Возвращаются на Родину, в Россию, забытые имена наших соотечественников – вынужденных эмигрантов. Масштабы революционной трагедии, постигшей Россию, еще предстоит осознать, как и осмыслить всю величину багажа русской культуры, сохраненной и приумноженной российской интеллигенцией за рубежом. Волей судьбы оказавшись за границей, они не растворились в людском разноязычном море, а оставили будущим поколениям добрую память о себе и о России. В нашей стране выросло не одно поколение, не знающее их, не знакомое с их делами. Но мы, живущие на своей родной земле, должны уважать свое прошлое, стараться возвращать в Россию забытые имена наших дорогих соотечественников, услышать которые подчас можно лишь случайно. Вот и эта история вся от начала и до конца как будто скреплена хрупкими цепочками случайностей и закономерностей. Сначала совершенно случайно в руки воронежскому писателю и публицисту Владимиру Невяровичу попала тоненькая книжечка стихов поэта Сергея Бехтеева, «Царского гусляра», как его называли современники, закончившего свой жизненный путь в эмиграции. Владимир Константинович, как человек, давно увлеченный историей своей малой родины, не мог пройти мимо непростой судьбы поэта-земляка, о котором до недавнего времени не было известно практически ничего. К сожалению, имя русского поэта Сергея Бехтеева недостаточно широко известно в России и по сей день. В советское время он не просто не укладывался в заданные идеологические рамки (бывший лицеист и кавалергард, монархист, дворянин), но и находился под гораздо более строгим запретом, чем многие его собратья по эмиграции. Лишь в некоторых фильмах того времени иногда звучали трогательные романсы на слова неизвестного автора, которым был, как теперь установлено, именно Сергей Бехтеев. Ведь и саму жизнь, и стихи Бехтеева определяла стойкая верность самым высоким идеалам и страстная бескомпромиссность в патриотическом служении делу возрождения православной Родины. Бехтеевы принадлежат к древним русским служивым дворянским родам татарского происхождения. Далекий предок поэта Сергея Бехтеева – татарин Ворон – при князе Василии II перешел на службу к русским из Золотой Орды, приняв православную веру. Среди потомков Ворона были гонцы и дипломаты, воеводы и стольники. По женской линии Бехтеевы дали России критика-демократа Д.И. Писарева и поэта пушкинской поры М.В. Милонова, путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Не так давно в роду Бехтеевых появилась и первая святая: Священный Синод Украинской Православной Церкви прославил в лике святых инокиню Елену (Бехтееву), могила которой сохранилась в Свято-Флоровском монастыре в Киеве. Среди известных представителей рода Бехтеевых можно назвать также дипломата елизаветинской эпохи Ф.Д. Бехтеева – первого учителя будущего императора Павла Первого, талантливого художника, графика, иллюстратора, оформителя пушкинского «Евгения Онегина» Владимира Георгиевича Бехтеева, а также отца поэта – видного государственного деятеля Сергея Сергеевича Бехтеева-старшего, могила которого находится в селе Липовка Задонского района Липецкой области, его родовом поместье… Осенью и зимой 1917 года Сергею Бехтееву удалось переслать в Тобольск, где под арестом содержалась царская семья, несколько своих патриотических стихотворений («Молитва», «Россия», «Верноподданным», «Святая ночь», «Боже, Царя сохрани»). Стихотворение «Молитва» поэт посвятил царским дочерям Ольге и Татьяне. Текст «Молитвы» своей рукой позже переписывали и царица Александра Федоровна, и её старшая дочь Ольга, которой и приписывалось ошибочно авторство «Молитвы». Однако после издания в Германии первого выпуска сборника стихов Бехтеева «Песни русской скорби и слёз» стало ясно, кто автор этого пронзительного в своей искренности стихотворения. Поэт Сергей Сергеевич Бехтеев (1879-1954), покинувший Россию в ноябре 1920 года, был автором 10 поэтических сборников. Он похоронен в 1954 году в Ницце на русском кладбище Кокад. У самого поэта не было детей. В эмиграции жил он очень скромно и уединенно. В течение 16 лет Сергей Бехтеев был ктитором (старостой) русского домового храма во имя Державной иконы Божьей Матери. На свои скромные средства он лично изготовил иконостас для этого храма, а также храма во имя преп. Серафима Саровского. В течение 12 лет Владимир Невярович собирал материалы о поэте С.