Приглашаем авторов принять участие в поэтическом Турнире Хит-19. Баннер Турнира см. в левой колонке. Ознакомьтесь с «Приглашением на Турнир...». Ждём всех желающих!
Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой
Приглашение/Информация/Внеконкурсные работы
Произведения турнира
Поле Феникса
Положение о турнире











Главная    Новости и объявления    Круглый стол    Лента рецензий    Ленты форумов    Обзоры и итоги конкурсов    Диалоги, дискуссии, обсуждения    Презентации книг    Cправочник писателей    Наши писатели: информация к размышлению    Избранные произведения    Литобъединения и союзы писателей    Литературные салоны, гостинные, студии, кафе    Kонкурсы и премии    Проекты критики    Новости Литературной сети    Журналы    Издательские проекты    Издать книгу   
Мнение... Критические суждения об одном произведении
Андрей Мизиряев
Ты слышишь...
Читаем и обсуждаем
Буфет. Истории
за нашим столом
В ожидании зимы
Лучшие рассказчики
в нашем Буфете
Ольга Рогинская
Тополь
Мирмович Евгений
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЕВА
Юлия Клейман
Женское счастье
Английский Клуб
Положение о Клубе
Зал Прозы
Зал Поэзии
Английская дуэль
Вход для авторов
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Сделать стартовой
Добавить в избранное
Наши авторы
Знакомьтесь: нашего полку прибыло!
Первые шаги на портале
Правила портала
Размышления
о литературном труде
Новости и объявления
Блиц-конкурсы
Тема недели
Диалоги, дискуссии, обсуждения
С днем рождения!
Клуб мудрецов
Наши Бенефисы
Книга предложений
Писатели России
Центральный ФО
Москва и область
Рязанская область
Липецкая область
Тамбовская область
Белгородская область
Курская область
Ивановская область
Ярославская область
Калужская область
Воронежская область
Костромская область
Тверская область
Оровская область
Смоленская область
Тульская область
Северо-Западный ФО
Санкт-Петербург и Ленинградская область
Мурманская область
Архангельская область
Калининградская область
Республика Карелия
Вологодская область
Псковская область
Новгородская область
Приволжский ФО
Cаратовская область
Cамарская область
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Республика Удмуртия
Нижегородская область
Ульяновская область
Республика Башкирия
Пермский Край
Оренбурская область
Южный ФО
Ростовская область
Краснодарский край
Волгоградская область
Республика Адыгея
Астраханская область
Город Севастополь
Республика Крым
Донецкая народная республика
Луганская народная республика
Северо-Кавказский ФО
Северная Осетия Алания
Республика Дагестан
Ставропольский край
Уральский ФО
Cвердловская область
Тюменская область
Челябинская область
Курганская область
Сибирский ФО
Республика Алтай
Алтайcкий край
Республика Хакассия
Красноярский край
Омская область
Кемеровская область
Иркутская область
Новосибирская область
Томская область
Дальневосточный ФО
Магаданская область
Приморский край
Cахалинская область
Писатели Зарубежья
Писатели Украины
Писатели Белоруссии
Писатели Азербайджана
Писатели Казахстана
Писатели Узбекистана
Писатели Германии
Писатели Франции
Писатели Болгарии
Писатели Испании
Писатели Литвы
Писатели Латвии
Писатели Эстонии
Писатели Финляндии
Писатели Израиля
Писатели США
Писатели Канады
Положение о баллах как условных расчетных единицах
Реклама

логотип оплаты
Визуальные новеллы
.
Произведение
Жанр: Очерки, эссеАвтор: Андрей Хромовских
Объем: 11698 [ символов ]
Яблоко
Яблоко
(эссе)
 
Сознание того, что чудесное было рядом
с нами, приходит слишком поздно. Александр Блок
 
Этот сон приснился ему уже давно, − так давно, что уже и не вспомнить, когда именно.
Он внушает себе, что сон этот так – пустячок, видимость одна и безделица, но где-то внутри понимает: нет, не просто так явился сон, а с целью. Да он уже догадался − с какой, но много лет обманывает сам себя, стараясь не замечать, как забываются последние кадры сна, самые значимые. Скоро − он боится и думать, когда грядет это «скоро» − ему придётся смотреть ненужное уже начало; а когда-нибудь память покажет ему вместо сна пустоту. Но об этом «когда-нибудь» тоже лучше не думать.
Возможно, он не уразумел смысла этого давнего сна? Нет, нечего и надеяться: сон просмотрен едва ли не сотню раз, да ведь и не на лыжах этот смысл, не гадюка какая-нибудь ползучая, − ну где же ему ускользнуть! Однако червяк сомнения гложет изнутри, подсказывает: сумел-таки выскользнуть, вот и попробуй, поищи-ка его теперь, поаукай...
Может быть, снова вызвать его из памяти − это несложно, надо лишь сосредоточиться, прикрыв глаза, – вдруг и откроется ранее непонятое, незамеченное...
 
