«При конце романа я заметил, что стенографка моя меня искренно любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова, а мне она всё больше и больше нравилась. Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я и предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны.» Из письма Ф.М.Достоевского к Апполинарии Сусловой Мой друг и враг, надежда и печаль, дар Божий иль гостинец от лукавого, душа свернулась в ржавую спираль под злобным взглядом Цербера трехглавого. Нет больше сил, желанья и огня – окончена безумная мистерия. Болит висок, пылая и садня, притоком крови дни былые меряя. Накинул мне петлю Невы изгиб и стал до спазма этот город душен мне. Я – образ, я - безликий прототип: Полина, Настя, Катерина, Грушенька*. Распятая на тысячах страниц, на сотни слов рукой твоей развеяна, собой наполнив души книжных лиц, осталась куклой, блеклой и растерянной. Пила любовь по капельке до дна, но и сама до пустоши иссушена. И есть ли чья в случившемся вина не важно ныне. Видно это – к лучшему. Познавши боль, я не желаю знать кто путь с тобой пройдет до окончания. Последний лист, закончена тетрадь… Прости меня. Прощай. Апполинария. _______________________________________________ • женские образы, воплощенные Ф.Достоевским в романах «Игрок», «Идиот», «Братья Карамазовы», прообразом которых была А.Суслова |