С. Бехтееве, вступив в переписку с его родственниками, живущими в самых разных странах мира – в Румынии, Франции, Германии, Бельгии, Испании, Польше, Италии. Этот труд завершился в 2008 году изданием в Санкт–Петербурге книги «Певец Святой Руси. Сергей Бехтеев: жизнь и творчество». В этом же году в Воронеже был создан «Благотворительный Бехтеевский фонд любителей русской старины» («Бехтеевский фонд»), а автор книги стал лауреатом всероссийской Большой литературной премии, учрежденной Союзом писателей России. Собирая материал для своей книги, Владимир Константинович не мог остаться равнодушным к судьбе храма во имя преподобного Сергия Радонежского, когда-то бывшего родового храма семьи Бехтеевых. После революции церковь чудом уцелела. Долгое время использовалась как зернохранилище, что и спасло ее от уничтожения. Потом храм попросту забросили, и находился он в весьма плачевном состоянии. И дальнейшие события, связанные с родовым поместьем Бехтеевых – Липовкой, с судьбой храма, можно тоже отнести к разряду случайностей. Ведь знакомство с человеком, сыгравшим немалую роль в воссоздании святыни, по сути, именно таким и было. Автор-исполнитель баллад и притч из Москвы Светлана Копылова с Владимиром Невяровичем знакома не была. Просто однажды друзья Владимира Константиновича попали на концерт Светланы в Воронеже, а после концерта, который произвел на них неизгладимое впечатление, рассказали о певице писателю. Началась переписка в Интернете, не более того. Владимир Константинович посоветовал Светлане стихи Бехтеева, которые поразительно мелодичны, легко ложатся на музыку и на которые он сам написал более 20 песен. Вместе со стихами певица прочла и книгу «Певец Святой Руси», и первым вопросом, который она задала автору, был вопрос о том, кто восстанавливает храм. На этот вопрос, увы, ответить было нечего – таких денег у Липецкой епархии, которой храм принадлежал, попросту не было. И тогда Светлана приняла очень непростое решение – она захотела помочь в восстановлении храма в Липовке и возрождении родового поместья Бехтеевых… Эта яркая и самобытная актриса и певица в последние несколько лет стала во многих регионах России и за ее пределами очень популярна. Со своими концертами Светлана побывала почти в 20 странах мира. Её артистический график расписан буквально по дням. Диапазон поездок (даже по России) впечатляет: Калининград, Пермь, Самара, Москва, Петербург, Камчатка и т.д. Светлана Копылова является лауреатом международных и всероссийских конкурсов, имеет церковные награды. Но главное детище её души в последние годы – восстановление старинного Сергиевского храма в Липовке. И на каждом своём концерте она собирает пожертвования на этот храм С тех пор прошло четыре года. На своих концертах Светлана Копылова не только рассказывает, но и показывает небольшой фильм о том, как восстанавливалась церковь, как начались первые службы во временно приспособленном для этого вагончике, как буквально из руин к небу вознесся белоснежный красавец-храм, увенчанный золотыми куполами. Кстати, единственное, что осталось в старой церкви целым, кроме стен – это крест на главном куполе. На сайте Светланы Копыловой в Интернете подробно рассказано о том, как шла работа, кто принимал в ней участие. Заинтересовалась этой историей и подруга Светланы, любимая многими певица Валентина Толкунова, попросила отвезти ее в Липовку, и, проникнувшись общей идеей, тоже захотела принять участие в восстановлении исторической памяти, когда-то незаслуженно преданной забвению. К сожалению, это были последние месяцы ее жизни… Бехтеев истово любил Россию и посвящал ей самые лучшие, пронзительные свои стихи. Сергей Сергеевич очень хотел вернуться на Родину, хотя бы прахом своим. В его стихотворении «Тоска по Родине» есть такие слова: Иль, может быть, исчезнув на чужбине, От милой родины в изгнаньи и вдали, Безмолвно лягу я в холодной домовине Под чуждым небом чуждой мне земли. Ужель тогда, под крышкой гробовою, В немой тоске не веря, не любя, Поникнув тихо гордой головою, В земле чужой забуду я тебя? О, нет, клянусь нелживыми устами — И там, во мгле, где буду я лежать, Я буду жить заветными мечтами И встречи радостной уныло ожидать. Когда ж пройдет порыв народной злости И кончит пир прожорливая тля, Прими тогда мои немые кости Под свой покров, родимая земля. Пусть надо мной могучей, юной силой Забьется жизнь и ярче, и полней, И будет петь весною над могилой Родную песнь родимый соловей! Осенью 2010 года на канале «Культура» в рубрике «Письма из провинции» был показан фильм «Задонск» о Липовке, о работе Бехтеевского фонда по восстановлению храма. А полгода спустя, в праздник Пасхи, в восстановленном храме во имя преподобного Сергия Радонежского состоялась первая служба. На ней присутствовали прихожане храма, а также Светлана Копылова, постоянно приезжающая сюда в любое свободное время из Москвы, директор Бехтеевского фонда Владимир Невярович и сотрудники фонда из Воронежа. И плыл в рассветную тишину хрустальный звон колоколов, словно возвещающий о новой странице в истории древнего рода, села, раскинувшегося в живописнейшем месте на берегу Дона, в истории России. |