«Под лаской плюшевого пледа Вчерашний вызываю сон. Что это было? Чья победа? Кто побежден? Кто побежден?» М.Цветаева Жизнь на портале идет своим чередом. Приходят и уходят авторы. Заканчиваются конкурсы, дружно или не очень обсуждаются обзоры, считаются рейтинги, раздаются дипломы и серьги. Однако, как всегда остается открытым вопрос: «а чем мы тут собственно занимаемся?» Вопрос этот неоднократно обсасывался в различных темах, вызывая полярные мнения от «страдаем фигней» до «творим высокое искусство» (я, конечно же, утрирую, но только для большего понимания). В общем-то, ничего удивительного нет – однозначно ответить на такой вопрос невозможно. Однако, это вовсе не значит, что и задаваться им нет нужды. Человек существо – рефлексивное, и благодаря рефлексии – тянет себя, как Мюнхаузен за волосы из уютного сонного болота. Так что «…не пристало ли нам, братья» в очередной раз попытаться взглянуть на себя. Оговоримся сразу – один лишь взгляд на себя ничего дать не может. Чтобы узнать о себе что-то новое, нужно иметь то, с чем сравнивать. Конечно, бессмысленно, сравнивать красное и соленое (хотя поэзия могёт и это и многое другое:)). Сравнивать надо сравнимое :) Не буду больше юлить, я намекаю на конкурсы и рейтинги, коими заполнены большинство литературных порталов. Понятно, что, как только где-то собралось несколько человек с общим интересом (а потом к ним присоединилось еще несколько, и понеслось), рано или поздно встает вопрос, а у кого больше, толще или духовнее. И так уж исторически сложилось, что конкурсы на настоящий момент – одна из наиболее удобных полуигровых форм выяснения взаимоотношений (конечно, есть и другие формы, но не будем растекаться мысью, нам будет достаточно и такого явного примера, как конкурсы). Почему конкурсы – так удобны? Ну, во-первых это игра (об исторически-психологических корнях игры читайте длиннейший список литературы, список можно найти в интернете). Во-вторых, это соревнование (пускай, соревнование, в принципе - часть игры – но настолько важная, что имеет смысл выделить его отдельным пунктом). Ну и третье, что обычно остается за кадром, но не менее важно – это образование иерархии. Иерархия нужна, чтобы портал существовал, как некий организм, некое явление, а не аморфная масса. Где система – там и иерархия. Пока нас несколько человек и все друг друга знают и ведают кто чего стоит, специально иерархию определять не требуется. Но как только нас становится много, плюс ко всему идет большая ротация – иерархия становится жизненно необходимой. Не нравится слово «иерархия» – можно заменить ее на «систему ценностей», не в этом суть. А суть в том, что приходящие должны видеть «Что такое хорошо, и что такое плохо» именно в этом месте. Они могут с эти не соглашаться – но ясно представлять себе должны. Итак, возвращаясь к нашим баранам - то есть порталам. Приходя на портал, опытный автор может сразу примерно определить его уровень по местным победителям. Если, например, стабильно в победителях оказываются стихи типа (стих взят с ЧХА от одного знакомого фонаря): Груз нерастраченной любви, Не сбывшихся желаний Всегда «замешан» на крови – Разбитых чувств, страданий. То значит, не все ладно в датском королевстве и впору давать деру. Ну а новичку (если ему повезло попасть на приличный портал) тоже имеет смысл ознакомиться с победителями конкурсов, сориентироваться на них, как на некие вершиночки (по сравнению с ним, конечно). Сам новичок, не всегда еще владея языком, ритмом, порой не в силах отличить графоманию от приличных стихов (тем более – гениальных :)). И пока он самостоятельно этого сделать не может, ему и надо ориентироваться на классиков умерших, классиков предполагаемых, ну и на победителей конкурсов этого приличного портала, куда ему так повезло попасть. Таким образом конкурсы – не просто развлекаловка, но и одна из образующих систем уважающего себя лит.портала . Итак, (оставив до лучших времен в стороне вопросы судейства и организации конкурсов), сразу обратимся к их результатам. Допустим некто мистер Х занял первое место (1000 баллов плюс диплом на страничку), мистер У занял второе место (крики, долой! Позор! Судейство субъективно!) и т.д. В конце концов, у нас имеется ряд маститых ХУ-авторов, на которых и ориентируется остальной народ (положительно или отрицательно). И тут уже, портал может оценить свой уровень («свет мой зеркальце, скажи») сравниваясь с другими порталами. Вот у нас соленые авторы Х и У ходят в венках, а у них зеленый Z – в авторитетах. И опять вроде как бы получается, что каждый кулик свое болото хвалит, и опять мы не знаем – насколько мы хороши (или пло…, впрочем, нет, именно» хороши»). То есть, сравниться можно, но каждый портал будет сравнивать по своей системе ценностей – и получится разговор немого с глухим. И для конструктива нам нужна третья точка (о эта третья точка! она везде нужна). Она придаст устойчивость, и сделает наш мир объемным. И таким образом, позволит нам более объективно судить о самих себе (судить о других, нас учить не надо – это мы и сами). В поисках этой третьей точки (или третьего глаза – кому как нравится), мы перелопатили кучу измерений и, наконец, нашли нечто, что, на наш взгляд, более менее подходит для наших целей. В науке для определения иерархии есть очень спорный, но тем не менее используемый индекс цитируемости научных статей. В нашем случае –подошел бы индекс печатаемости или публикаций. Сразу встает вопрос: публикаций где? В наше время, когда печатается всё и вся – каждый начинающий автор уже имеет длинный список публикаций в серьезных изданиях типа «Золотые строфы ледовитого океана» или «Лучшая поэзия России. Июнь 2012 года» :) А уж своих книг сейчас - хоть той самой третьей точкой ешь: пусть в 10 экземплярах книжка – но своя, напечатанная. В таких условиях, имеет смысл обратиться только к более менее солидным изданиям. С другой стороны – хотелось бы иметь в наличии не только издания академически-классической направленности, но и экспериментально-авангардной, в общем, хотелось бы иметь весь спектр – отражающий всю широту современного литературного течения И такой список журналов мы нашли в лице «Журнального зала» http://magazines.russ.ru/about/ созданного в конце прошлого тысячелетия. Вот список журналов отслеживаемых в нем: Арион Вестник Европы Волга Дружба Народов Звезда Знамя Иностранная литература Континент Нева Новая Юность Новый Журнал Новый Мир Октябрь Отечественные записки Урал НОН-ФИКШН Вопросы литературы Неприкосновенный запас НЛО НОВОЕ В ЖЗ Зеркало ©оюз Писателей День и ночь Дети Ра Иерусалимский журнал Интерпоэзия Крещатик Новый Берег Сибирские огни СловоWord Студия АРХИВ ВОЛГА-ХХI век Зарубежные записки Критическая Масса Логос Новая Русская Книга Новый ЛИК Старое литературное обозрение Уральская новь Из этого списка видно, что охват, как географически, так и культурно – достаточно широк, чтобы можно было говорить о солидной и репрезентативной выборке. Кроме того, радует, что кроме самих журналов, есть рубрикация и по авторам, где можно посмотреть все публикации конкретного автора по всем журналам. Таким образом, выбрав ЖЗ в качестве основы для индекса печатаемости, мы решили попытаться оценить уровень нашего портала через индекс публикаций в ЖЗ победителей портальных конкурсов. ------------------------------------------- ------ Квалификационный раздел (то же своеобразный конкурс, только марафонский :)) Номинации "Заслуженный Мастер слова", "Мастер слова" 1,2,3 степени, Диплом "Признание" 1,2,3 степени Всего: 82 человека Имеют публикации в ЖЗ: 18 (22%) ------------------------------------------- ------ ХИТ СЕЗОНА Всего: 17 Имеют публикации в ЖЗ: 1 (5,9%) ------------------------------------------- ------ Открытый Финал ВКР – 2011 (1-3 места) Всего: 11 Имеют публикации в ЖЗ: 2 (18,18%) ------------------------------------------- ------ Финал Литературного турнира на Кубок МСП «Новый Современник» . Всего: 6 Имеют публикации в ЖЗ: 2 (33,33%) ------------------------------------------- ------ Литературный конкурс «Чаша таланта» Всего: 6 Имеют публикации в ЖЗ: 1 (16,67%) ------------------------------------------- ------ ИТОГО Всего: 122 Имеют публикации в ЖЗ: 24 (19.67%) ------------------------------------------- ------ Очевидно, что цифры эти несколько фиктивны, возможно кто-то попал (или не попал) из-за наличия псевдонима. Возможны совпадения имен и фамилий – разобраться в этом – это уже дело техники, мы пока представляем сам метод :) К тому же погрешность, скорее всего не так уж и велика – большинство авторов-победителей имеет достаточно своеобразные имена-фамилии. Для сравнения мы взяли список опубликованных авторов на литературном портале «Точка зрения» ( http://lito1.ru/) с мая 2012 года. Учитывая, что публикации там премодерируемые, то есть публикуется только отобранное редакцией (в нашем случае, это тоже своеобразный конкурс), то считаем за человека каждую публикацию (даже если люди повторяются) Всего: 40 Имеют публикации в ЖЗ: 12 (30%) Таким образом, ЧХА в некоторых конкурсах по индексу авторов-публикантов показывает совсем неплохие результаты в сравнении с Точкой Зрения. Понятно, что это только лишь один из возможных способов оценивания уровня сайта, и наличие публикаций в ЖЗ – не решающий критерий в оценке художественности текста. Однако, это только в каждом конкретном случае. Там, где идет оценивание в целом - данный метод, нам кажется, вполне приемлем для получения статистических результатов и их интерпретаций (которые, тоже могут быть разными, конечно :)) В качестве бонусика – список ЧХА-шных авторов (из рейтинга и из вышеперечисленных конкурсов) с публикациями в ЖЗ. (Там где стоит вопросительный знак - мы не совсем уверены в том? тот ли это человек, но, у нас и не строго научное исследование, а лишь попытка взглянуть на мир еще под одним углом) Эльдар Ахадов Микаел Абаджянц Валентин Алексеев (?) Анатолий Берлин Алексей Березин Владимир Борисов Марк Луцкий Евгений Петропавловский Наталия Иванова (?) Ольга Иванова (?) Дмитрий Комаров Карапетьян Рустам Ольга Моисеева Инга Пидевич Тамара Ростовская (?) Смирнов Михаил Александр Светлов (?) Владимир Штайгман Александр Шапиро (?) Наталья Малинина (Ярославской) |