Бывали вы в Евпатории? Признаюсь, колоссальное магическое воздействие этого города я испытала на себе. Древний город у моря раз и навсегда взял меня в плен своеобразного древневосточного обаяния. И если в вас есть хоть самая капелька романтизма, и тяги к исследованию прошлого, вы не сможете не заболеть Евпаторией, не увлечься ее памятниками старины, не влюбиться в тайны ее древних улиц. Еще бы! Представьте себе, это один из немногих городов, в котором из-за угла может лихо выехать тачанка с пулеметом, а дервиши вовлекут вас в свой увлекательный танец. Я бы сказала больше, Евпатория – подарок судьбы. Во всяком случае, так произошло со мной. Даже великий Маяковский отмечал «Жаль мне тех, кто не бывал в Евпатории». Самое удивительное в том, что старой части города просто повезло – она без особых потерь пережила революции, войны и оккупации, сохранив при этом памятники истории разных эпох. Одним словом, историческая многоликость и своеобразие подобны пестрому цыганскому платку, на котором щедро представлены всевозможные яства – тут тебе и блюда караимской кухни, и татарской, армянской, греческой, еврейской – что за буйство красок! Казалось, ненормальный художник перемешал краски на мольберте, добавил богатую ориенталистическую окантовку - это произведение искусства вы уже никогда не забудете. Малый Иерусалим, одним словом. Историческое полотно, панорама – открывается одним, закрыта для других – непосвященных. Потому что городов с такой историей не так уж много. Зато много людей, неравнодушных к Крыму и его экзотическим редкостям. Вы когда-нибудь встречали человека, который сознался бы в том, что не любит Крым? Я – нет. Целая плеяда известных творческих личностей выбирала для себя Крым как место постоянного жительства. Романтик Грин, великий маринист Айвазовский, поэт и художник Волошин, ироничный доктор Чехов… Видимо, Крым давал каждому из них то, в чем он остро нуждался. В Крыму, как в Греции, есть все - горные водопады, скалистые и лесистые горы, удивительные бухты с чудными названиями и влекущее море. Создается впечатление, что время умеет замирать и останавливаться, повинуясь законам не здешнего мира. Не торопите мгновения, они могут плавно перевести вас в состояние вдохновения, потому что музы художников и поэтов давно обитают где-то в ущелье Чуфут-Кале, где звенящая пустота чистого горного воздуха напоминает нам о скоротечности всего земного. Особенно если смотришь с отвесной скалы вниз. Даже государи Романовы оставили частицу своего сердца в Крыму, построив великолепные дворцы и дачи, разбив парки – шедевры ландшафтного искусства. Попадая в старый город, вы будете поражены неспешностью и размеренным ритмом здешней жизни. Конечно, я не говорю о курортном сезоне, который меняет атмосферу города, заполняя суматохой, шашлычным чадом, и иными «приметами» курортной жизни. Весной, зимой и осенью в этом городе никто никуда не спешит. И только старый позванивающий трамвай умчит вас по улице Революции в утреннюю рассветную даль города вашей мечты, и вы снова станете молодым и беспечным… Вперед, читатель, вперед, исследователь! Город ста религий, существующий на прекрасном полуострове, гостеприимен и открыт. Еще в древние времена сам царь Евпатор остановил свой царственный взгляд на великолепном Каламитском заливе, предрешив судьбу города. Казалось, рукой сего мудрого правителя управляла сама рука провидения. Времена менялись, и сама Евпатория переживала времена возрождения и упадка. И вот уже крепость Гезлев отражала нападения врагов, защищала своих жителей от чужеземцев и захватчиков. Вообще, история Евпатории так же многомерна и удивительна, как и сам город с его тайнами, кривыми улочками и заунывным пением муэдзина. Она вписана золотыми буквами в чудесную крымскую летопись, на протяжении стольких веков мы всматриваемся в ее богатое прошлое, овеянное мифами и легендами, историями и сказаниями. Прошлое переплелось с настоящим, Крым по-прежнему притягивает туристов, и многие заново открывают его для себя, но познать его до конца невозможно… Самому городу уже исполнилось 2500 лет. Все началось с киммерийцев – таинственного племени, прославившихся своими набегами на восточные страны. Некоторое время они царствовали в степном пространстве между Центральной Азией и Восточной Европой. Древние греки ссылались на народ, который теснили с насиженного места, однако память, в том числе и поэтическая, я имею в виду «Киммерию» Волошина, хранит воспоминания об этом времени: «Как в раковине малой - Океана Великое дыхание гудит, Как плоть ее мерцает и горит Отливами и серебром тумана, А выгибы ее повторены В движении и завитке волны,- Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна, Заключена и преображена...» ("Коктебель", 1918 г.) За киммерийцами пришли тавры, которые занимали горную и прибрежную части Крыма, а затем и их потеснили более воинственные скифы. Скифы вели торговлю, им жизненно необходим был выход к морю, свой порт. В 1У в. до н.э. со своих кораблей на берег вышли греки под предводительством старшины Каркина, поэтому и поселение получило название Каркенитида. Со временем Каркенитида перешла в Керкенитиду и началось славное время торговли и благоустройства порта. До конца 1У века до н.э. город существовал как отдельное государство, вел торговлю продуктами виноделия, рыбой со многими городами Причерноморья. Разрастался и богател. Местное население обменивалось продуктами с таврами, распахивало площади, выращивало злаки. В то время залежи соли делали город невероятно привлекательным местом. В период расцвета Керкинитида имела свои деньги, Херсонес тоже разрастался, претендуя на первенство. И все же кочевые племена не оставляли в покое, хотя Херсонес защищал, но в то же самое время начал насаждать свои жесткие правила выживания для города. Керкинитида становится перекупщиком, а Херсонес отныне господином, рассматривающим Керкинитиду как свое предместье. Вольготная жизнь временно приостановлена. