Самые Большие Мудрецы – Евреи. Признаюсь в своей странной привычке: даже во время еды стараюсь «не терять время зря» - совмещаю пищепоглощение с… чтением. Чаще это газеты, журналы… На этот раз под рукой не оказалось свежей газеты: не купил… А есть-читать надо! Взял я первое попавшееся под руку чтиво – литературный альманах «Автограф» №6 прибыл в начале этого года – я проживал тогда недолго в Хайфе. Поместили в «Альманахе» и мою новеллу «Война лишила меня радостей детства» - в разделе «Эссе». Немногую прозу альманаха уже поглотил - в прежние посещения… Читать нечего! Много поэзии… Но я в поэзии слабо сведущ: стихи читаю – только текстами, не приучен оценивать лирику, поэзию, музыку, технику словосочетаний. Наугад открыл страницу… Мельком пробежал глазами длиннострочную поэзию автора по имени… Пётр Грановский. Не знаю такого! Из современных поэтов почти никого не знаю! Уже позже прочтения его стихотворения «Шесть мудрецов» - узнал из Интернета: проживает автор во Львове, в Украине. По возрасту он участник войны. Действительно, на литературном сайте http://parnasse.ru/ он участвует в конкурсах, выигрывал, становился призером, одерживал почетные грамоты… И еще я нашел в вездесущем Интернете - «Песенку пенсионера» Петра Грановского… «Раз в году приятный женский день! Побрившись чисто, выправив осанку, Про свой склероз и простатит забыть, И, отыскав глазами в стаде «самку», Ей кошелек и сердце предложить! Но на меня взглянув без интереса, Она вернет мне сердце – жалкий уголек, И, наградивши прозвищем «повеса», Себе возьмет мой тощий кошелек! Вот так остался я без денег и без чувства, Как мне теперь до пенсии прожить?... Бреду один и матерю искусство С его вопросом вечным: «Быть или не быть?» Что мне сказать? Случайную «самку», да еще в «стаде» «снимать» не следует: сам виноват! Не только за удовольствия – уже за «подготовительные шаги» - приходится платить! А без наличных: чего «прешься в кавалеры»? Оставайся безконным «кавалеристом». Пересказывать «вечный вопрос» - нет ему надобности, смысла, резона… Философское баловство. Да, и при чем искусство – в данном конкретном случае? Никакого отношения… В «Автографе» помещено стихотворение автора – с сюжетом философским. «Шесть мудрецов». В Раю, где души обитают средь гурий, райских птиц, цветов, Где тихо Ангелы летают, раз встретились шесть мудрецов, Весьма почтенные евреи, чью мудрость так прославил век, Пророки, мысли корифеи, и даже – Богочеловек! Вели неспешную беседу: какая Истина верней, И каждый говорил соседу, что только он владеет ей! В чем эволюции загадка? Чем объясняется Прогресс? И как Плоды Познанья сладки? Чем нас так искушает Бес? Моисей сказал: «На то похоже, сошлюсь на опыт своих лет, Всему причина – Промысл Божий, другого объясненья нет». Авраам ответил: «Верю в Разум, с ним Человек непобедим! Восславим Господа все разом, ведь Человек был создан Им!» «Всему вокруг Любовь – основа, - Иисус продолжил мысли нить, Любовь, я повторяю снова, способна гоы своротить!» Маркс молвил: «Нечего тут спорить, Любовь не стоит ничего, Стремись желудок свой наполнить, ведь это – движитель всего!» Вмешался Фрейд: «Все это бредни, все, кроме, братцы, одного, Друзья, «Париж – стоит обедни», всего важнее – либидо!» Шестой мудрец Эйнштейном звался, изрек: «Ваш спор решить нельзя! Лишь я здесь правым оказался – все относительно, друзья! Чужие осуждая нравы, себя за эталон признав, Вы все одновременно правы, и ни один из вас – не прав! Не надо, братцы, лезть из кожи, забудьте свой высокий чин! Чтоб Человеком стать, похоже, всегда есть множество причин!» Он старый анекдот напомнил, качая мудрой головой: «Все истины – сомнений полны!» И был, конечно, прав, сын мой. Перечитываю стихотворение… 1. Так мудрецы – только раз встретились? Или: произошла их очередная встреча? Меняют повестку дня. 2. «Мудрость… весьма почтенных евреев» - «так прославил век». Скажу спасибо – за Евреев, но… разве один век они, названные по именам, прославили? Века, тысячелетия! Фактически эти Евреи – не одни они – дали теоретические основы современной Иудее-Христианской Цивилизации. В краткой, афористической форме стиха автор не смог сформулировать полнее, вернее, понятнее Истину. 3. Век во временном – не в годично-календарном исчислении - оказался сильно атеистическим по ряду признаков. И как это – по каким правилам-исключениям – в Б-жественном Раю вакантные места праведников предоставили – и атеистам, даже воинствующим ниспровергателям Б-жественных норм, принципов, заветов… 4. По поводу идентификации Природы и Б-га Авраама высказался Еврей-философ – жил-творил в средневековой Испании. Его имя – Барух Спиноза. Автор стихотворения мог не слышать это имя, не знать его религиозной философии. Приписываемые Аврааму слова – в несколько подправленном виде – этот Барух Спиноза мог произнести в придуманной автором ситуации. 5. Христиане не усвоили многого в учении Иисуса Христа и прежде всего его проповеди Любви. Ну, легко и просто Православные Христиане обходятся без вселенской и национальной любви. Зря старался Спаситель! Спас себя или нет – это пока еще не разгаданная загадка – Народ он не Спас! Не современный ему – не Народ последующих поколений. Все так еще происходят войны: каждая последующая проходит более разрушительной, при сравнении с предыдущей. А жертв становится! 6. Да, Карл Маркс (в молодые годы студент группы на семинарах называл его Карла-марла – по ошибке или обзывал?) – с какой стати – оказался в Раю? Он что: свое классовое учение о экономической и политической борьбе Труда и Капитала – превратил в Б-жественное, в некое подобие Евангелия? Ничего подобного мировые СМИ пока не сообщили. Да, и о чем полезном для гуманности, справедливости и демократии мог сообщить этот сухарь-фанатик, больной- трудоголик, тунеядец-приживала, ненавистник собственного народа? Никакая уважающий Религию и себя верующий Еврей-личность не стал беседовать с этим отреченцем в мирской жизни, тем более на уровне Души, да еще в Раю - о Спасении. 7. А Фрейд?! Еще тот умник! Маркс низвел всю «математику материализма» до потребностей желудка – Фрейд углубился в нижние пласты, глубоко опустился в «подземелье животных инстинктов подсознания». 8. Альберт Эйнштейн всем выставил язык! Всю свою духовность собрал в физической формуле и обтекаемом философском изречении. 9. Сам автор стихотворения не скрывает свое пристрастие к анекдотам – и этот выдал сюжетно: в полном серьезе восприятия. |