Полуденные лучи солнца едва проникают в сад сквозь густые, высоко вверху сомкнувшиеся кроны деревьев, образуя столбы рассеянного света; редкие полянки щедро залиты им, и приходится даже щуриться, но вот он входит в напитанный душными ароматами влажный сумрак и долго идёт едва заметной в траве тропинкой до следующей солнечной поляны.
Этот сад, похожий на глухую сибирскую тайгу и на непролазные амазонские джунгли, вовсе не кажется запущенным: ни на тропинке, ни под деревьями, да нигде вокруг в ровной, словно бы причёсанной траве не видно обычного лесного мусора: поваленных деревьев, пней, даже отломанных веток и листвы, − всё убрано невидимыми заботливыми руками. У него − совершенно непонятно, откуда, − появляется бредовая мысль: деревья и кусты сегодня утром высадили уже выросшими, потому листопада и не было; а потом, − тоже непонятно, откуда, и уверенность: его и не будет, − если в первые минуты этот странный сад показался ему только что родившимся, то, когда он прошёл по нему, вдруг понял: он старше, чем даже сама жизнь.
Дары этого сада тоже необычны, и ему самому непонятно, почему эти диковинные плоды не вызывают у него ни интереса, ни аппетита, отчего он не пытается протянуть руку, снять любой из них, распробовать...
Вот он проходит мимо дерева, ветви которого гнутся под тяжестью красно-оранжевых то ли фруктов, то ли ягод, похожих на крыжовник, величиной, пожалуй, с детский мяч; листья дерева продолговатой формы, тёмно-зелёные, жёсткие, с грубым глянцем, очень похожие на листья фикуса, а само дерево − он приостанавливается в удивлении – это обыкновенная берёза, но кора почему-то бежевая. Другое дерево походит на тополь, но его листья мельче, светлее по окрасу. Плодов на дереве больше, чем хвоинок на ёлке: до самой вершины оно покрыто крупными маслянистыми ягодами, похожими на виноград, но крупнее раза в четыре; они налезают одна на другую, предлагая: подойди, сорви, попробуй на вкус! Приметные, они были бы хорошей приманкой для птиц, но их нет, как нет ни мошки, ни комаров; впрочем, любую другую живность, тех же белок, гусениц или пауков он в этом свободном от всего живого саду не заметил и не услышал, − всё это весьма странно, даже подозрительно, и наводит на некоторые размышления... Вот исполинский куст боярышника, увешанный непонятно чем, кажется, ягодами с арбуз средних размеров; алые, с бугристыми коричневыми продольными полосками, они легко, безвесно раскачиваются, тускло мерцают внутренним, нелампадным светом, и этот потусторонний свет настораживает его, заставляет, ускорив шаги, пройти мимо – к следующему дереву. Его узнать нетрудно – это обыкновенная осина, но с кистями мелких чёрных ягод, очевидно несъедобных. Рядом с ней ровными рядами, ветвями вверх, словно эвкалипты, растут кусты смородины. Её удлинённые, покрытые мягким светлым пухом ягоды свисают банановыми соплодиями; у самой земли эти ягоды – цвета белого шоколада, затем они постепенно набирают густоту, покрываются как бы коричневой пылью, и на далёкой макушке уже – фиолетово-чёрные. А вот этот одинокий куст, конечно же, облепиха, или что-то похожее на неё. Остановившись, он разглядывает пунцовые, с мягким оранжевым отливом ягоды, величиной не меньше грецкого ореха; соблазнившись их сочной свежестью, тянется − сорвать. Сейчас же в его голове неведомый, неслышанный ранее голос повелительно вскрикивает: «Не смей!» − он послушно отдёргивает руку. Куст начинает шевелиться (он моргает: чудится, что ли?), ветви, подрагивая, клонятся к нему, вот они уже у самого его лица. Рука сама протягивается к ним; ягоды так и спешат навстречу... «Беги, дурак!» − страшно рявкает голос. Он отшатывается. Ягоды, корчась, вздуваясь, разрываются сначала одна за другой (он поспешно отступает) и вдруг − все вместе, разбрызгивая далеко вокруг себя капли белёсой дымящейся жидкости, − до него доносятся дурманящие цветочные ароматы, смешанные с амбре кориандра и горчицы.
Перешагивая через мясистые шляпы грибов, − помесь опят с рыжиками, − обходя конусообразные башни муравейников, он уходит всё дальше в зелёный сумрак сада, уже не обращая внимания на окружающие его деревья и кусты, эти плоды если не больного человеческого разума, так зримые последствия генетических экспериментов самой природы, томимый лишь одной, пока что неразрешимой задачей: как выбраться из этого чёртового логова? Словно бы прочитав его мысли, деревья норовят поймать его капканами переплетённых корней, вцепиться в плечи, выцарапать глаза иглистыми, зазубренными сучьями. Он на ходу отламывает их, и от нажима его пальцев они рассыпаются в сухую, едкую пыль.
Неохватный дуб преграждает ему дорогу (ещё какое-то мгновение назад его не было; он что же − материализовался из душного воздуха?!), ухмыляется всеми четырьмя дуплами, − а может быть, это глаза у него такие: в чёрных провалах ни зубов, ни зрачков, − поросшие лишайниками загребущие ветви-клешни широко расставлены: а ну, пройди-ка...
Останавливается, смотрит под ноги, − вот уж не было печали! − тропинку не видно ни там, где он только что прошёл, ни впереди него. Яснее ясного – заблудился...
«Если никаких вариантов нет, − думает он, оглядывая сплошные стены сада, − значит, придётся полагаться на слепой случай» − и идёт наобум через заросли древовидной лебеды. Едва углубившись на несколько шагов, замирает, озарённый догадкой: если сад, который изнанку выдаёт за лицевую сторону, навязывает решение, стало быть, любое заведомо неправильное решение будет верным! − и, развернувшись, спешит обратно.
Удивительно, но за какую-то минуту дуб заматерел, сделался лет этак на пятьсот старше, ещё необъятнее; лишайники седыми, спутанными клочьями свисают не только с удлинившихся ветвей, но и со ствола, из уже семи дупел, − с виду это даже не прежний грозный исполин, а незыблемая твердыня... Решившись, он, упрямо нагнув голову, надвигается на него, отсчитывая шаги, ожидая − после пятого его лоб должен уткнуться в дубовый ствол. Когда же он мысленно произнёс: «Пятый!» − случилось то, что и предполагалось: он продолжает идти вперёд и после шестого, и даже после седьмого, уже уверенного, шага.
Открыв глаза, обнаруживает себя посреди невысоких черёмух и рябин, − наверное, это уже окраина сада, − видит над собой небо, а впереди, за редеющей зеленью кустов − открытое пространство, и пробирается к нему, нетерпеливо отодвигая разлапистые ветви...
 
