Божьим установлениям. Убивает она любовь, нравственно уродует детей и разрушает семью. Женщина по своей природе должна стремиться к смирению, ее предназначение – хранить мир и любовь в семье. Это только начало темы, темы важной и очень непростой. Начата она с семьи, с одной стороны, потому, что для каждого из нас ее проблемы близки и понятны, а с другой – именно проблема иерархии, неправильно понимаемая в семьях, негативно отражается на всей жизни. Уже в семье мы видим кучу противоречий, в основе которых лежат вопросы иерархии и проблема вечная – взаимоотношение поколений. Многие, идя по жизни, с удивлением отмечают, что куча эта становится все круче и выше. Отчего же она все растет, а в зрелые годы рушится на многих и даже кое-кого убивает? Думаю, и это даже очевидно, что виной тому идеи свободы, равенства и братства, гуляющие в мире с девятнадцатого века и порой совершенно неправильно понимающиеся людьми. Идеи эти искусственно были навязаны нашему народу в начале двадцатого века, причем в самой примитивной, почти животной трактовке. Как раз они были родителями феминизма. Кривизна появляется тогда, когда этими идеями пытаются заместить иерархическое устроение жизни, данное нам Господом. В семье, например, как и везде, есть ролевые функции, но равенства нет. На работе нам не придет в голову, что мы равны руководителю организации. Придя в церковь, мы не сомневаемся в духовном превосходстве священника, и искренне называем его отцом, или батюшкой. Кстати, именно Церковь дает нам пример разумного иерархического устроения. Когда неправильно понимается иерархия, то в семьях становятся главными то женщины, то дети, а порой и животные. Теряется уважение к старости, к мудрости. Получается то, что мы сегодня наблюдаем все это, но, к сожалению, мало кто понимает степень ужаса и трагичности ситуации. Дочь убивает мать, чтобы иметь площадь для сожития с любовником. Внук убивает деда, чтобы продать его ордена и купить дозу наркотиков. Страшно, что наше общество ставит эти случаи в общий ряд негатива и не понимает, что этой позицией подписывает себе смертный приговор. Нельзя их рассматривать только с позиции законов, написанных человеком. Не на этих законах держится человечество, а на законах духовных, нравственных. Здесь мы видим такое их нарушение, которое выявляет не только духовное падение нарушивших, но и общества, не содрогнувшегося сегодня оттого, что не могло даже прийти в голову гражданам нашим всего два десятка лет назад. Нет сомнения, что духовно и нравственно мы последние годы неуклонно деградируем. Выход, думаю, есть. Надо прекратить, наконец, морочить головы народу демократией, свободой и толерантностью. Очевидно, как сложны для человека эти понятия, и неправильное их толкование убивает нас. К демократии общество наше не готово и еще долго не созреет. Более того, западная демократия не только зашла в тупик, но и нам никак не подходит. Свобода понимается только как вседозволенность. Великий Василий Розанов о свободе говорил так: «От “свободы” все бегут: работник – к занятости, человек – к должности, женщина – к мужу. Всякий к чему-нибудь. Все лучше свободы, “кое-что” лучше свободы, хуже “свободы” вообще ничего нет, а она нужна хулигану, лоботрясу и сутенеру». Толерантность – почва, на которой сегодня произрастает зло и разврат, и поле, где постоянно пытаются извратить очевидное, назвать добром то, что всегда считалось злом, и спровоцировать людей на поддержку бесовства. Глупо навязывать западную толерантность народу, который явил миру самый великий пример в истории человечества мирного, доброго совместного существования на одной территории сотен культур и народов. Кстати, достигнута эта вершина была в монархическом государстве, где удивительным образом уживались принципы иерархические и демократические. Хорошо бы нам попытаться максимально правдиво восстановить собственную историю и заново вернуться к изучению ее. Может, путь в благополучное будущее начинается именно с этого? |