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Теперь и Херсонес становится притягательным местом для кочевников, трудно сохранять независимость и Керкенитиде, и Херсонесу. Во П в. до нашей эры Керкенитиду заняли племена скифов. Воровство, грабежи, сплошные разрушения изувечили прекрасный греческий город. Херсонес был вынужден обратиться к понтийскому царю Митридату Евпатору за помощью. Армия скифского царя была разбита, войска закрепились в Северо-Западном Крыму. Крепость превратилась в укрытие для греков - Щитом Херсонеса, форпостом для походов на скифов. Римляне расселились по побережью от Херсонеса до Керкенитиды. До сих пор при археологических раскопках находят монеты римской чеканки. Римские воины при всей своей доблести так и не смогли сдержать полчища варваров. Сначала в Крым вторглись готы, затем гунны. Поселения греков, прекрасные города были сметены с лица земли, - так закончилась славная эпоха греков. В память об этом в канун празднования 2500 летия Еапатории, на военном корабле доставили огонь из греческого храма богини Гестии. Начинается новый этап для вечно молодого города. До ХV века правление ханов - Крымский каганат накладывает отпечаток на Керкенитиду со своей многовековой историей. Подумать только – город был и греческим, и скифским, и входил в состав Крымского ханства, а потом вошел в Российскую империю, превратившись из Гезлева в Козлов. Сказать о том, что Евпатория – город со своими особыми тайнами, ничего не сказать. Целый лабиринт подземелий позволял выбраться из стен осажденного города. Подземные ходы служили своеобразными каналами воды, потому что в средневековом городе фонтаны и сады поражали своим великолепием гостей и путешественников. Наличие большого числа храмов самых разных религий наполняют пространство разноголосицей молитв верующих всех национальностей. Судите сами - мечеть соседствует с православным собором, возле синагоги находится караимский храм, армянская церковь - рядом с текие дервишей, и все это невероятным образом составляет особую мистическую зону. Хорошо, что в последнее время реконструкция города предполагает восстановление брусчатки, крепостных ворот. Можно сказать, что история города связана с развитием караимизма – удивительной религии, Евпатория – центр караимизма до 1920 года. Здесь находится уникальный и, главное, ни на что не похожий храм кариамов – кенасы. Кенасы построены в конце ХV111 века, их посещали многие известные личности, а также государи императоры Александр 1 и Николай 11. Дворик, выложенный плитами белого мрамора, на которых установлены пятьдесят две доски с надписями из жизни караимов, увит виноградом, изящен и утончен. Его полностью возродили к жизни. Соборная кенаса переживает второе рождение - здесь проходили особые богослужения. Восстановлены росписи стен и потолка, установлен алтарь из дуба, вырезанный вручную нашим украинским мастером Василием Василюком, светильники, скамьи. Улица, которая приведет вас к кенасам, тоже заслуживает отдельного описания. Если вам не довелось бывать в средней Азии - прогуляйтесь по Караимской улице. Представьте – среди современного города существует квартал, где кривые извилистые улочки упираются в глухие стены домов. Средневековый город как бы напоминает о себе при помощи причудливого восточного орнамента на стенах домов, турецких бань, пения муэдзина сзывающего мусульман на молитву. Все! Время остановилось, и вы действительно начинаете бродить по улочкам, путаясь в лабиринтах древнего города. В конце концов, вы непременно окажитесь у еще одной святыни – мечети, потому что известно, все дороги ведут к храму. Священное место – мечеть Хан-Джами. О ней сложено немало легенд. По одной из них мечеть была возведена самым таинственным образом за одну ночь неким богачом Сеид-Бакли Эфенди. Вторая легенда утверждает, что придворный архитектор крымского хана Менгли-Гирея возвел здание мечети. Ну, а по третей версии, здание строили под православную церковь, а затем отдали под мечеть. На самом же деле, крымские ханы прибывали из Турции в Гезлев, где подписывали в мечети специальный документ – фирман. После этого хану позволялось удалиться в бахчисарайский дворец. Известный турецкий архитектор Ходжи Синан увековечил мечеть, спроектировал ее устремленный в небо силуэт подобно известной стамбульской Айя-Софии. Мечеть расположена рядом с православным Свято-Николаевским храмом. Если отправиться путешествовать по городу от ворот крепости Гезлев, где вы можете насладиться крепчайшим кофе по-турецки с восточными сладостями, окажетесь на площади, где расположено текие дервишей – уникальный памятник истории. Выбирая полное отречение от радостей мира, дервиши должны были провести тысячу и одну ночь в подземельях. Шейх монастыря выбирал самых достойных. Особым искусством считалось владение древним танцем странствующих суфиев. В этом танце мистика соединялась с невероятной пластикой тела, переходя в стремительные вращательные движения. Каждый жест символизировал особый смысл для посвященных. Таким образом, дервиши общались с высшими силами. После танцев они передавали дары целительства людям. Гадания, предсказания, были доступны дервишам. Танец дервишей завораживал наблюдателей, и сейчас только одна из потомков - местная знаменитость Айше демонстрирует тайны пластики, передавая свое искусство в дар городу, ведь сама Евпатория лечит в любую погоду вашу душу и тело. Лечебные грязи, настоянный на целебных травах воздух плюс круглогодичное санаторное лечение делают чудеса. Богатое историческое прошлое превратило Евпаторию в настоящую жемчужину Черноморья. Мне только остается пожелать вам побывать в этом чудном городе и прикоснуться к его тайнам! |