Необъятный летний луг, внезапно раскрывшийся перед ним, набегает на редкие клеверные островки колокольчиковыми, васильковыми волнами, увенчанными снежной пеной ромашек, вскипает пурпурно-розовыми водоворотами иван-чая, медленно раскачивает в низинах высветленные солнцем валы пырея, вихрит золотые локоны курослепа, − лишь саранки, эти гордые красавицы, словно маяки, возвышают над луговой цветочной мелочью свои зажжённые красные и жёлтые фонари, − и ускользает в неоглядную взором даль. Над волнами, увлекаемые невидимым ветром, легко появляются, исчезают и тут же рождаются снова облачка или туманности из быстрых, как шальные мысли, крыльев бабочек; а может быть, это и есть невысказанные вслух мысли, или подавляемые холодной, рассудочной волей тайные желания, живущие пусть и отражённой, но своей жизнью, или это грезятся пустые миражи? Луг не даёт ответа – он сливается с небом так неуловимо, что, стоя у самой его кромки, он, как ни вглядывается, не понимает, где заканчивается край луга и начинается край неба – горизонта нет, а есть лишь осознание: находишься внутри вселенского шара, или в субстрате, схожем с родниковой водой, или ещё мельче: внутри себя самого − в капле живой материи...
Деревце, неизвестно откуда взявшееся на краю луга, поначалу его не заинтересовало, ведь ещё в саду наскучили балаганные превращения, но, присмотревшись, увидел обыкновенную яблоню ростом едва ли выше его самого, с настоящей корой, ветками и листьями; единственное яблоко на деревце тоже, кажется, не мутант, а самое что ни на есть настоящее...
Осторожно приблизившись, он рассматривает его – крупное, гладкое, жёлтое... Нет, не жёлтое и не восковое, а оттенка загустевших деревенских сливок, яблоко настолько полупрозрачно, что, наверное, вот ещё чуть-чуть − и внутри его разглядишь семечки.
Словно бы услышав его мысли, солнце освещает лучом яблоко – и оно тут же растворяется в воздухе, как будто его и не было на ветке; а внутри оставшегося матового контура − вот же они, семечки, их можно легко сосчитать − четыре штуки...
Бабочка садится на противоположный от него яблочный бок; зачарованный, он смотрит, как сквозь толстое стекло, на её кремовые крылышки, и ему вдруг приходит в голову: рассказал бы кто о таком вот неслыханном чуде – не поверил бы, да и сам рассказывать не станет – не поверят, да ещё и пальцем у виска покрутят.
Солнечный луч уходит в сторону – яблоко проявляется.
Всё это происходит за такой краткий миг, что он чувствует, как его начинают одолевать сомнения: а не причудилось ли ему, не приснилось ли всё это? Нет, яблоня не снится – вот же она, перед ним! Так то оно так, да ведь кто его знает, этот странный луг (а может быть, это и не луг вовсе, а продолжение сада?), какие изворотливые дьявольские уловки он ещё способен придумать, надо бы проверить яблоко, да как это сделать... И вдруг осенило: запах! − он и только он точно подскажет, что же перед ним в действительности такое.
Он подходит к деревцу вплотную и, готовый отпрянуть в сторону от любой неожиданности, принюхивается... Ничего особенного – запах как запах, обыкновенного яблока, не редьки и не репы, но такой неизъяснимый, благодушистый, − голова вроде бы как вспорхнула и закружилась в медленном танце... Прислушиваясь к внутреннему голосу, протягивает к яблоку руку – голос молчит; притрагивается пальцами к податливой, мягкой кожуре – безмолвие; подождав, осторожно тянет яблоко – оно поддаётся...
 
Здесь сон обрывается, а ответа, − в который уже раз? – сорвал ли он яблоко, как не было, так, наверное, никогда и не будет.
А вот его разгаданный запах никогда не забудется, ведь так тонко, призрачно, почти и неслышно может пахнуть только человеческое счастье.
 
2009
Дата публикации: 03.07.2012 11:24
Предыдущее: Куст жимолостиСледующее: Ода душе

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить рецензию или проголосовать.
Наши новые авторы
Лил Алтер
Ночное
Наши новые авторы
Людмила Логинова
иногда получается думать когда гуляю
Наши новые авторы
Людмила Калягина
И приходит слово...
Литературный конкурс юмора и сатиры "Юмор в тарелке"
Положение о конкурсе
Литературный конкурс памяти Марии Гринберг
Презентации книг наших авторов
Максим Сергеевич Сафиулин.
"Лучшие строки и песни мои впереди!"
Нефрит
Ближе тебя - нет
Андрей Парошин
По следам гепарда
Предложение о написании книги рассказов о Приключениях кота Рыжика.
Наши эксперты -
судьи Литературных
конкурсов
Татьяна Ярцева
Галина Рыбина
Надежда Рассохина
Алла Райц
Людмила Рогочая
Галина Пиастро
Вячеслав Дворников
Николай Кузнецов
Виктория Соловьёва
Людмила Царюк (Семёнова)
Павел Мухин
Устав, Положения, документы для приема
Билеты МСП
Форум для членов МСП
Состав МСП
"Новый Современник"
Планета Рать
Региональные отделения МСП
"Новый Современник"
Литературные объединения МСП
"Новый Современник"
Льготы для членов МСП
"Новый Современник"
Реквизиты и способы оплаты по МСП, издательству и порталу
Организация конкурсов и рейтинги
Шапочка Мастера
Литературное объединение
«Стол юмора и сатиры»
'
Общие помышления о застольях
Первая тема застолья с бравым солдатом Швейком:как Макрон огорчил Зеленского
Комплименты для участников застолий
Cпециальные предложения
от Кабачка "12 стульев"
Литературные объединения
Литературные организации и проекты по регионам России

Шапочка Мастера


Как стать автором книги всего за 100 слов
Положение о проекте
Общий форум проекта